Писатели-Н - комм 25г

Писатели - Н

***Набоков "Пнин" - с жизнью связано, вызывает любопытство
"Красавица" - ну, это настоящий писатель. Он ради жизни не побоится писать сложно, например. И он о людях... Он не просто живописует или мыслит, он постоянно подмечает и придает значение тому, что видит, тому, что есть...

---

20г
"Сказка":

Бесподобный рассказ, поэма, любые пушкины отдыхают...

Я всю жизнь крайне  не любил этого классика - в молодости читал какую-то муть про шахматиста; и потом пробовал, но ни шиша не понимал... Да и сейчас трудно мне составить мнение о сути - вижу только художественное мастерство, поэтику. Вспомнил, кстати, Поплавского... Да, это на самом деле поэзия, а не проза - действительно сказка, самая настоящая...

Чтобы писать такие тонкие художества, наверняка надо очень сильно, до полной неспешности замедлять свою жизнь - любой может стать художником, если сможет замедлиться. Он даже будет вынужден им стать, чтобы заполнить остановившееся время!

Вполне возможно, что это отчасти воспоминание, а отчасти реальный эксперимент: придумав сюжет, Набоков мог ходить по улицам, подыскивать персонажей - разыгрывать его мысленно...

Через призму Набокова может надо и на Борхерта смотреть? Разве они не похожи... Тоже ведь  соединение прозы и поэзии... Только знакомство с чёртом сделало Набокова более поэтичным?! Черт - это ведь уже религиозное начало, т.е. целое новое измерение...

 "Возвращение Чорба":

Тут вижу минусы: перегруженность описаниями; причем, они однотипны. Перегруженность и поэтикой, опять-таки, однотипной - любовь, господа... Теперь  лучше понимаю, почему он у меня раньше не шел.

Крайне странное имя - Чорб. Опять чёрт?! Или горб - символ как раз перегруженности...

Но концовка у этого рассказа сногсшибательная! Сразу всё встало на места (но как дотерпеть?!)

В общем, Набоков меня впечатлил как никто - никак не ожидал. Оказывается, он мастер ещё и  сюжетов, может быть, в первую очередь их...

В молодости я был слишком нетерпелив и малоопытен во многих отношениях... - вряд ли это литература для молодых идеологов. Вообще, только бабам и поэтам его легко воспринять...

По-моему, Набоков доказывает, что поэзии никакие рифмы не нужны - скорее, нужна дистанция для создания атмосферы и нужен сюжет, как оселок, чтобы листочки не разлетались...

---------------------

Нагибин "Музыканты" - любопытные байки на исторические темы, но я этот жанр не слишком уважаю и вообще 20 век не может не давать о себе знать...
"Над пропастью во лжи" - уже не история, а политика, но ощущения такие же... И это чужая - его - жизнь. Хотя пишет отлично

---

20г
"Встань и иди":
Комнатная, городская жизнь и 20 век  не дали особенно подняться, весь потенциал неизбежно разменялся на мещанские мелочи...  Пытался писать честно и интересно без космосов, но что интересного в том, что он лепил в детстве кулички и т.д. И какие могут быть смыслы без бога...

Сходу признался в своей любви к деньгам и торговле -  литератор-биржевик... Традиционный литератор-интеллигент и мещанин, но его "дневниками" я даже зачитывался  - они есть в моих Цитатах - помнится, там он всерьез бурлил,  терзался "отношениями" и карьерно-денежными вопросами, ляпал правду-матку, был пафосен и сентиментален... Хотя он и везде таков, просто степень разная, литературу принято было делать изысканно-благообразной - и условной... Всё же, из-за дневниковых вещей его, скорее, к "плюсовым" отнесу, скорее, одобряю - бурлил он и выходил из комнат на природу, пафос его был  гуманистический. Всё же, он был на войне, не был комунякой, пытался разобраться в жизни. Многим - всем, ведущим аналогичный карьерный образ жизни -  он может быть полезен, но сам его уже никогда читать  буду...

-----------------

Найпол "Полужизнь" - на порядок хуже пишет, чем предыдущий, но зато экзотики больше (но тоже байки из чужой жизни)

---

20г
"Полужизнь":
Хороший, но всё равно  обычный повествователь. Описывает свою жизнь, проходит по индийской разнарядке. Какая-то доля экзотики, немного отличный соус для отличия от прочих - совсем немного...  Один из писателей-"путешественников" - все они серо пишут, но соус немного помогает проглотить... Честность у него нередко  проскакивает - в том числе, и в названии... Чем беднее происхождение и жизнь, тем труднее от честности уклониться...

"Записки ночного портье" - отличный юмор! Шикарный рассказик, как у раннего Чехова.

Стал тогда читать, а не слушать "полужизнь" - ведь диктор бубнил - и тут тоже заметил юмор, но он лишь тоже как соус, чтобы было хотя бы забавно читать... Четкой идейки или сюжета не видно, просто книга воспоминаний.

"Хэт" - неплохой рассказ, бодрый, но молодежный. Да и всё у него занимательно-молодежное - причем, это была та, не нынешняя молодежь...

----------------

Некрасов Вик "Первое знакомство" - а он и пишет не очень, и совок (но тоже байки)
"В окопах Сталинграда" - тут бросилось в глаза, что армейскую тему он знает не понаслышке, а во всех тонкостях...

---------------------

*Некрасов Вс "Что же делать
Нет чудес..." - отличный стих, но его портят для меня именно рифмы,  не люблю их, всё превращают в дурацкую игрушку-погремушку, не стыкуются с серьёзностью и глубиной
"Антистих" - тоже отлично, но он во все тяжкие пустился, в тотальное отрицалово... И опять с рифмами и остроумием это не стыкуется... (Тяжёлый стих или лёгкий?!)
Всё же, можно не обращать внимания на рифмы, сосредоточиться на образах и смыслах (первые слишком хороши, а вторые слишком  важны)

---

20г
"И я про космическое" - вразумляет неплохо, остроумно...

Абсурдизмом и пофигизмом балуется, и наивом-примитивом, и  остроумными фигами в кармане... Я его когда-то выделял, на безрыбье; типа, мог ляпнуть откровенность.  Из каламбуров получает жизнь, а не из жизни - каламбуры... Чем дольше всматриваюсь, тем больше и сейчас нравится... Хотя и не верится, что так просто и грубо можно вызывать и передавать столь тонкие чувства и богатые коллизии... (Тоже манипуляции?!)


--------------------

***Некрасов Ник "Мертвое озеро" - отличный реализм. По крайней мере, отрывок нисколько не наскучил
"Ростовщик" - то же самое.
"Мороз, красный нос" - тот же крутой  реализм, только в рифму

---

20г
"Размышления у парадного подъезда", "Крестьянские дети"

Очень точно, со знанием дела и любовью пишет, но всё губят простоватые рифмы - на кой черт он вообще стал рифмовать?! Зачем нужны тут какие-либо рифмы вообще...

"Мертвое озеро":

Хорошая книга, но очень большая, прослушал только кусок, почитал пересказы и рецензии, чтобы дополнить впечатление. Каждой фразе веришь, хотя тут у него уже не рифмы, а слог простоватый. И персонажей море, не выпить мне море... - но буду иметь в виду, ведь можно аудиокнигу записывать (хотя и имеющаяся совсем не плоха)

Название, конечно, очень странное, неудачное, отпугивающее - и не подходящее реалистическому роману, оно годится только для фантастической литературы (и сериалу подошло... относительно... всё же мертвечину не стоит  выкладывать на обложку...)

Ну, и темы, наверное, мало кому близкие и интересные... - женщинам? Он же всё-таки был барчук, не такой уж и большой имел жизненный опыт...

"Кому на Руси жить хорошо":

Вот совсем не любитель я этого сочинения - для меня оно образчик "искусства для искусства", высосанного из пальца. Сам вопрос в названии какой-то нелепый... И в названии речь о хорошем, а потом вроде пошли уже поиски счастья - это же совсем разные вещи. В общем, дальше второй страницы (примерно) дело не пошло, с недоумением прослушал и пересказ всего содержания... Не случайно, он мусолил эту фигню десятилетиями и так и не кончил... Почему она знаменита?! Но рифмы тут вроде получше, простоватость уши не резала...

Некрасов был крайне удачлив в картах, бизнесе и литературной карьере, но в самом творчестве он не то что бездарен или плох, а именно неудачлив - то один бок, то другой получался слабо, в итоге гармонии и резонанса целого нет, есть только отдельные сильные стороны. И не случайно Некрасов не любил своих произведений! Он, конечно, не мог быть удовлетворен, конечно, потенциально способен был на гораздо большее... Наверное, ему надо было писать о любимом: про игру, про бизнес, про литературную кухню! Крестьянам он крайне сочувствовал, но настоящего понимания (хотя бы как у Глеба Успенского) нет... Хорошо можно  написать только о том, что сам пережил... А крестьян он вроде бы только в детстве близко знал...

----------------


Неруда Пабло 
"Здесь, на песчаном берегу..." - смысл  вроде есть, а вроде он на таком  песчаном основании, такая это всё вода и литература...
"Что я утратил, что утратили все мы..." - то же самое; литературные экзерсисы...

---

20г
"Признаюсь: я жил. Воспоминания":
достаточно банальное кино...

"Альберто Рохас Хименес пролетает": купился на яркое название, но читать нечего, трескучий шум. Девиз: как можно громче и  ярче! Балаган. Сразу расхотел дальше знакомиться...


-----------------------

Ницше "Веселая наука" - ощущение жуткой путаницы! Это как велосипедное колесо, которое на каждом обороте делает восьмёрку. Весело ли это?!
"Антихрист. Проклятие христианству" - абсолютно то же самое, всё так же куролесит чокнутый

---

20г
"Так говорил Заратустра":
Сразу шибануло типичным серебряновековым духом - выспренний, совершенно идиотский пафос... Романтики по крупному навещают нас раз в столетие?! ("Цветные революции" - это вклад уже нашего века?!) Всякий раз в период накопленного человеческого благополучия хочется чего-то божественного, какого-то полета, "прыжка через пропасть" и так далее - и конец всегда один... - например, развалины Сталинграда, как в Сирии... Потому что благополучие сопровождается не поумнением, а поглупением расслабленных - долбоебовирус не даст соврать...

Да, но не Ницше ли родоначальник этого поветрия в тот век? Мережковские и т.д. - это уже эпигоны. Он впечатлил и испортил тогдашних городских идиотов, они все стали пафосными - и всё здравые, ненадутые слова потеряли значение. Очередная победа мухоморов над съедобными грибами, очередная победа "красоты"...

"По ту сторону добра и зла" - очень интересное начала: позиционирует себя антидогматиком и... философом для женщин! Именно так и поступают романтики, волюнтаристы, городские слабаки, софисты, политиканы - из одной крайности бросаются в другую и вместо камня предлагают воду. Разлюли малина. Те собирали камни - эти расбрасывают,  те копили - эти транжирят. Круговорот веществ в природе.

"Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду." - очень смешно. И такого идиота делать мудрецом?

"Самый болезненный, самый мучительный вопрос, идущий из самой глубины сердца: где я смогу почувствовать себя дома?" - он нигде не чувствовал себя дома, был до мучения болезненным - но хотел осчастливить всё человечество, не более и не менее! И так все "серебряновековые". Ладно, бы о боли своей рассказывал - был бы поучительный опыт; нет, они все без конца сочиняли сказки (коммунистические, фашистские, любые), старательно охмуряли и гипнотизировали...

"Лучше весёлое чудовище, чем сентиментальный зануда." - мне отвратны оба, но он сам точно был вторым!

"Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания." - типичный пример совершенно бессмысленной пурги - лишённой содержания. Пургометами тогда были все....

П.С.:
Ещё раз полистал его цитаты и показалось, что он даже не романтик, а просто слабый и хаотичный человек. Ничего не знает о жизни, какой-то сумбур и ветер в голове. Пытался  вывернуться из такой плачевной ситуации, но не выворачиваться надо, а возвращаться на природу... Не вывернешься...


--------------------

Новалис  "Гейнрих фон Офтердинген" - чокнутый романтик (заметьте, сколько в Германии чокнутых! Так что Гитлер и гитлеризм совершенно не случаен, у немчуры две крайности: они или рациональные бездушные машины или чокнутые романтики) Пишет  средне и сумбурно...

---

20г
"Генрих фон Офтердинген":
Жуть. Чокнутый романтик. У немцев только чокнутые романтики? - но почему же тогда они знамениты?! Их же стыдиться надо... И так ли далеко от этих чокнутых  романтиков до чокнутых фашистов-романтиков? А чокнутые технари?! Это вообще массовое явление и норма...

-------------------

Носсак "Клонц" - чушь, ничего не понял.
"Спираль" - тут вроде всё понял: скучная чужая жизнь

---

20г
Дело д'Артеза":
Ещё один предельно далёкий. Только тут все немецкое... И опять имущества... И ничего веселого...

И ведь подобные писатели ходят в классиках, т.е. рекомендуются, попадаются на глаза - и только сбивают с толку! Я помню, как тратил на эту ерунду время (и как сбивался с толку!)


Рецензии