История одного города. Звенов. Часть II
История одного города. М.Е.Салтыков-Щедрин
Начало сей истории здесь-http://proza.ru/2019/04/08/652
Зима 2003 года ознаменовалась для Звенова не лютыми морозами с наполовину отключенным отоплением, а жаркими перипетиями- выборами нового Главы.
В дело вмешался сам губернатор, тот самый “женерал-visage de femme ”, встречаясь с городским активом, он призвал жителей Звенова "не допустить ошибку" при выборах главы города, угрожая лишить муниципальное образование финансовой поддержки. "Мы не будем ни рублем, ни копейкой помогать властям города. Мы должны выбрать человека достойного, у которого есть желание кардинально изменить жизнь в Звенове!” И добавил, “И у которого есть поддержка", - подразумевая себя.
Так, с поддержкой и народно избранный, к кормилу власти в городе пришёл незабвенный “князь Пожарский”. Собственно, персонаж этот- Леонтий Скасгарович Ставкин титула князя не носил, хотя и был человеком с большим достоинством, прототипом ему мог быть Феофилакт Иринархович Беневоленский, № 15й среди Глуповских градоначальников, правил с 1806 по 1811 гг. Статский советник, товарищ Сперанского по семинарии. При нем глуповцы жили благополучно и очень располнели. Его главной страстью являлось сочинение законов. Имел любовную связь с купчихою Распоповою, у которой по субботам едал пироги с начинкой. В свободное от занятий время сочинял для городских попов проповеди и переводил с латинского сочинения Фомы Кемпийского. Вновь ввел в употребление горчицу, лавровый лист и прованское масло. Первый обложил данью откуп, за что и получал три тысячи рублей в год. В 1811 году был сослан за тайную связь с Бонапартом.
Имел ещё г-н Ставкин прозвище Землемер, о чём будет упомянуто далее, и княжеский титул получил уже после десятилетнего управления Звеновым, так сказать, в народе по делам своим. А дела эти, надо отметить, по грандиозному размаху своему поелико уподобить возможно приснопамятному княжению Ивана Даниловича Калиты на Московском престоле. Может будь Леонтий Скасгарович градоначальником самой славной столицы нашей- златоглавой Москвы, он и обошёл бы Рюриковича по всем статьям, при условии правда, что “кураторы” его из Орды любили бы попариться с бабами в бане, а как наслышаны мы- монголо- татары баню и мытьё не жаловали, оттого и остались лишь в упоминаниях и ссылках на страницы истории.
Хотя может и их (убереги нас Господи от татаровей!) князь Пожарский смог бы попарить в баньке так, что они не токмо отмылись и обмякли, но и дали бы ему ярлык на княжение, да ещё и пару домиков или даже улочек в Звенове прикупили бы.
А Леонтий Скасгарович умел достойно принимать уважаемых нужных людей. И решать с ними вопросы, совмещая приятное с нужным. В обеих своих резиденциях; в Бушарино и в Павлово кн. Пожарский отстроил солидные двухэтажные рубленные бани, где мылил и парил своих гостей из разных ведомств и министерств. Не зазорным попариться в его баньке, или откушать в его трактире с незамысловатым но истинно народным названием “Алёша” считала даже примадонна нашей эстрады, ныне сосланная в ссылку в Израиль. Примадонна познакомила Леонтия Скасгаровича со сливками общества Отечества нашего- того, такого недавнего от нас периода.
И таковым образом, за достаточно короткий срок стал Леонтий Скасгарович истинным Землевладельцем (Landman) города Звенова, который вскоре прозывать станут не иначе как Русской Швейцарией.
Откуда пошло таковое сравнение, историки теперь затрудняются ответить, ссылаясь на записки достославного классика- А.П. Чехова, которому тоже выпала доля пожить и поработать уездным врачом в славном городке нашем, однако же точных сравнений со Швейцарией в его записках нет, хотя и сказано, что здесь “ дороги тряски, но живописны”. Да и не мог молодой тогда ещё лекарь с дипломом московского университета, утверждавшийся только в профессии уездного врача сравнивать уездный город с местами, где ещё не бывал.
Как и другие до него и после, ни князь- основатель Юрий, ни татарские мурзы, получавшие здесь вотчины при Иване Грозном, ни секретари Горкома в советские уже времена, поскольку не бывали они в той Швейцарии. А бывал в ней как раз таки Леонтий Скасгарович. И живал там с супругой своей в городке Баден- Баден. По слухам, была у них ещё небольшая вилла на тёплом острове Кипр. Возможно, с влиянием этих мест на впечатлительных супругов- Леонтия и Люсьены и связаны сравнения эти со Швейцарией, во вполне патриотическом духе, надо сказать, дескать- и у нас не хуже, хоть и горки пониже, домики поплоше, и коровы потощее!
Но, худые коровы Леонтию Скасгаровичу пейзаж не замутняли, а вот с худыми домишками он успешно боролся. И борьба эта была, надо сказать, бескомпромиссная.
***
Без устали и сомнений Леонтий Скасгарович на своём посту боролся с уродливыми купеческими домишками, что загромождали вид на светлое будущее в центре города и на его окраинах. И горели хибарки деревянные, кирпичные тоже горели… Но потом, на пепелище оных, как Феникс из огня, возводились строения, каковых и в Швейцарии то не везде сыщешь. Так на радость немногочисленных звеновских интеллектуалов появился на центральной улице, конечно носящей звание Московской, вблизи городской управы Дворец Культуры со сценой- кинозалом аж на 380 мест с буфетом и тёплым туалетом.
Назвали Дворец Культуры именем Люсьены, известной в советские времена актрисы- тёзки супружницы Ставкина. Неподалёку же был возведён Храм Вознесения Христова на месте бывшего там когда то Собора Вознесения Господня, который предыдущей ( советской) властью был упразднён, закрыт и растаскан местными жителями по кирпичику на более необходимые им тогда нужды. Там даже некоторое время стоял памятник Сталину, который, глядя окрест, хмуро улыбался в усы, будто вспоминая слова из поэмы Галича- “я не повторю твоих ошибок, вечным будет царствие моё…”. И поныне бюст генералиссимуса стоит в Звенове на ул. Советской, подтверждая неразрывную связь времён.
Да… Так вот связь времён и PR (public relation), что по русски обозначает народную любовь- те столпы, на которых строил своё управление городом и окрестностями г- н Ставкин. А для любви всего то нужно было развлечь народ и обещать ему скорое процветание (хлеба и зрелищ).
И уж как умел градоначальник развлечь народец тутошний, так никто в те годы не смог бы, завёл он даже новую газету на старый лад с названием “Звеновские ведомости”, где простой обыватель мог, душой отдыхая”, прочитать о скандалах и расследованиях, между объявлениями о продаже земли или аукционе по её аренде. И вот тут то проявил Леонтий Скасгарович свои таланты в учёте землицы русской и рациональном распоряжении оной, приобретя себе титул г-на Землемера.
Всё дело было в том, что земли русской отмерено гражданам с избытком, только вот и поныне не умеют людишки ей разумно распорядиться, а в те времена- и подавно. Возьми к примеру какого нибудь дачника! Вот ковыряется он на своих 6 ти сотках, домишко там сладит какой то на курьих ножках, огородик там у него, тепличка, огурцы, чесночёк… Живи- радуйся! А он- невежа всё смотрит на косую межу между его тыном и соседским, или там- обочина дороги у него за оградой, и не знает он покоя. Берёт подлец и заборчик свой всё туда в сторону сдвигает, кустики подсаживает, землицу прихватывает.
А зачем оно ему, и сам- прощелыга не знает, просто до чужого охочий. А дачку то выставит на продажу и напишет,- Продаётся дом с землей 6 соток. С приписочкой- по факту 9 соток. И гордится собой, дескать- умный, за прихваченную землю приварок к цене возьмёт. А государству- убыток! Земли то у него- в обрез, да и какая землица то- всё больше дрянь- овраги да свалки, чернозёму то с гулькин нос. Но другой то земли не будет, надо с этой кормиться! А ежели каждый мазурик себе землицы прихвативший, свои наделы не афиширует, налоги не платит, а земля там бурьяном- крапивой зарастает, то подавно- разорение стране! Так и Леонтий Скасгарович, радея о стране, начал в Звенове земельную реформу.
Вкупе с такими же деятельными натурами из Мин Культуры, Мин Строительства (их фамилии мы не будем упоминать, ибо по сию пору охраняются они Законом), с высочайшего одобрения генерал- губернатора и при активном содействии кадастрового инженера- Родиона Андреева и главного архитектора Володимира Мосечкина (истинных патриотов города Звенова) градоначальник выявил все неразграниченные земли в округе. Родион Андреев провёл межевание этих земель, администрация взяла их на баланс и стала выставлять на торги или в аренду, недорого, но своим, надёжным людям. А кто может быть надёжнее родственников, дальних родственников, друзей и родственников друзей?...
И всё чин по чину, публиковались даже спецвыпуски газеты “Звеновские ведомости”* с объявлениями о торгах и рассылались кругу заинтересованных лиц. Ну не дачникам же их рассылать!
И вот уже в начале 2011 года Звенову стали пророчить славу не меньшую столичной. Глобальные перемены пока не включали в себя перенос столицы, но потребовали изменения проекта Генерального плана города и исключение его из списка исторических поселений.
Как бы то ни было, но деятельность Двоекурова в Глупове была несомненно плодотворна. Одно то, что он ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, доказывает, что он был по прямой линии родоначальником тех смелых новаторов, которые, спустя три четверти столетия, вели войны во имя картофеля. Но самое важное дело его градоначальствования — это, бесспорно, записка о необходимости учреждения в Глупове академии… Ну да я опять сбился.
Слово мудрёное- академия.
Так вот, Леонтий Скасгарович учредил в Звенове особую академию- Академию Дзюдо!
Нет, конечно Леонтий Скасгарович никоим образом не походил на всяких там взбалмошных господ вроде Двоекурова или Бородавкина, он тоже думал, голову ломал- что нужнее Глупову- съезжий дом или публичный, новая каланча или суперсовременная ТЭЦ… Но главное же тут, не только бюджет освоить, но и публику потешить!
В те времена расцвета Вертикали власти и главной её опоры- партии Единая Россия, не токмо публика, но само время требовало от градоначальника не киснуть в провинциальной глуши, но стремительно двигаться в едином же порыве к процветанию и обогащению. А культура и спорт- те самые столпы, на которых процветание то и зиждется, они так сказать омывают другу друга и отмывают от другого начала- грязного, посконного- от продажи недр; нефти, газа, металлов, леса- исконных наших богатств, которые есть наше же проклятие. Но об этом после, а вот спортивные амбиции г-на Землемера спорили с его обширнейшим тяготением к культуре. И в Звенове он открыл поочерёдно аж три спортивных объекта; детский гимнастический центр “Кузнечик”, спорткомплекс “Звезда” с бассейном и наконец- Академию дзюдо. Сам “Первый дзюдоист империи” приехал тогда на торжества в честь открытия Академии.
Город бурлил от новостей и ожиданий, кто говорил, что вот вот Звенов объявят вольным городом,- Ведь Ставкин- это голова! Кто то заявлял, что город для того исключили из списка исторических поселений, чтобы сделать наследием ЮНЕСКО, а кто то молча строил планы на застройку города многоквартирными доходными домами и получение хорошенького профита. И это были господа- застройщики.
О стройках и застройщиках, о девелоперах и“авторитетах”, о министрах и генералах, о делаварах из Пенсионного Фонда в следующей части.
Примечания и ссылки:
* Афера с поддельными выпусками газеты "Звенигородские ведомости" длилась 8 лет, с 2005 по 2013 год. Известно о нескольких десятках спецвыпусков и украденных нескольких сотен участков земли. https://oinfo.ru/white/person.asp?id=2901
Свидетельство о публикации №225081601559