Эскиз современного мира

      ОГЛАВЛЕНИЕ

Семиты и хуриты
Индоевропейцы
Финно-угры      

      Пока ш шумеры и другие давно исчезнувшие народы закладывали первые камни в пирамиду цивилизаций, к ним с разных сторон стягивались дикие племена, чьим потомкам предстояло эту пирамиду достраивать – семиты, индоевропейцы и финно-угры.
      В последующие тысячелетия их потомки ассимилировали население ранних цивилизаций, унаследовав и развив его культурные достижения. Сегодня на семитских языках говорят всюду в Юго-западной Азии и в Северной Африке, а на индоевропейских – во всей Европе, Америке, Австралии и в значительной части Азии. Что касается носителей финно-угорских языков, то они закрепились в Финляндии, Эстонии и Венгрии, Венгрии и в ряде российских регионов, сыграв важную роль в формировании русской нации.
      Словом, благодаря семитам, индоевропейцам и финно-уграм мир стал таким, каким мы видим его сегодня.
      
      СЕМИТЫ И ХУРРИТЫ
      
      Шумерам, строившим свою цивилизацию в Нижней Месопотамии, приходилось иметь дело с более отсталыми племенами семитов. Согласно Библии, праотец евреев и арабов Авраам (Ибрахим) вёл свой род от Сима (у арабов Сам или Шам), старшего сына Ноя, из-за чего в Библии народы тогдашней Юго-западной Азии, назывались «сыновьями Сима». Современное употребление понятия «семиты» ввёл в обиход немецкий историк Август Людвиг Шлёцер (1735-1809). 
      Сейчас из семитских языков наиболее распространён арабский, на котором говорят почти вся Юго-западная Азия и Северная Африка, а также амхара и тигриньи в Эфиопии и иврит в Израиле. Семитские языки имеют значительное сходство с хамитскими, к которым относятся древнеегипетский, кушитские (у народов Африканского Рога), берберские (на африканском побережье Средиземного моря) и хауса (в Нигере и на севере Нигерии). Поэтому их обычно объединяют в афразийскую (семито-хамитскую) языковую макросемью.
      Историческую близость народов Юго-западной Азии, Северной Африки и Африканского Рога подтверждает генетика. Существенная часть населения этого региона является носителем Y-хромосомной гаплогруппы J. У йеменских арабов и болотных арабов эта гаплогруппа достигает наивысшей концентрации (72 % и 81 % соответственно).
      Гаплогруппа Е фиксируется у представителей ранненеолитической Натуфийской культуры (Левант, 12 500-9500 лет до Р. Х.), а также обнаруживается у населения Ханаана (земли, примыкающие с востока к Средиземному морю, сейчас поделены между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.  , ).  Эти гены субстратно присутствуют у населения Иордании (26 %), Ливана (17 %) и Палестины (19 %).
      Архаическая гаплогруппа Т, которая прослеживается с эпохи неолита, представлена у палестинцев (7 %), египтян (6 %), ливанцев (5 %) и сирийцев (5 %).
      ***
      Большинство учёных считают, что предки семитоязычных народов Юго-западной Азии – кочевники и скотоводы – населяли некогда северную Сахару, которая была степью; за 4000 лет до Р. Х. на неё пришёлся пик увлажнения. Но около 3900 года начинается аридизация (высыхание) – процесс превращения сахарской степи в пустыню. Её обитатели, говорящие на прасемитском языке, начинают двигаться на восток. Вероятно, какая-то их часть осталась в Сахаре, слившись с тамошними берберами и ливийцами, часть осела в долине Нила и, смешавшись с кушитами (нубийцами) Северного Судана, образовала древнеегипетскую нацию.  Остальные прасемиты постепенно заселили Аравийский полуостров и Сирийскую степь и начали проникать в Месопотамию.
      (Впрочем, некоторые специалисты предполагают, что все семито-хамитские народы произошли из Аравии, и уже оттуда расселялись в соседние регионы).
      ***
      Примерно тогда же в Месопотамии появляются хурриты, принадлежавшие к особой хуррито-урартской языковой семье. В IV тысячелетии у подножия Таврских гор на северо-востоке Сирии на, месте более раннего поселения они основали город Уркеш. Он  располагался на перекрёстке дорог, соединяющих богатое рудами Анатолийское нагорье с   городами Месопотамии, и побережье Средиземного моря с горами Загроса. Таким образом, хурритский Уркеш контролировал торговлю в районе верхнего Хабура.
      Хурриты и урарты сыграли определённую роль в этногенезе армянского народа. Существует также гипотеза об отдалённом родстве хурритского языка с современными северокавказскими (нахско-дагестанскими) языками.
      
      ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ
      
      Сходство между языками народов Европы и Индии было замечено более двухсот лет назад. В 1813 году физик, врач и полиглот Томас Янг, учёный секретарь по переписке с заграницей Королевского общества (фактически британская Академия наук), ввёл понятие «индоевропейские языки». С тех пор не прекращались дискуссии о том, откуда пришли предки народов, говорящих на индоевропейских языках, и какими путями они попали в места их современного расселения. Теорий выдвигалось множество. Сегодня большинство исследователей, основываясь на комплексном анализе данных археологии, лингвистики и генетики, согласны с тем, что индоевропейский праязык возник (то есть выделился из массы других зыков) на травянистых равнинах к между Чёрным и Каспийским морями около 6400 лет назад, то есть в V тысячелетии до Р. Х. (в более осторожной датировке – в VII – середина V тысячелетии до Р. Х.).
      Современные представления об этой степной прародине индоевропейцев развивают «Курганную теорию» американской исследовательницы литовского происхождения Марии Гимбутас (1921-1994). [В литовском языке женская форма этой фамилии – Гимбутене, но в США, где она жила и работала, фамилии по родам не изменяются].
      «Курганная», или «Степная «теория выделяет три волны экспансии пра-индоевропейцев в Европу.
      Первая волна, начавшаяся с середины V тысячелетия, привела пра-индоевропейцев на Днепр, где они оказались соседями более ранних культур Триполье-Кукутень (в Румынии, Молдавии и на Украине) и повлияли на балканские культуры Винча и Лендьель (распространена в Центральной Европе ок. 4900-3400 гг. до Р. Х.).
      Вторая волна началась в середине IV тысячелетия в предгорьях Северного Кавказа и породила в дальнейшем смешанные культуры в Северной Европе около 3000 года до Р. Х. (Культура шаровидных амфор, Баденская культура и Культура шнуровой керамики). По мнению Гимбутас, это стало первым появлением индоевропейских языков в Западной и Северной Европе. К концу этого периода (3300-2600 годы до Р. Х.) складывается индоевропейская Ямная культура, занимавшая территорию от южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до среднего Поволжья на севере.
      Третья волна (3000-2800 годы) выразилась в распространении Ямной культуры за пределы степи на территории современной Румынии, Болгарии и восточной Венгрии.
      Дэвид Энтони эти три миграционных волны из степей на запад соотнёс с тремя ветвлениями древа индоевропейских языков, созданного Дональдом Ринджем с соавторами на основании глоттохронологических вычислений:
      1) 4400-4200 годы до Р. Х. – выделение анатолийской группы (культура Чернавода I га территории современной Румынии);
      2) 3300-3000 годы. до Р. Х. – выделение тохарской группы (Афанасьевская культура на юге Сибири);
      3) 3000-2800 годы до Р. Х. – выделение италийской, кельтской и, возможно, германской групп (поздняя Баденская культура Центральной и Юго-Восточной Европы, Чернавода III, Усатовская культура на побережье Чёрного моря).
      Отметим, что речь здесь идёт исключительно о распространении индоевропейских языков в западном направлении – в Европу, но не об Иране и Индии.
      ***
      Генетические исследования последних дет, с одной стороны, позволили углубить знания о прародине индоевропейцев, с другой стороны, показали их неполноту.
      У всех народов, говорящих на индоевропейских языках, в Y-хромосоме широко представлена гаплогруппа R1. Она существует в двух субкладах (разновидностях) – R1a и R1b. (Каждый из них, в свою очередь, представлен множеством субкладов более низких уровней, но их анализ выходит далеко за рамки этой статьи). Гаплогруппа R1b сейчас наиболее часто встречается в Западной Европе – в Испании, Португалии, Франции, в Северной Италии, на Британских островах, – а также в Башкирии у родов бурзян и гайна. В 2015 году в журнале Nature была опубликована статьи Вольфганга Хаака с соавторами под названием «Massive migration from the steppe was a source for Indo-European languages in Europe» («Массовая миграция из степи была источником индоевропейских языков в Европе»). В приволжских степях в захоронениях Ямной культуры авторы обнаружили исключительно субклад R1b. Соответственно они пришли к выводу, что представители Ямной культуры «массовой миграцией» прибыли на запад, в Европу, принеся туда и гаплогруппу R1b, и индоевропейские языки. Этот вывод подтвердила вышедшая одновременно в том же журнале статья Мортена Аллентофта с соавторами.
      Гаплогруппа R1b (иначе именуемая R-M343), по мнению большинства специалистов,  в самом деле выделилась из родительской R1 не так уж далеко от ареала Ямной культуры: по одним предположениям, на юге Сибири около 28 ТЛН, по другим – в Центральной Азии или в Закавказье 19 ТЛН. Вопрос, однако, в том, что в Европу она попала ЗАДОЛГО ДО ПРИХОДА ПРА-ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ.
      Самые старые человеческие останки с R1b принадлежат:
      – представителю Эпиграветтской культуры из могильника Villabruna 1 (долина Чисмон, область Венето в современной Италии), жившего около 14 000 лет до Р. Х.;
      – многочисленным представителям мезолитической Культуры железных ворот центрального Дуная (современные Румыния и Сербия), датируемые от 11200 до 8200 лет до Р. Х.; их носителями были западные охотники-собиратели (WHG) с небольшой примесью восточных охотников-собирателей (EHG);
      – мужчине WHG, похороненному в Островул Корбули (Румыния) около 8700 лет до Р. Х.,
      и некоторым другим жителям «Старой Европы».
      Отсюда следует, что носители R1b пересекли пространство между Уралом и европейским Западом ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ДВАЖДЫ, и первый раз это произошло задолго до обособления индоевропейских языков.
      ***
      Теперь про альтернативный субклад R1a.
      С наибольшей частотой (свыше 50, а то и свыше 60%) она встречается в различных группах брахманов и кшатриев в Индии, а также в в Пакистане, у поляков, украинцев и в некоторых областях Европейской России (в среднем по России – от 40 до 50%), а также у киргизов (свыше 60%). Хотя почти все эти категории носителей R1a (кроме киргизов) говорят на индоевропейских языках, они, как выясняется, к «курганной теории» Марии Гимбутас и к Ямной культуре отношения не имеют (хотя не специалисты все с этим согласны).   
      Данные палеогенетики по R1a более скудные, чем по R1b. Происхождение этого субклада является предметом довольно абстрактных дискуссий. Ряд исследователей помещают регион её выделения либо западнее, Ямной культуры – на Украине, либо южнее – в Средней Азии. Возможно, что, возникнув на юге современной России или в Сибири, R1a с её носителями в период палеолита мигрировала на юг, в Среднюю Азию, затем в Иран, затем на Кавказ, а уже оттуда в период неолита через каспийские степи попала в Восточную Европу. За данный вариант говорит то, что в Иране в регионе Загроса обнаруживаются очень старые субклады R1a-М420.
      Языки индоевропейцев, двигавшихся в Причерноморье, Юго-западную и Южную Азию, называют индоиранскими; их делят на иранские и индоарийские. 
      В археологии с индоиранцами связывают два региона со сменяющими друг друга культурами:
      1) территорию Бактрии (на стыке современных Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере.) и Маргианы (историческая область в Средней Азии, центром которой был Мерв на территории современного Туркменистана). Здесь Бактриано-Маргианский археологический комплекс (БМАК), существоваыший в 2250-1700 гг. до Р. Х., около 1500-1100 гг. до Р. Х.;  сменился – Язска культура.
      2) Южное Приуралье, где из Синташти?нской культуры конца III – начала II тыс. до Р. Х. выросла  Андроновская культуруа в XVI-XII вв. до Р. Х. распространившаяся  на юг Западно-Сибирской равнины, Казахстан, Алтайское Приобье, Кузнецкой и Хакасско-Минусинской котловин.
      Правда, мнение об индоиранской принадлежности носителей Андроновской культуры оспаривают те, кто указывает на различия в похоронном обряде у жителей степей к северу и оазисов к югу от реки Амударья. Сторонники индоиранской теории, напротив, указывают на общие черты и синхронность северных и южных культур. Промежуточную позицию занимают авторы, считающие, что в Средней Азии индоиранцы восприняли маргианскую культуру, но сохранили свой язык и религию, которые впоследствии принесли в Индию и Иран.
      Модель Kulturkugel (нем. «культурная пуля») предполагает проникновение протоиндоиранских племён с севера из ареала Андроновской культуры на территорию БМАКа, где покорённое ими доиндоиранское население было ассимилировано и в дальнейшем начало экспансию на юго-восток в Индию и юго-запад – в Северную Месопотамию. Вторая волна экспансии связана с распространением иранцев в Западный Иран и Северное Причерноморье.
      
      ФИННО-УГРЫ
      
      Носители финно-угорских языков продвигались на запад более-менее синхронно с семитами, хурритами и индоевропейцами, но долго оставались вне поля зрения цивилизованных народов. Их вклад в историю Руси и Европы относится к гораздо более поздней эпохе.
      Прародину финно-угорских народов (финны, эстонцы, мордва, марийцы, саамы, ханты, манси, венгры и др.) большинство исследователей, начиная с Матиаса Кастрена (1813-1852), помещают в район Урала и Западной Сибири. Сегодня лингвисты объединяют финно-угорские языки с самодийскими (ненецкий, нганасанский, юрацкий, селькупский и др.) в уральскую языковую семью; при этом отмечается родство уральских языков с языком якутских юкагиров.
      Предки большинства народов, говорящих на уральских языках, являлись носителями Y-хромосомной гаплогруппы N. Генетические исследования последних лет показывают, что они мигрировали из южной Сибири. Высокий процент этой гаплогруппы характерен, в частности, для неолитического населения долины реки Ляохэ в Южной Маньчжурии, а также для раннего неолита Прибайкалья. Однако для эстонцев и венгров не удалось найти общих генетических компонентов, однозначно отделяющих их от соседних не финноугорских популяций; следовательно, их предки заимствовали языки у пришедших из Сибири финно-угров.
      Из Восточной Сибири протоуральцы продвигались на запад. В археологическом плане В. В. Напольских связывает их с Культурой гребенчатой керамики, которая сформировалась ) к концу неолита (конец V – середина IV тыс. до Р. Х.) на западе Сибири – в тайге на побережье Оби и Таза, в лесостепях междуречья Ишима и Тобола, в Барабинской лесостепи. При этом Напольских считает, что предки финно-угров отделились от протоуральской общности в южной части Обско-Иртышского бассейна ещё  в VI – конце V тысячелетия.
      Примерно тогда же прафинно-угры перевалили через Уральский хребет. Географические и временные рамки их расселения по Восточно-Европейской равнине является предметом дискуссий. По мнению М. Фортескью, с продвигавшейся на запад прафинно-угорской общностью следует связывать Шигирскую культуру на Урале (конец V тысячелетия). Для предположительно финно-угорского Камского гребенчатого неолита Пезмог 4 в бассейне реки Вычегды (в Республике Коми и Архангельской области) называется дата около 4820 лет до Р. Х.
      Хотя носители финно-угорских языков пришли из-за Урала относительно поздно, у многих западных финно-угорских народов часто встречается Y-хромосомная гаплогруппа I, ассоциируемая с древнейшим населением Европы, говорившим на неизвестных палеоевропейских языках. В частности, у финнов её частота достигает 29 % с региональными пиками до 52 %, у эстонцев – 18,6 %, у мордвы (без разбивки на мокшан и эрзян) — 19,3 %, у венгров – 22,8 %, у саамов – 31,4 %. Вероятно, эту гаплогруппу финно-угры «подцепили» у европейских старожилов.
      Что касается саамов (лопарей), проживающих преимущественно в Скандинавии и Финляндии, то они вообще существенно отличаются в генетическом плане не только от других финно-угорских популяций, но и от остального населения Европы в целом, а в их девяти языках наблюдается значительный пласт лексики неизвестного происхождения, не имеющей аналогов орять же не только в других финно-угорских, но и вообще каких-либо языках мира. Согласно наиболее радикальным гипотезам, саамы являются прямыми потомками первых людей, появившихся в Скандинавии около 10 ТЛН – сразу после схода ледника.
      В целом же у финно-угров преобладают различные варианты митохондриальной ДНК гаплогрупп H и U, типичных для всего населения Европы. Анализ аутосомных (не половых) компонентов ДНК показывает, что примерно у 50-60 % исследованных финно-угорских популяций (кроме хантов) преобладают компоненты, аналогичные таковым у носителей Культуры шнуровой керамики (она же Культура боевых топоров) – последней общей культурой явившихся в Европу индоевропейцев, еще не разделившихся на кельтов, германцев и балто-славян. Культура шнуровой керамики между IV и II тыс. до Р. Х. охватывала обширные территории Скандинавии, Центральной и Восточной Европы.
      Кроме того, в генофонде большинства финно-угров присутствует доиндоевропейский компонент западноевропейских охотников-собирателей – WEHG (до 26 % у кольских саамов и 23 % у эстонцев) и восточноевропейских охотников-собирателей – EEHG (до 24 % у карел), а также  «сибирский» компонент (от 61 % у хантов до 5 % у эстонцев).
      Языковедческий анализ показывает наличие непосредственных древних контактов населения финно-угорской языковой группы с индоевропейцами. Так,  В. Н. Чернецов указывает на наличие многих иранских черт в языке, фольклоре и обрядах более позднего угорского населения Западной Сибири (хантов и манси). Однако, судя по радикально отличающейся типологии праиндоевропейского и прауральского языков, эти языки вряд ли могли развиться в одном ареале.
      В качестве основной археологической культуры, соответствующей прафинно-угорской общности IV тысячелетия до Р. Х.), называют Льяловскцю культуру (в Волжско-Окском междуречье. Распад финно-угорской общности, выделение отдельных языков относят к энеолитической Волосовской культуре ((IV-III тысячелетие до Р. Х.), следующей за Льяловской в Волжско-Окском регионе.
      Яакко Хяккинен склоняется к мнению, что на прафинно-угорском языке говорили скорее создатели более восточной Гарино-борской культуры, современной Волосовской, но лучше знакомой с металлургией.
      
      
      


Рецензии