Акция Роланд. Еврейская резервация
Точнее, полное Judenrein – полное очищение этих территорий от евреев… и неважно какими методами и куда их отправить. Хоть на Луну, хоть в Преисподнюю, хоть… да куда угодно, лишь бы гарантированно безвозвратно.
Графу фон Шёнингу (собственно, любому здравомыслящему человеку) было совершенно очевидно, что очистить такую территорию от такого количества людей во время Великой войны можно было только одним способом.
Полным физическим уничтожением. Ибо для воевавшей страны транспортировка живьём четырёх миллионов человек с последующим расселением в (теоретически) пригодных для жизни условиях была невозможна ни технически, ни финансово… никак невозможна.
Однако никто из тех, кто мог либо отдать такой приказ (Гитлер), ни его пролоббировать (Гиммлер, Геринг, Геббельс) был совершенно не готов совершить преступление такого масштаба – невиданного в человеческой истории.
Пока не готов. Поэтому граф фон Шёнинг вынужден был (пока) попридержать Меморандум Бернхарда Штемпфле – ибо убедить настолько не готовых к настолько радикальным решениям руководителей рейха не смогли бы даже в прямом смысле убийственные аргументы «доброго пастора».
Вот уже пять лет как покойного – усилиями Генриха Гиммлера и Роланда фон Таубе (Михаила Колокольцева). Не без участия графа фон Шёнинга (ибо патер стал настолько неуправляемым, что стал нешуточной угрозой… всем).
И наблюдать за, мягко говоря, нелепыми попытками решить грандиозную задачу (с кочки зрения графа, абсолютно необходимую) совершенно неподходящими для этого (и потому неработоспособными от слова совсем) инструментами.
Первым из который стал совершенно безумный (не редкость в Третьем рейхе) план Ниско-Люблин - план создания гигантской «еврейской резервации» (по американскому образцу для американских индейцев).
Если более конкретно, то депортации евреев из Германии и присоединенных к ней территорий (Австрия, Чехия, Вартегау) в Люблинский округ польского Генерал-губернаторства (официально оккупированных территорий).
После оккупации Польши вермахтом в сентябре-октябре 1939 года, территории, нагло отобранные версальскими бандитами двадцатью годами ранее были возвращены в рейх в виде двух вновь образованных гау (земель): Данциг-Западная Пруссия и Вартеланд, на территории которых проживало около полумиллиона евреев.
Планы фюрера предусматривали германизацию этих территорий, что предполагало депортацию евреев, а затем поляков и другого негерманского населения… куда-нибудь.
Сразу после начала войны в сентябре 1939 года Адольфом Эйхманом и Францем Вальтером Шталекером (будущим командиром Эйнзацгруппы А в Прибалтике) был разработан план депортации евреев из этих (и других) областей оккупированных Польши и Чехии, а также Германии и Австрии.
План предусматривал создание «еврейского государства под германским управлением» (сиречь гигантской резервации… ну, или грандиозного гетто) к востоку от Кракова.
В самом конце сентября после заключения договора с СССР «О дружбе и границе» для резервации была выбрана территория между Вислой, Бугом и Саном с центром в Люблине, которая, согласно договору, отошла к Германии.
План был поддержан шефом РСХА Гейдрихом (начальником и Эйхмана, и Шталекера) и утвержден Гиммлером (начальником всех троих) и Гитлером (начальником всех четверых).
Предполагалось организовать лагерь для евреев в окрестности города Ниско на реке Сан вблизи новой границы с СССР (отсюда и название плана). Из этого лагеря евреев должны были расселять по Люблинскому региону Генерал-губернаторства.
Организация переселения осуществлялась под эгидой гестапо и началась с распоряжения Генриха Мюллера от 6 октября 1939 года о переселении 70-80 тысяч евреев из катовицкого региона.
Тогда же начали составлять списки евреев Германии, Протектората Богемии и Моравии и Австрии для последующей депортации. Непосредственным руководителем операции был назначен начальник «еврейского» отдела гестапо Эйхман, который выбрал для лагеря место у селения Заречье на противоположном от Ниско берегу реки Сан.
Первый эшелон с 901 евреем отправился из Остравы 18 октября и прибыл в Ниско на следующий день. Второй эшелон с приблизительно 875 евреями мужского пола отправился из Катовице 18 октября.
20 октября отправился эшелон с 912 евреями из Вены. 26-27 октября были отправлены эшелоны из Остравы, Катовице и Вены, перевозившие приблизительно 400, 1000 и 670 человек, соответственно. Еще один эшелон с 322 евреями, вышедший первого ноября из Остравы был перенаправлен в Сосновец в Верхней Силезии.
Однако на этом всё и закончилось – план Ниско-Люблин с треском предсказуемо провалился. Похоронил его (тоже вполне предсказуемо) генерал-губернатор оккупированной (но не аннексированной в рейх) Польши Ханс Франк, одобрение которого руководство РСХА и СС явно забыло получить.
Это была очень большая политическая ошибка – в прошлом личный юрист Гитлера, Франк обладал достаточным влиянием на фюрера, чтобы похоронить любой проект в своей «зоне ответственности». И похоронил.
Франк категорически не хотел увеличивать количество евреев на своей территории (с его кочки зрения, уже имевшихся было некуда девать). Официально план был остановлен из-за «технических трудностей».
Всего в октябре 1939 года в Ниско прибыло несколько менее пяти тысяч евреев. Лагерь был рассчитан примерно на 500 человек, и с конца ноября большую часть прибывших изгоняли из лагеря в направлении советской границы, запрещая возвращаться назад и оставляя в лагере лишь наиболее ценную рабочую силу.
Многим из изгнанных удалось попасть в СССР через еще не обустроенную новую границу, некоторые возвращались и пытались выжить на территории Генерал-губернаторства (неудачно – все они сгинули на фабриках смерти во время печально знаменитой Акции Рейнхард).
Лагерь в Ниско был окончательно закрыт в июне 1940 года, а оставшиеся там евреи были возвращены в Остраву и Вену. Однако идея «еврейской резервации» не была отвергнута; более того, к тому времени для неё было предложено ещё более экзотическое и отдалённое место.
Остров Мадагаскар.
Свидетельство о публикации №225081600937