Акция Роланд. Юденштаат
На этом этапе вводились запреты евреям на смену места жительства и другие ограничения в передвижении, а также ряд запретов на экономическую и социальную сферу их жизни.
К концу первого (промежуточного) этапа население было четко разделено на еврейскую и нееврейскую части - евреям было запрещено появляться на улице и в других общественных местах без специальных опознавательных нашивок (жёлтые звёзды на одежде или жёлтые нарукавные повязки).
А также пользоваться общественным транспортом, посещать культурно-развлекательные учреждения ходить по центральным улицам, покупать продукты в магазинах, на рынках и у крестьян, обменивать вещи на продовольствие, продавать недвижимое и любое другое имущество.
На втором этапе евреев принудительно переселяли в гетто «закрытого» типа - изолированную территорию с внешней охраной и запретом выходить из гетто без специального разрешения (не-евреям нужно было разрешение на вход и выход).
Вокруг закрытого гетто силами узников и за их счёт возводилась ограда в виде колючей проволоки или (чаще) глухих стен и заборов. Вход и выход осуществлялся через контрольно-пропускные пункты, которые охранялись с обеих сторон (изнутри – еврейской полицией, снаружи – полицией городской).
При переселении в гетто евреям разрешалось взять с собой только личные вещи; прочую собственность надлежало оставить. Гетто были страшно перенаселены, жители голодали, страдали от холода и болезней. Фактически, закрытое гетто представляло собой городской концлагерь – только с условиями жизни, несопоставимо лучшими, чем даже «образцовый» Дахау.
Попытки пронести в гетто продовольствие извне жестоко карались вплоть до смертной казни (приговоры приводила в исполнение еврейская полиция), однако предприимчивых евреев – и не только евреев – это не останавливало.
В каждом гетто оккупантами в принудительном порядке создавались юденраты - органы самоуправления еврейских гетто. В полномочия юденрата входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств и других контрибуций, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти.
Юденрату формально подчинялась еврейская полиция, главой которой обычно был один из членов юденрата. Полицейских происходило при участии оккупантов и руководителей юденратов – обычно из числа тех, у кого был опыт службы в полиции или в армии.
Обычно еврейская полиция оружия не имела — членам полиции разрешалось носить лишь резиновые дубинки. Однако, полицейским, завоевавшим доверие оккупационных властей, разрешалось постоянно иметь огнестрельное оружие.
Оружие (винтовки и пистолеты) выдавалось на время проведения акций, для охраны важных объектов и ночных дежурств. Руководители и командиры еврейской полиции, обычно это были представители юденрата, имели право на постоянное ношение оружия – только и исключительно короткоствол.
Первое гетто было создано в городе Пётркув-Трыбунальский в октябре 1939 года, затем в Пулавах и Радомске (в декабре 1939 года), в Лодзи (8 февраля 1940 года) и в Енджеюве - в марте того же года.
Именно Лодзинскому гетто было суждено сыграть ключевую роль во второй фазе окончательного решения еврейского вопроса. В Холокосте газом.
Ибо именно для решения этого вопроса в огромном (200 тысяч жителей) гетто – второго по числу узников после Варшавского – была создана Первая ласточка Ада.
Фабрика смерти в Хелмно/Кульмхофе. Грандиозного размера Ладья Харона.
Свидетельство о публикации №225081601366