60-е годы. Шпана сызранская

       Мало кто из мальчишек шестидесятых  годов не отдал свою дань блатной романтике. Нам нравились песни,  жаргон, одежда, татуировки и другие атрибуты, которые указывали на принадлежность к преступному сообществу.  Мы хотели скорей повзрослеть, и нас привлекали качества характера, которые  на публику демонстрировала местная  шпана:  смелость и независимость,  неподкупность и взаимовыручка. О настоящей изнанке преступного мира «сопливые  острожники» узнавали потом, если ступали  на скользкую и кривую дорожку нарушителей закона.
 
       Шпана не прилетела к нам из космоса. Это были, в основном,  дети, подростки и юноши   из неблагополучных,  малообеспеченных и неполных семей.  Добрые и неравнодушные  люди принимали в их судьбах непосредственное  участие, поэтому большинство молодых переболело этой болезнью. Но были среди моих знакомых и те, кто связал свою судьбу с преступным миром. Их участь оказалась незавидной, а то и трагической:  длительные сроки лишения свободы, неустроенность в личной жизни, гибель в драках, смерть от алкоголя  или  передозировки наркотиков.

      …Выйдем на улицы Сызрани того времени. Летом  перед вечерними сеансами  у кинотеатров  собиралась небольшими группами приблатнённая   шпана,  которая выглядела  совершенно  одинаково.  Тогда, в середине 60-х молодёжь не носила длинных волос и предпочитала стричься «под канадку»: короткая стрижка с окантовкой волос по бокам, на висках и на затылке.  Головы «ништяковых  пацанов» украшали  «питерские» фуражки с короткими  козырьками: тёмно-синего цвета с частыми рядами прострочек толстыми белыми нитками.  Сколько бы я ни спрашивал: «Где покупают  такие  фуражки?» - ответа не получал. Эта  тайна осталась  для меня  неразгаданной. Кепки  из искусственного каракуля и мохеровой пряжи  на головах уличных хулиганов появились  позднее.

       О верхней части одежды надо рассказать особо:   шерстяная трикотажная «олимпийка» синего  цвета, с отложным воротником и короткой, до груди, застёжкой-молнией.  Украшения на ней были самые лаконичные -  узкие белые полоски по рукавам и воротнику. Эти джемперы являлись частью спортивных костюмов и  впервые появились  в 1956 году. В  них была одета наша сборная команда на Олимпиаде в Мельбурне.  Правда  у настоящих олимпийцев на груди красовались крупные  белые  буквы: «СССР».  После впечатляющих побед спортсменов эти костюмы стали пользоваться в нашей стране огромной популярностью. Не стала исключением и шпана, которая использовала их верхнюю часть.

    А вот низ был произведением местных умельцев. Они вставляли в обычные брюки клинья из подходящей ткани. Так получались шикарные расклешённые от колена штаны - предмет гордости их владельцев. Их ширина внизу достигала тридцати и более сантиметров! Для сравнения: на современных мужских брюках она 22 - 23см. Брюки клёш шили также на заказ в городских ателье.Они отличались от изделий массового пошива широким поясом с клапаном-застёжкой под пуговицы, а также горизонтальными карманами: два врезных спереди и один - сзади.
               
    Лихой образ  дополнялся обувью – остроносыми полуботинками, украшенными  спереди  плетёными  ремешками.  Их покупали в Сызрани и других городах по случаю, а также изготавливали на заказ  в обувной мастерской напротив  ворот Центрального рынка.  Кожаную обувь  производили   мастера-армяне, поэтому  модные полуботинки  назывались ещё и «армянскими корами».  Надевать на ноги  домашние тапочки «ништяки» стали позднее  -  в 70-е годы.

    У «реальных пацанов» шестидесятых годов имелись свои «аксессуары»: металлические портсигары, которые при случае они использовали как холодное оружие,  бензиновые зажигалки ручной работы и самодельные перстни из чёрного эбонита со вклеенными в них стеклянными глазками от дешёвой бижутерии.  Многие, чтобы подчеркнуть близость к преступному миру, накалывали на пальцах изображения перстней. Если бы сегодня  кто-то оделся точно также, то наверняка  вызвал  бы   улыбку. Но тогда в глазах мальчишек  «прикид» шпаны  был  символом мужественности и независимости!

      На  прохожих и сверстников  приблатнённые  смотрели  с  высокомерием    и всем  своим  поведением  бросали  вызов устоям и  нормам  человеческого общежития.   У кинотеатров они  «крышевали»  6-8 летних малышей и заставляли  их «стрелять» денежную мелочь у подростков  возрастом  постарше.  «Дай пару копеек!  …Эй, ты, дай пару копеек!» - слышалось то тут, то там. Отказ дать деньги и пренебрежительное отношение  к требующим  могли стать  причиной доноса и поводом для физической расправы. Во время демонстрации фильмов нарушители общественного порядка размещались на задних рядах, где грызли семечки,  распивали спиртное,  курили табак и  анашу,  в наркотическом угаре  громко смеялись  и разговаривали.  Любимым их развлечением было катание пустой бутылки. Пол зрительного зала имел наклон,  и бутылка, задевая ноги зрителей  и звякая о ножки кресел, долго катилась в темноте  до самого низа.  Хулиганы  безобразничали в местах общественного пользования. В туалетах и подъездах домов они пачкали стены и  портили выбеленные потолки копотью спичек, наносили нецензурные надписи, разбивали  стёкла и лампочки освещения. В парках  и дворах ломали  качели и карусели, уродовали  скамейки. Телефоны-автоматы и автоматы для продажи газированной воды также подвергались  атакам вандалов.  Безнаказанность  позволяла им совершать более серьёзные проступки и преступления.

      Нередко во дворах, парках, скверах и на лужайках можно было наблюдать, как сидя на корточках,   шпана  распивала пиво прямо из трёхлитровых банок, наливала из бутылок в стаканы  дешёвое плодово-ягодное  вино «Волжское», которое называли «Волжанкой». Бутылка этой «бормотухи»  стоила 1рубль 07 копеек.

       Правонарушители  объединялись  по районам проживания:  «Питер»,  «Горшки»,  «Засызран», «Жареный бугор», «Воложка», «Молдавка», «Маньчжурка», «Шанхай», «Постройка», «Берлин»  и другие.  Мальчишек, ступивших на чужую территорию, местные  нередко «встречали» на улице, подвергали пристрастным допросам и оскорблениям.  Могли отобрать вещи или  просто избить.  Случались столкновения  между группировками  из разных  районов.  В  драках  для устрашения  противников  использовались палки, солдатские ремни и велосипедные цепи.
 
      Настоящие  уголовники-рецидивисты  в  конфликтах не участвовали  и себя не афишировали. Десятилетним мальчишкой  я  впервые увидел их  на пляже около завода «Сызраньсельмаш».  Мужчины в сатиновых «семейных» трусах сидели на песке плотным кружком,  играли в карты и разговаривали между собой.  Они использовали блатной  жаргон и понять суть разговора   было невозможно!  Я обходил вокруг них  и,  как  заворожённый,   разглядывал  на спинах  синие татуировки: церкви с куполами и крестами. Один из игроков  заметил любопытствующего, повернулся ко мне и цыкнул:  «Пшёл вон, шкет!»
 
    На улицах, волжских берегах и пляжах, на танцплощадках и  стадионах, шпана пыталась установить  своё превосходство над остальной молодежью, устраивала провокации с драками  или занималась мелким грабежом.  Под угрозой  избиения «налётчики»  могли отобрать у  молодых  предметы одежды, особенно те,  которые  входили  тогда  в моду.  На берегу Волги они  отнимали  дефицитные бамбуковые удочки и даже снимали со сверстников   плавки из модной синтетики.  Шпана вела себя нагло и бесцеремонно, если имела численное превосходство. Но когда она получала достойный отпор  и чаша весов  склонялась на другую сторону – всё разительно менялось. От образа  блатных лихачей не оставалось и следа, и у «налётчиков» обнаруживалась трусоватость.

     Противозаконные  действия вызывали  у горожан справедливое недовольство. Это заставляло власти активизировать борьбу с молодёжной преступностью и безнадзорностью малолетних.

     Преступному миру и городской шпане в  Сызрани   противостояли мощные силы:  милиция, народная дружина и комиссия по делам несовершеннолетних. В одной связке с ними работали сотрудники детских комнат милиции, члены родительских комитетов,  преподаватели  школ и других учебных заведений, работники домов культуры, библиотек, художественных и музыкальных школ, а также спортивные тренеры, активисты профсоюзных и других организаций.  Они вели борьбу за  молодое поколение, выступали  против негативных и преступных проявлений.  Борьба  была  успешной  потому, что имела постоянный  и систематический характер.  Молодёжь в своей основной массе  жила насыщенной  и интересной жизнью: училась и  занималась спортом, работала и отдыхала, любила и строила планы на будущее.

2022 год.
 
На фотографии  из Интернета, сделанной в 70-х годах в Куйбышеве, запечатлена  шпана  рабочего района Безымянка. По сравнению с нашей шпаной 60-х имеются некоторые отличия в одежде и обуви. А в остальном – всё так же!


Рецензии
Прекрасно.
Я узнал свой радиоприёмник

Зус Вайман   17.08.2025 21:16     Заявить о нарушении
Рад, что напомнил вам!
На фото - транзисторный приёмние ВЭФ-201. Это была вещь! У меня тогда он тоже был. Спасибо за отклик. С уважением,

Сергей Ульянов   17.08.2025 21:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.