Акция Роланд. На Мадагаскар!
Только резервацию эту предполагалось создать… на острове Мадагаскар, который в то время был заморской территорией (колонией) Франции… но вот-вот должен был перейти под фактический контроль Германии.
План предложил коллега Эйхмана дипломат Франц Радемахер, глава еврейского отдела рейхсминистерства иностранных дел. Предложение предусматривало передачу контроля над Мадагаскаром, который в то время был французской колонией, Германии в качестве типа репараций.
Как обычно у национал-социалистов, идея не была оригинальной. Впервые её предложил ещё в 1878 году немецкий историк-востоковед Пауль Антон де Лагард (француз по матери, немец по отцу). В 1920-е годы его предложение всерьёз обсуждали такие антисемитски настроенные деятели, как Арнольд Лиз (британский политик, основатель Имперской фашистской лиги).
Кроме того, идея переселения польских евреев на Мадагаскар всерьёз рассматривалась Третьей французской республикой и Второй польской республикой ещё в 1937 году.
Изначально план переселения польских евреев на Мадагаскар обсуждался польскими националистическими силами, а также государственными представителями Польши во время предполагаемой польской колонизации Мадагаскара (да-да, были такие идеи).
Выдвинув лозунг «Евреев - на Мадагаскар!» в польском обществе призывали депортировать вначале от 40 до 60 тысяч евреев, а затем и всё еврейское население Польши, на Мадагаскар, чтобы «освободить страну от еврейского влияния» (мало кому известно, что в конце 1920-х годов закон о депортации всех евреев за пределы Польши недобрал в сейме всего несколько голосов).
Этот план употреблялся в противовес планам сионистов по репатриации евреев в Палестину и созданию там самостоятельного еврейского государства (ибо польским католикам - и Церкви, и мирянам – идея не нравилась категорически… ещё чего не хватало – отдать Святую Землю христоубийцам…)
Выбор именно Мадагаскара был обусловлен утверждениями некоторых историков о том, что предками нынешних аборигенов Мадагаскара являлись… евреи. В свою очередь, эти утверждения были основаны на местных мифах и легендах, согласно которым Мадагаскар был чем-то вроде второй Земли Обетованной… в Африке.
Устойчивый миф, распространенный среди многих этнических групп Мадагаскара, предполагает, что жители острова произошли от древних евреев, и, следовательно, современные малагасийцы и евреи имеют расовое родство.
Это убеждение, называемое "малагасийским секретом", настолько распространено, что некоторые малагасийцы называют жителей острова малагасийской еврейской диаспорой. В результате еврейские символы, атрибутика и учения интегрированы в религиозную практику некоторых малагасийских общин.
Собственно евреев на острове очень мало… а вот многочисленные мистические группы, идентифицирующие себя как еврейские или израильские и исповедующие синкретические сочетания христианства, иудаизма, ислама, а также традиционного культа предков и анимизма (можете себе представить такой коктейль?) имеются в изобилии.
Конкретные очертания польский вариант плана Мадагаскар приобрёл в 1937 году после того, как французский министр заморских территорий Мариус Муте предложил… передать Польше Мадагаскар, который в то время являлся французской колонией.
Идею переселения евреев на Мадагаскар поддержал польский министр Юзеф Бек, который в 1935 году создал рабочую группу по решению еврейского вопроса в Польше (ничего не напоминает?).
В состав этой рабочей группы входили Виктор Дриммер, возглавлявший V департамент консульского отдела МИД Польши, управляющий отделом эмиграционной политики Януш Зарыхта и его заместитель Ян Вагнер.
Эта группа 23 декабря 1936 года вынесла на правительственное обсуждение меморандум под названием «Еврейская эмиграция и колониальные вопросы», в котором подчёркивалась еврейская перенаселённость Польши, превышение еврейской рождаемости над польской, преобладание евреев в промышленности и их более высокое материальное положение, чем у польского населения.
Некоторые еврейские общественные деятели поддержали идею переселения евреев на Мадагаскар. В частности, депутат Сейма Иссак Гринбаум в августе 1936 года заявил: «Для широких еврейских масс настало время нового исхода. Эмиграция даст Польше огромную выгоду. Без неё в Польше будет 5 или 6 миллионов евреев».
31 мая 1937 года на Мадагаскар прибыла польская правительственная комиссия под руководством майора Мечислава Лепецкого.
В состав комиссии вошли польский натуралист Аркадий Фидлер, еврейский юрист Леон Альтер (руководитель польского отделения международной Ассоциации еврейской эмиграции, которая занималась расселением евреев-беженцев из нацистской Германии) и инженер по сельскому хозяйству Шломо (Соломон) Дык из Тель-Авива, которым было поручено произвести оценку целесообразности переселения евреев на остров.
В результате поездки мнения членов делегации разделились: представитель польской стороны, глава комиссии Мечислав Лепецкий полагал что вполне реально переселить на Мадагаскар от 40 до 60 тысяч евреев-колонистов (но уж никак не миллионы).
Евреи — члены комиссии высказывали иное мнение: Леон Альтер полагал, что на Мадагаскаре реально расселить не более двух тысяч евреев-эмигрантов, а Шломо Дык считал, что ещё меньше (чуть ли не всего пятьсот).
В декабре 1937 года вышло официальное правительственное сообщение в издании «Polskа Informacjа Politycznа», в котором говорилось, что вопрос еврейской эмиграции на Мадагаскар «перешёл из области теоретических дискуссий на путь существующих возможностей».
Это смелое утверждение не соответствовало действительности от слова совсем. В реальности евреи отнеслись к этой идее саркастически, французы — крайне сдержанно, а мадагаскарцы (предсказуемо) горячо протестовали против неё.
В Третьем рейхе идею депортации евреев на Мадагаскар впервые (ещё в мае 1940 года) озвучил… Генрих Гиммлер. Озвучил в меморандуме фюреру, в котором заявил, что он надеется полностью очистить от евреев подконтрольную рейху территорию путем массовой иммиграции (депортации) всех евреев в Африку или какую-нибудь другую колонию. Не упоминая конкретно Мадагаскар.
Колокольцев читал этот меморандум (положение личного помощника Гиммлера по особым поручениям обязывало) и совершенно не удивился. Ибо Гиммлер (а) был категорическим противником массовых убийств – он не раз и не два публично заявлял, что «мы не НКВД – это не наш метод»; и (б) был намерен очень хорошо заработать на этом «соглашении Хаавара II».
Ибо оплачивать депортацию, с его кочки зрения, должны были депортируемые евреи Европы и сионисты – с немалым профитом для СС, которые эту операцию будут осуществлять. Ничего удивительного: однажды курячий фермер – всегда курячий фермер.
Независимо от Гиммлера (вряд ли Гитлер знал о существовании дипломата – не то, что поделился с ним меморандумом рейхсфюрера), Франц Радемахер, недавно назначенный главой еврейского департамента рейхсминистерства иностранных дел, третьего июня направил своему начальнику, Мартину Лютеру, свой меморандум об окончательном решении еврейского вопроса.
Если более конкретно, то о полном очищении от евреев подконтрольных рейху территорий путём поголовной депортации за их пределы… куда-нибудь. В качестве «куда-нибудь» он сначала рассматривал Палестину, но счел ее неподходящей, поскольку считал нежелательным создание сильного еврейского государства на Ближнем Востоке. Кроме того, в то время Палестина находилась под британским контролем, что, мягко говоря, не способствовало.
В конечном итоге, Радемахер рекомендовал предоставить в качестве места назначения для евреев Европы французскую колонию Мадагаскар (её он предложил отжать у побеждённой Франции в качестве одной из репараций).
Переселенные евреи, отмечал Радемахер, могли быть использованы в качестве заложников, чтобы обеспечить "будущее хорошее поведение их расовых товарищей в США" (розовые мечты).
Лютер обратился с этой темой к рейхсминистру иностранных дел Риббентропу, который одновременно (и независимо от Лютера с Радемахером) разрабатывал аналогичную схему.
Тот переговорил с фюрером… и к 18 июня Гитлер и Риббентроп уже вовсю обсуждали план с итальянским лидером Бенито Муссолини как возможность, которая может быть реализована после поражения Франции.
Узнав о плане Радемахера-Лютера-Риббентропа (совпадающего с идеями рейхсфюрера), Гейдрих… грубо говоря, этот самый план внаглую отжал (Standard Operating Procedure для него).
Ибо имел на то полное право - Гейдрих был назначен Герингом (на самом деле, фюрером – рейхсмаршал был лишь передаточной инстанцией) ещё в январе 1939 года ответственным за «эвакуацию» евреев с оккупированной Германией территории. Поэтому «еврейский вопрос», находился в его компетенции.
Отжал и поручил… правильно, главе еврейского отдела гестапо (и потому РСХА) IV-B4 Адольфу Эйхману. 15 августа Эйхман выпустил уже свой меморандум под очевидным названием Reichssicherheitshauptamt: Madagaskar Projekt.
В котором призывал переселять по миллиону евреев в год (!!!) в течение четырех лет (полная утопия даже в мирное время - Эйхман хватил лишку минимум на порядок). Эйхман подчеркнул, что РСХА будет контролировать все аспекты программы (ну кто бы сомневался).
Впрочем, даже если бы тёзка фюрера и не хватил лишку, план всё равно был совершенно нереалистичным. Ибо на депортацию всех евреев Европы даже такими бешеными темпами ушло бы одиннадцать лет – а так долго ждать руководители рейха не могли.
Радемахер призывал к тому, чтобы еврейская колония на Мадагаскаре находилась под немецким контролем, но имела еврейское самоуправление, однако Эйхман ясно дал понять, что евреи будут находиться под полным контролем СС. На практике это означало превращение еврейской резервации на Мадагаскаре даже не в полицейское государство. А в самый настоящий концлагерь СС.
Всем в рейхе было понятно, что этот (на самом деле, совершенно фантастический и утопический проект - его авторы даже не удосужились ознакомиться с результатами польской экспедиционной поездки на остров) был последней попыткой окончательно решить еврейский вопрос условно-нелетальными методами – без серийных массовых убийств. Что было розовыми мечтами – все они обманывали и сами себя, и друг друга.
Однако обманывали основательно – даже генерал-губернатор оккупированной Польши Ханс Франк (который спал и видел как бы телепортировать все два с половиной миллиона евреев на его территории… подальше от Польши) настолько поверил в план Мадагаскар, что по его приказу с 10 июля депортации в Польшу были отменены, а строительство Варшавского гетто было остановлено, поскольку в нем уже (по его мнению) не было необходимости.
По аналогии с соглашением Хаавара, Радемахер предполагал основать специальный банк, который в конечном итоге ликвидировал бы все активы европейских евреев, чтобы оплатить план Мадагаскар.
Этот банк должен был играть роль посредника между Мадагаскаром и остальным миром, поскольку евреям не разрешат финансово взаимодействовать с посторонними. Согласно Радемахеру, экономику еврейской колонии на острове должно было контролировать Управление четырехлетнего плана Геринга – однако у Гиммлера на этот счёт было совсем другое мнение.
По плану Радемахера, рейхсминистерство иностранных дел должно было вести переговоры с французами об условиях передачи Мадагаскара Германии. Оно же займётся разработкой других договоров, касающихся судьбы евреев Европы.
Отдел информации вместе с Йозефом Геббельсом и его рейхсминистерством народного просвещения и пропаганды должен был контролировать поток информации внутри страны и за рубежом.
Виктор Брак, начальник отдела канцелярии фюрера, должен был решать транспортные вопросы. Хотя логичнее было бы поручить это дело Кригсмарине – Брак вообще-то по медицинской части, он рулил Акцией Т4. Впрочем, если целью плана было массовое убийство евреев путём создания несовместимых с жизнью условий на кораблях и в вагонах… тогда всё правильно. Это к нему.
Что, кстати, было похоже на правду – план Эйхмана предусматривал гибель до половины (!!) евреев по время двух-трёхнедельной транспортировки по морю в трюмах грузовых судов. Из добравшихся до острова значительная часть была обречена на смерть из-за совершенно неподходящего климата и вообще условий.
Поэтому план Мадагаскар не только был совершенно утопическим, фантастическим и нереалистичным, но ещё и до тошноты лицемерным. Ибо для подавляющего большинства евреев мгновенная смерть от пули или газа была несопоставимо милосерднее долгого и жуткого умирания в трюме торгового судна – или в бараке (а то и в палатке) в тропиках. Поэтому план Мадагаскар был бы ещё худшим геноцидом, чем окончательное решение газом и пулями.
СС должны были заниматься арестами и депортациями евреев, а также управлять гигантским концлагерем на острове (никаким не «полицейским государством» - надо называть вещи своими именами).
Радемахер рассчитывали, что после вторжения в Великобританию вермахт захватит британский торговый флот, который затем будет использован для перевозки евреев на Мадагаскар… однако не сложилось.
После того как люфтваффе не удалось одержать победу в воздушной битве за Британию, 17 сентября 1940 года операция «Морской Лев» (и без того та ещё авантюра) была отложена на неопределенный срок.
Это означало, что британский торговый флот не удастся использовать для депортации евреев на Мадагаскар, что, по сути, и похоронило план Радемахера-Лютера-Риббентропа-Эйхмана.
В конце августа 1940 года Радемахер обратился к Риббентропу с просьбой провести совещание в его министерстве, чтобы приступить к составлению группы экспертов для развития плана, однако Риббентроп так и не ответил.
Точно так же меморандум Эйхмана томился у Гейдриха, который так и не утвердил его. Создание гетто в Варшаве и других городах Польши возобновилось в августе 1940 года, что стало де-факто признанием провала плана Мадагаскар.
Графа Вальтера фон Шёнинга такое развитие событий полностью устраивало. Ибо, во-первых, все варианты окончательного решения еврейского вопроса (кроме нулевого) были рассмотрены, опробованы и признаны нереальными. И потому осталось лишь дождаться пока «клиенты дозреют» до варианта нулевого.
А во-вторых, даже предварительная проработка плана Ниско-Люблин дала ему предлог сделать шефу РСХА Гейдриху предложение, от которого тот точно и не сможет, и не захочет отказаться.
Предложение вспомнить и реализовать хорошо незабытое старое.
Свидетельство о публикации №225081601247