Умар Саиев, член Союза писателей России
23 февраля 1944года армада войск НКВД СССР, численность которых превышала 100 тысяч солдат и офицеров, приступила к осуществлению жестокой и бесчеловечной операции по выселению чеченского и ингушского народа под названием «Чечевица». В зимнюю стужу, в антисанитарных условиях, насильственно погружённые в товарные вагоны для перевозки скота, лишённые Родины, которую любили больше жизни, чеченцы и ингуши в течение 13 лет оказались разбросанными по различным районам Киргизии и Казахстана. Депортация проходила в жёстких условиях. В первую очередь, характер выселения зависел от человечности и порядочности офицеров НКВД, которые отвечали за ход операции в районах республики. А их, как мы знаем, Берия назначал исключительно по принципу личной преданности. Некоторые солдаты и офицеры, пользуясь беззащитностью мирных людей, демонстрируя свою античеловеческую сущность, при первой же возможности устраивали самосуд над населением. Тех, кого было накладно доставить из высокогорья на пункты выселения ( а это преимущественно были старики и дети, роженицы и больные), сжигали, топили в реках и озёрах, расстреливали, а лежачих в больницах умерщвляли и хоронили в «братских могилах». Так было и в селе Ихара Чеберлоевского района. Жителей этого села 23 февраля наспех выселили , не разрешив взять с собой что-либо. Здесь, в условиях высокогорья, выселение проходило в пешем порядке. Даже для стариков и детей не сделали исключения. Когда люди шедшие часами по горным дорогам измотались, из колонны отобрали уставших и задержали, сказав, что их подвезут машинами. Но когда колонна людей удалилась от них, раздались выстрелы. Таким образом, из села Ихара было расстреляно более 30 стариков, женщин и детей, среди которых были Сулейман, сын Зуки, Витаригова Бахтига, Яраш и другие .О депортации чеченского и ингушского народов написано много книг, в СМИ опубликованы сотни различных статей. Тема депортации не раз выносилась на научно-практические конференции и «круглые столы» различных уровней. Однако посей день, даже спустя 75 лет после этих трагических событий, нет полной картины того, как на самом деле происходило выселение. Я не имею в виду лишённые научного контекста, а порой, и здравого смысла различные сочинения, распространяемые в СМИ закоренелыми шовинистами. Я говорю об истинной картине выселения, которая объективно раскрыла бы весь ужас пережитой вайнахскими народами трагедии в 1944 году. С первых дней вероломного нападения фашистской Германии на СССР чеченский и ингушский народы встали на защиту Отечества и приняли самое активное участие в разгроме врага. Тысячи чеченцев и ингушей отдали свои жизни во имя мирного счастливого будущего своей страны, своих народов. Народы Чечено-Ингушетии в те суровые годы показали пример несгибаемой воли к победе, мужества и героизма на фронте и в тылу и внесли достойный вклад в победу в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими захватчиками. Так только за июнь-июль 1941 года свыше 17 тысяч тружеников записались в народное ополчение, из которых около 50% были чеченцы. При ополчениях также создавались санитарные дружины. Характеризуя развитие политических событий в Чечено-Ингушетии в период Великой Отечественной войны историки – доктор исторических наук М.М.Ибрагимов и кандидат исторических наук К. А. Ахмадова – в одной из своих статей пишут: «Военно-мобилизационная работа, которая проводилась под общим руководством партийно-хозяйственных и советских органов республики, сыграли значительную роль в подготовке края к обороне. Именно готовность чеченцев стоять насмерть, их доблесть и мужество, самоотверженный труд не позволили врагу захватить территорию республики. По неполным данным, по Чечено-Ингушетии было призвано и мобилизовано в действующую армию18500 представителей чеченского и ингушского населения республики. Две трети из них составляли добровольцы. В кадровых частях к началу войны было не менее 9000 человек, что составляло от всего чеченского и ингушского населения 2%. Таким образом, чеченцы и ингуши послали на защиту Отечества, как минимум, 27500 человек, что составляет более 6%всего населения республики, включая представителей всех остальных народов ЧИАССР. Это без учёта 17 тысяч человек, которые находились в ополчении при защите Грозного и его окрестностей. Согласно последним данным исследователей, в частности, работавших над созданием Книги памяти, число красноармейцев сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, составляли более 40 тысяч человек». Созидательным трудом тружеников тыла создавались не только материальные, но и социально-политические, идеологические условия для разгрома врага. Во всех трудовых коллективах Чечено-Ингушетии царил трудовой подъём. Рабочие и колхозники, инженерно-технические работники, учёные активно помогали партийным и советским организациям в перестройке жизни республики в соответствии с требованиями военного времени. Однако такой созидательный порыв тружеников республики нравился не всем. Поэтому по указанию Л. Берии в Чечено-Ингушетии была развёрнута широкомасштабная работа по дестабилизации ситуации в крае, с привлечением «лучших» специалистов его ведомства. Чтобы иметь формальный повод для депортации, необходимо было серьёзным образом расшатать общественно - политическую обстановку в республике. А для этого нужны были бандиты, которых, по большому счёту, в крае не было. Решением этой «проблемы» занялся НКВД СССР. По мнению известного политолога А. Авторханова, созданием «бандитов» ведомство Берии занялось задолго до 1944 года. В своей книге «Убийство чечено-ингушского народа» он пишет: «Смело можно утверждать, что ни в одном из уголков Советского Союза, ни в одной из автономных советских республик НКВД не вёл политики сознательной провокации народа против власти в таких гнусных формах, как на Северном Кавказе, и особенно в Чечено-Ингушетии». Нужно было довести политическую обстановку в Чечено-Ингушетии до определённого состояния, чтобы затем на всю страну заявить: в республике создалась неуправляемая ситуация, для её урегулирования нужно предпринять чрезвычайные меры. Нужно отметить, что для того, чтобы осуществить данный замысел, руководство НКВД СССР и ЧИАССР приложило все мыслимые усилия, не жалея ни сил, ни средств. Днём и ночью в сёлах чеченцев и ингушей шла череда карательных операций, главной целью которых было вызвать волну возмущения и недовольства среди населения. Начались необоснованные аресты, издевательства, попрание прав, посягательство на обычаи и менталитет народов, что непременно, в той или иной степени, должно было дать свой результат. Таким способом, власти решили «выращивать» бандитов. Которых затем, при удобном случае, можно было использовать, как «политический материал», внедрив их среду агентов НКВД. Через испытания чекистов прошли десятки тысяч людей, многие их которых, если и не предпринимали каких-либо враждебных действий, то, доведённые до отчаяния, смотрели на Советскую власть, как на мачеху дети. По свидетельству жителя села Мескеты Ножай-Юртовского района Баудина Арсаева, 1914 года рождения, в1935 году обвинённого в кулачестве и проведшего 9 лет на каторжных работах в Казахстане и других уголках Советского Союза, говорил, что без содрогания это время вспомнить нельзя.
Тружеников гор, до седьмого пота выкладывавшихся на колхозной работе, без каких-либо оснований начали подвергать арестам, допросам, которые чаще всего заканчивались обвинениями и пытками. По его словам, обвинения чекистов чаще всего, как правило, строились на вымыслах, на простых подозрениях, не подкреплённых фактами: «Говорят, вы с бандитами заодно. Говорят, у вас есть оружие…» Через мучительные пытки чекисты добивались признательных показаний своих жертв и последние, лишённые какого-либо выбора, за плату покупали винтовку с последующей её сдачей в районный отдел НКВД. Самое удивительное в этой истории то, что эту винтовку, как правило, через своих агентов продавали сами же чекисты. Таким образом, получалось, что одна и та же винтовка много раз «ходила» по заранее очерченному кругу. В районном отделе НКВД, в свою очередь, составляли протокол на новоявленного «бандита», и эта «работа» официально шла в зачёт. Следуя заранее составленному плану руководство НКВД ЧИАССР, тут же в спешном порядке давалась информационная справка в Москву, в которой количество «бандитов» шло на сотни и даже тысячи. Так, без каких-либо оснований, средь бела дня подвергся аресту весной 1942 года житель села Мескеты Эльдаров Умар, от которого потребовали сдать винтовку, которой у него никогда не было, пригрозив, что это единственный способ сохранить ему жизнь. Когда он отверг это предложение, его долго «убеждали» методами НКВД, признать предъявленное обвинение – пособничество бандитам. По свидетельству жителей сёл Мескеты и Согунты Магамгазиевой Абадат и Темерсултанова Али-Салу, на теле у избитого до полусмерти Эльдарова Умара не было живого места. Известный своим жестоким отношением к мирному населению злодей, заместитель наркома НКВД ЧИАССР подполковник Колесников дал ровно 24 часа жителям села Замай-Юрт Ножай-Юртовского района Бердукаеву Берсунку, Доце Истамулову, Макаеву Гарсе, Яндуеву Мингсолте для того, чтобы они сдали по одной винтовке. Зная стиль и методы этого палача, крестьяне, опасаясь за свою жизнь, продали за бесценок скотину и в определённые сроки купили оружие. 13-15 марта1943 года в направлении горного села Беной Ножай-Юртовского района из Гудермесского и Хасавюртовского направлений, а также из высокогорного дагестанского села Ботлиха для выполнения «операции»были стянуты отряды НКВД под руководством подполковника Колесникова и начальника Ботлихского РОНКВД Межидова. Они внезапно вторглись в село, выгнали людей из своих домов и собрали на центральной площади села. Вместо того, чтобы разъяснить недоумевающим горцам мотивы своих действий, их по личному приказу Межидова (аварца по национальности) начали расстреливать из пулемёта. Это была очередная карательная «операция» чекистов, направленная против мирного населения. В числе тех, кто здесь безвинно сложил голову, были: Элихаджиев Вахид, Исраилов Бек, Исраилов Абулхаса, Минкаилов Махма, Минкаилов Геза, Ханаев Сапарби, Идалов Халим, Тимаров Саидбек, Солтханов Абдул-Хамид, Закараев Абета, Даудов Абубакар, Курбанов Леча, Махмаев Али и другие. Однако карателям и этого показалось мало. Когда толпа, охваченная ужасом и горем, ринулась к расстрелянным, Межидов и Колесников остановили их, заявив, что для того, чтобы забрать трупы, родственникам придётся сдать им по одному стволу оружия за каждый труп. Это было безумием, но факт остаётся фактом. Вот что рассказал по поводу этого случая житель села Согунты Ножай-Юртовского района Темирсултанов Али-Салу, 1907 года рождения: «Это было в начале весны 1943 года . Однажды вечером в мою калитку постучался незнакомый мне человек и попросился переночевать. Это был крепкий, далеко не молодой человек, на вид 35-40 лет. Я, согласно чеченским обычаям, без колебаний принял его. Когда я вышел на улицу встречать его, то увидел лошадь, запряжённую в сани. Гость мой оказался из Беноя. Он явно был чем-то опечален. Устал, наверное, с дороги, подумал я. Кроме того, что он сказал, что он следует с базара села Аллерой, я не стал его расспрашивать, задав лишь традиционные вопросы о здоровье его близких родственников. На следующее утро я не стал будить гостя спозаранку и вышел, чтобы подбросить немного кукурузные стебли в стойло, где была привязана его лошадь. Проходя мимо саней гостя, я обратил внимание на то, что их содержимое на редкость аккуратно обложено кукурузными стеблями, которые к тому же в обхват, привязаны верёвкой. Ещё не соприкоснувшись с грузом , я понял, что на санях оружие. Вернувшись в дом, я заявил гостю: «Если бы я вчера знал о том, что у тебя на санях оружие, то не пустил бы тебя в дом». Его глаза тут же потускнели, ещё более опечалившись. «А ты знаешь, что это за оружие?» – вместо ответа спросил он меня. Затем поведал мне о трагической истории в Беное, о том, как дагестанцы расстреляли 18 мирных граждан села и взамен трупов потребовали по одному стволу оружия. «Оружие, которое ты видел на санях, купленное и предназначено для того, чтобы выкупить трупы» – добавил он. Я сразу понял, о чём идёт речь. До Мескетов и Согунтов уже доходили слухи об убийстве мирных людей в Беное». Пройдя муки неописуемого ада, которые затянулись на долгие 13 лет высылки в Среднюю Азию и Казахстан, чеченский народ , слава Аллаху, не сломался, не только выжил, но и сохранил свою веру, свои обычаи, свой менталитет, свою национальную культуру. Он уверенно смотрит в завтрашний день, который непременно озарит его небывалым расцветом.
Сокращённый материал из его статьи газеты «Хьехархо» №2 от 2 февраля 2011 года Чеченская республика
Свидетельство о публикации №225081600833