Чудный край! Красоты летней лесотундры
***
С третьей декады августа по утрам начало холодать до слабых заморозков, несколько раз с неба лил дождик, сыпал и ненадолго ложился снежок, ещё что-то вроде крупы. Куда-то подевались слепни и оводы, а многочисленный болотный гнус беспокоил только в отдельные тёплые дневные периоды, стал очень пассивен – не то, что в разгар лета!
Даже не вериться , что всего полтора месяца назад здесь всё было в буйном весеннем развитии! Не сходя с одного места можно было легко насчитать 15 – 20 самых разнообразных цветов! От больших зонтичных - до самых мелких, спрятавшихся у земли, в густых карликовых стелящихся кустарниках. Незаходящее круглые сутки Полярное солнце, сделало своё дело – таинство вегетации продолжалось непрерывно с невероятно высокой интенсивностью!
Сейчас в воздухе, под воздействием ставших редкими за последние дни лучиков небесного светила, насыщенно пахнет прелыми листьями, грибами, ягелем, ещё талой водой с запахом морозца из прошлогодних снеговых завалов в глубоких ущельях близьлежащих крутых и обрывистых склонов Путоранского плато. Непросыхающая за день влага присутствует везде: блестит на каждом листике кустарника, жухлой траве, мелкими ручейками, обильно сбегающими с гор, просачивается сквозь валуны предгорных каменистых осыпей, устремляется к большим речкам, или частично накапливается в многочисленных маленьких озерцах и болотцах по низинам долин.
На каменистых участках маршрута под ногами сотни видов различных лишайников и мхов соединены, сплетены воедино большими (до десяти метров в диаметре) и малыми полянами в непередаваемую, неописуемую палитру красок всех оттенков! Преобладают изумрудно-салатные, красновато-розовые, желтовато-коричневые, светло-серые и другие цвета, которые сплошным ярчайшим ковром, двадцати – тридцати сантиметровым слоем по толщине, прикрывают не землю – её просто не видно, а всё под ногами! Это невероятное, разноцветное, как бы лоскутное покрытие, простиралось на всю территорию, где нет болот и рощиц – смотри хоть до горизонта! Ничего подобного, ни с чем не сравнимого, нигде, кроме как в летней тундре, не увидишь!
Интересно было как-то узнать, что подрастают большинство из растений всего на 3-4 мм в год – значит им всем много десятилетий! Какую силищу надо иметь, чтобы пережить столько суровых заполярных зим с экстремальными температурами под 60 градусов мороза!
... Трава в лесотундре преобладает на земляной почве и возле водоёмов, она уже поникла от пропитавшей её насквозь влаги и от первых ударов мороза, источает аромат увядания, начальной лёгкой прелости. Только бурые цветоножки различных сортов растений ещё устремляются вверх, подставляя последнему теплу и солнышку дозревающие семена, ожидая сильных порывов ветра, чтобы разбросать своё потомство по другим территориям.
Сквозь мховый и травяной покров то здесь, то там, большими головками пробиваются чёрные грузди – бери, не хочу! Вон их сколько! Хоть коси! Да такие крупные! Целыми куртинами, как пенёчки торчат над поникшей к земле подстилке! Другие, более ценные грибы, вероятно, собрали люди. У нас в бригаде есть несколько любителей - грибников, которые всегда на праздники или в свои дни рождения на общий стол коллектива выставляют деликатесы разных видов: белые, подосиновики, опята, шампиньоны, красноголовки и много ещё чего с местными названиями. Они рассказывают, что проблема не собрать - ни одного червячка (которые в Заполярье не водятся) в ножках или шляпках, - а дотащить это богатство в целости домой, засолить, замариновать, превратить в великолепный продукт и закуску на долгую зиму, наполнить все стеклянные банки и ёмкости!
Местами, на заторфованных участках возле мелких болот, разместились заросли нескольких видов невысоких осок, среди которых яркими, белыми, густыми полянами выделяется пушица со своими спелыми, ватовидными соцветиями, чем-то напоминающими хлопок. Вдруг обратил внимание, что вокруг начали концентрироваться комарики, явно готовясь, возможно, к последнему в их жизни, пиршеству. Вот с ними беда! Можно, конечно, использовать против насекомых мазь (она в рюкзаке всегда присутствует), но резкий запах химии перебьёт всю прелесть прогулки. Надо просто выйти на открытое, продуваемое свежим ветерком пространство и живность отстанет, спрячется в кустарниках, травке, осоке.
А почему бы не пойти к тому ущелью, показавшемуся слева между уже частично пожелтевших лиственниц, приготовившихся сбросить немногочисленные иголки, и почти голых, с редкими жёлто-бурыми листьями, берёзок! Там точно ещё ни разу не был! Какое оно по счёту от поворота? Пятое, а может четвёртое? Стремительно сбегающая с плато вода за сотни миллионы лет проложила себе много путей вниз в целом ряде крупных и не очень по размерам каньонов, проталин, разломов, чередой идущих одни за другими. Они, порой, бывают очень привлекательными: ручьи, пробираясь, размывая магматический скальный массив, местами с цветными слоями различных минералов. Из-за их разной крепости на склонах плато образовались террасы, толщиной в десятки метров, причудливые выступы и впадины.
Немного научной информации для любопытных: Путоранское плато - горный массив, высотой до 1700 метров, имеет вулканическое происхождение и является по своим гигантским размерам вторым в мире. Как считают учёные, примерно 250 миллионов лет назад здесь длительное время действовал мощнейший супервулкан, выбросы которого из многочисленных жерл и разломов, стали причиной гибели практически всех морских существ и 70 % видов животных на суше. Катастрофа получила название Великое пермское вымирание - крупнейшее из пяти известных в настоящее время подобных катаклизмов в истории планеты. Также, оно стало концом палеозойской и началом мезозойской эры, в которой произошел расцвет динозавров.
***
... На гору сегодня не полезу – не то настроение, - преобладает лирическое начало, а не геройское, - покорять бесчисленные и безымянные вершины! Вот в чём прелесть одиночного бродяжничества! Ни с кем свои действия обсуждать, согласовывать не надо. Куда хочу, туда и бреду спокойненько, никем не направляемый и не подгоняемый (разве, что комарами!). Просто провожу своё свободное время на природе, насыщаюсь впечатлениями от последних летних красок, свежайшего воздуха, пахнущего разнообразными приятными и своеобразными запахами, которых так не будет хватать за девять месяцев полярной зимы. Ограничивает меня по времени только световой день и расстояние, которое способен преодолеть за эти часы.
Худенькие, высокие лиственницы, редкие берёзки, сосёнки, кустарники тальника быстро закончились и открылась предгорная поляна. Откуда-то донёсся насыщенный аромат ягод. Да они просто под ногами! Пока шёл, смотря вперёд и вверх на горный склон, забрёл на маленькие заросли стелящейся голубики и топчу их.
Всегда восторгался этой многочисленной в наших краях ягодой, способной прожить более ста лет! Листья уже начали краснеть и опадать, открывая свободный доступ к многочисленным плодам. Короткая остановка, несколько движений растопыренными пальцами (как расчёской) в сплошном ковре из сине-чёрных, спелейших, размером с крупную горошину вкусняшек – и с полной ладони наслаждаюсь их прохладной сладостью с лёгкой кислинкой, особым, неповторимым вкусом. Жаль, что много не съешь – потом тяжело будет двигаться, и с собой не унесёшь, ведь они такие переспевшие, мягкие, тронутые морозцем, и легко превращаются в кашицу от грубого прикосновения.
Упругая из плотного ковра зелени подстилка, стала переходить в горную осыпь, сплошь поросшую всевозможной растительностью, жирующей перед долгой зимой в самую благодатную, питательную для них пору. Вот целая поляна раздобревших за лето пышных лишайников ягеля. Это просто уникальное, удивительное растение, сочетающее в себе водоросль и гриб! Его мягкие на ощупь, воздушные на вид, белесо-салатные, невероятно ажурные - как кружева, красивые побеги, сплетаясь между собой поднимаются вверх до сорока сантиметров! Именно благодаря ему (как считает наука) северные олени не болеют и переносят зимнюю стужу.
Всевозможных цветов и оттенков мхи, лишайники застилают крупные, местами с острыми гранями, замшелые валуны у начинающегося горного подъёма. Здесь нужна особая осторожность, чтобы нога не соскользнула с них и не провалились на излом в, невидимую сверху из-за растений, впадину. В лучшем случае можно отделаться растяжением сухожилий или связок, но и это ни к чему. Надо сбавить темп движения, тем более, что стайки насекомых давно отстали.
Левее, возле кустарников карликовой ивы, блеснули на солнце мокрые, изумрудные, твёрдые листики брусники – вечнозелёный кустарничек, высотой 15-20 сантиметров с плетущимися веточками и ярко красными ягодами (как определили специалисты), живёт до 300 лет! Недавно читал о нём в популярной литературе. Абсолютно уникальное, кстати, не только вкусное, но и лекарственное растение! Отдельные побеги могут вегетативно укореняться и давать жизнь новому кусту! Не до конца изучен симбиоз корней брусники с мицелией грибов, которые принимают почвенные растворы с минеральными веществами и напрямую передают их корням кустарника, не имеющих нитевидных мочек! Удивительно, чего-то подобного ранее нигде не встречал!
... Сколько не любуюсь тундрой в летнюю пору – всё время удивляюсь её многоликости. Прошагал всего с километр вдоль склонов Путоран, повернул вправо к очередной небольшой долине между рощицами карликовых берёзок с одной стороны и хилыми лиственницами – с другой, немного сменил место, перешёл с одного бугорка на другой, – и всё вокруг сразу ожило по-новому, сменило палитру красок!
Перед взглядом раскрылся плотный сочный ковёр, сплошь накрывавший небольшие возвышенности почвы, из переплетений мелких кустиков черники, брусники, голубики, каких-то разнотравий, украшенных сверху, пробившихся сквозь них светло-зелёными, ажурными, кажущимися воздушными молодыми листьями ягеля.
Из всего многоцветия мягкой на ощупь ногами поляны, мощными ножками выделяются крупные благородные белые грибы, крепенькие подосиновики, лисички, волнушки, огромные грузди, мухоморы и ещё много чего другого – названий не знаю! Одни из них возвышаются над зарослями подстилки, другие только пробивают её своими цветными шляпками, добавляя какую-то особую изюминку в разнообразие картины вокруг. Сотни вкусняшек, до которых не дошли собиратели этого прелестного продукта, расположились прямо передо мной – хоть косой коси! Теперь я точно знаю, что грибов в лесотундре - немерено!
Но недолго длилось созерцание красот богатства природы. Начало пригревать появившееся из-за тучек солнышко и вскоре налетела стайка мелкого гнуса, которые активно принялись выгрызать (в своём многообразии они не кровососущие) у меня кожу и тело в тех местах где она стала немного мягче, нежнее от испарений: на открытой шее, у кистей рук, лезть в уши, нос, бородку, волоса на голове… Какая мерзость! Такое разве можно терпеть! Как грибники собирают свой урожай? В накомарниках, что ли?
Сразу вспомнилось, как недавно, после выхода из шахте, направился пообедать в столовую. А там, в огромной прихожей - раздевалке стоял хохот, как от весёлой кинокомедии. Мужики, в ожидании транспорта для отъезда домой, собрались у большого витражного окна и комментировали поведение молодой, стройной женщины на пустынном железнодорожном перроне, исполняющей странный для непосвящённых танец «Что мне делать, как мне быть! Как их оттуда удалить!?» - так его удачно окрестил один из зрителей – шутников.
Она, с голыми беленькими ножками (местные в основном ходят в брюках) явно по неопытности, вырядилась в юбку (хотела на кого-то произвести впечатление), теперь трепет её, делает нервные движения подолом из стороны в сторону, вверх и вниз; оглядываясь по сторонам, почёсывает руками в «определённых» паховых местах, пытаясь прогнать, избавиться от залетевших на её приятный парфюм назойливых насекомых, устроивших там шикарное пиршество.
... Но гнус, там понятно, он после первых заморозков в 5-6 градусов куда-то исчезает, а с комарами – дело посерьёзнее! Как-то в конце сентября, идя на лыжах по сорока сантиметровому снегу, после нескольких ночных холодов до минус 13 - видел, как из оттаявшей приствольной лунки, образовавшейся в снегу вокруг небольшой ветки ивняка, на моих глазах, один за другим, начали появляться крупные заполярные комары! Они не взлетали - в воздухе было ниже ноля, хотя сквозь дымку небольших облачков, пробивалось солнце, а катились по белой поверхности, подгоняемые небольшим ветерком!
Для меня это было просто невероятным открытием! Я остановился и смотрел на это невиданное для крымчанина действо. Какая силища в этих невзрачных на вид, невесомых насекомых, выдержавших такие перепады фактически уже зимней погоды! И что их гонит из последних сил в смертельный полёт!? Неужели причина была в моём приближении, в попытке добраться до человеческой крови? Или это прощальный, отчаянный рывок на свободу, стремление умереть, но хоть в последний раз увидеть солнце и свет небесный!
... Пока занимался воспоминаниями, зашёл в ближайший невысокий, чахлый хвойный лесок, и гнус куда-то «растворился»! Вскоре солнышко спряталось за сплошной пеленой наползающей с горного плато облачности, которая властно потребовала от «посторонних» поскорее убираться восвояси ... Что и сделал, зная, что погода в Заполярье быстро меняется ...
Уже на подходе к Посёлку геологов начал моросить холодный дождик, подтвердивший правильность предыдущего решения. Автобусная остановка была недалече. Хорошо прогулялся! Будет о чём вспомнить длинной зимой ...
Свидетельство о публикации №225081601628