Электротехника и женский день

      Два семестра доцент читал лекции потоку из шести групп. И, что удивительно, на его лекции ходили почти все. Хотя никакими репрессивными мерами доцент не пользовался, и даже, напротив, сразу объявил, где можно посмотреть перечень экзаменационных вопросов, и намекнул, что ему всё равно, где студенты найдут на них ответы.
      А ходили на его лекции потому, что он был интересным лектором. И, несмотря на свою неказистую внешность и сугубо технический предмет лекций, доцент умел владеть вниманием большой и пёстрой студенческой аудитории. Разумеется, он знал в совершенстве своё предмет, очень чётко его структурировал, логично излагал и акцентировал особо важные моменты фразами типа:
      - Это всем понятно?
       Или даже:
      - А если вот в этом вы ошибётесь на экзамене, то я вас выпорю!
      Но все понимали, что это - лишь фигура речи, означающая неуд*, и никому не приходило в голову на него обижаться за подобную бестактность.
      Доцент хорошо чувствовал настроение аудитории, и, если её внимание терялось, всегда находил верный приём для его восстановления. Обычно он рассказывал анекдот, или забавный эпизод из собственной практики, или какое-нибудь неожиданное четверостишье, авторство которого не мог определить даже всезнающий Интернет. А иногда ему было достаточно просто поднять руку и щёлкнуть пальцами, чтобы аудитория встрепенулась и снова обрела способность слушать лекцию. Причём всё это он проделывал без тени улыбки, что создавало лёгкий диссонанс в его поведении и дополнительно концентрировало на нём внимание студентов.
      Была и ещё одна причина, побуждающая ходить на его лекции особенно девушек. От старшекурсников было известно, что на экзамене доцент куда более придирчив к девушкам, и им приходится  очень сильно постараться, чтобы получить хор**, тогда как парню для этого было достаточно промычать хоть что-нибудь, относящееся к вопросу. Поэтому девушки старались разными способами обратить на себя внимание доцента, чтобы к экзамену после второго семестра у него сложились о них благоприятные воспоминания. В эти способы входило, конечно же, посещение всех его лекций, попытки вычислить маршруты его передвижения по институту, с целью как бы случайно встретиться и почтительно поздороваться, и, наконец, один чисто женский приём, подсказанный самим интерьером лекционного помещения.
      Лекции доцента проходили в большой старинной аудитории, где каждый последующий ряд был на пару ступенек выше предыдущего, где сохранились антикварные ряды парт, не закрывавшие ноги сидящих в верхних рядах, если не считать спин тех, кто сидел ниже. Причём ноги сидящих в верхних рядах оказывались выше уровня глаз тех, кто входил в аудиторию или находился внизу у доски. И, заходя в аудиторию и прохаживаясь во время лекции, доцент видел весёлые коленки девушек. Девушки, разумеется, это знали и многие пытались этим пользоваться, надеясь, что хотя бы своими стройными ножками запомнятся доценту. Однако доцент был отцом двух дочерей, кое-что понимал в особенностях девичьей психики, и потому не придавал никакого значения этим уловкам.
      Вообще-то в этом потоке было примерно равное число парней и девушек, но, поскольку девушки лекций не прогуливали, а парни, как известно, более ленивы и менее дисциплинированы, то в аудитории всегда преобладали девушки. Опытный взгляд доцента выявлял это мгновенно при входе в аудиторию, ему это совсем не нравилось, но он на эту тему помалкивал. Пока не приблизился Международный женский день.
      Доцент читал свои лекции уже второй семестр, и очередная его лекция случилась накануне 8 марта. Входя в аудиторию и с порога произнеся своё: «Здравствуйте! Садитесь!», он сразу заметил ряд изменений. Девушки были чуть более принаряжены, аккуратнее причёсаны и перед каждой на парте лежал символический тюльпанчик.      
      Доцент не готовил поздравительную речь, но ему было что сказать.
      - Милые наши девочки! – он впервые обратился к ним не как к будущим коллегам, а как к своим дочерям.
      Аудитория от неожиданности стихла.
      - Как представитель мужской части аудитории я вас поздравляю с наступающим Международным женским днём! И желаю вам всем счастья в личной жизни, независимо от того, что вы под этим понимаете.
      Девушки благодарно закивали головами, произнося шёпотом: «Спасибо!» А он продолжил:
      - Но как человек, знакомый со статистикой трудоустройства выпускников факультета, я искренне удивляюсь вашему выбору электротехнических специальностей. Ведь эта статистика говорит о том, что лет через пять после окончания вуза в своей специальности реально останется две-три девочки из всего потока. Неужели вы все считает себя такими исключениями? Возможно, кто-то и предпочтёт числиться на инженерных должностях, но выполнять работу делопроизводителя, секретарши, чертёжницы, оформителя. Я совсем не против этих благородных занятий, но стоило ли для этого тратить свои молодые годы на эти лекции и получение диплома инженера-электрика? 
      Никто не ожидал от доцента таких жёстких откровений. Но это было только начало.
      - Я вам открою одну страшную тайну – никто толком не знает, что такое электричество. Те «Теоретические основы электротехники», которые вы уже изучали, это – игры в песочнице для детей ясельного возраста. То, что будете изучать позже - теория электромагнитного поля, уравнения Максвелла – это всего лишь математические модели, не годящиеся для описания поля в ближней зоне. А у нас же тут всё в ближней зоне, кроме звёзд. Единственным человеком, который что-то понимал в электричестве, был Никола Тесла. И вся электротехника состоит из того, что он изобрёл ещё в ХIХ веке! А его изобретения последних лет жизни никто не может понять или повторить. А чтобы создавать хоть чуть-чуть новое, нужна особая интуиция. И она встречается крайне редко у некоторых странных мужиков или появляется после того, как их основательно дёрнет током. А у вас, девочки, интуиция настроена совсем на другое. Поэтому я боюсь за вас, даже когда вы берёте в руки фен для волос. И не дай бог вам приближаться к высокому напряжению.
      Доцент молча прошёлся вдоль доски, то ли собираясь с мыслями, то ли просто наслаждаясь гробовой тишиной в аудитории.    
      - Конечно, обучение в этом вузе принесёт вам кое-какую пользу: научит преодолевать трудности, бороться с собственной ленью, осваивать новые знания и навыки, добиваться результатов. Это всё пригодится по жизни. И есть ещё одно существенное для вас обстоятельство – здесь довольно много вполне адекватных мальчиков. Не бог весть, каких, но ведь принцев явно на всех не хватит и под алыми парусами тоже мало кто плавает. Так что не теряйте время, ведь с каждым годом конкуренция будет усиливаться, а ваши шансы - уменьшаться. А мальчики вполне поддаются обучению и приручению, только не надо их сильно напрягать, поскольку в наше время они ленивы и пугливы. Я имею в виду, что раньше нравы были попроще; помните у Пушкина: «Кабы я была царица, третья молвила сестрица...» И далее по тексту. А если сейчас вы только намекнёте на такую отдалённую перспективу, мальчик может завопить: «Только не это!» И убежит к маме: «Мама, спаси, меня насилуют!» Встречаются, конечно, и кобели, но, надеюсь, у вас хватит ума и интуиции, чтобы их быстро вычислить и отшить. А мальчиков надо очень осторожно и постепенно приучать, используя положительные стимулы.
      Доцент снова молча прошёлся вдоль доски. Собственно, он уже всё сказал, что хотел, и даже слишком. Но его лекторская интуиция требовала, чтобы концовка любой части лекции подытоживала эту часть и была запоминающейся.
      - И, чтобы закольцевать эту тему – случай из моей юности. Однажды еду я в пригородном автобусе по шоссе вдоль полей, где собирают урожай овощей. Вечерний час пик, народу набилось полный автобус, я стою у самой кабины водителя и смотрю вперёд. И вдруг вижу, как с обочины на дорогу прямо перед автобусом выскакивает какая-то тётка в рабочей одежде, в резиновых сапогах и машет руками, чтобы автобус остановился. Никакой остановки там нет, но тётка, видимо, была из тех, что «коня на скаку остановит». Шоссе там узкое, водителю её никак не объехать, он резко тормознул, стоящие в автобусе люди повалились друг на друга. Водитель открыл ей переднюю дверь, она втиснулась и своим звонким голосом на весь автобус говорит: «Вот спасибо, милок, а то ноги болят, боюсь, не дойду!» А пассажиры начали материть и её, и  водителя. Водитель же, хотя и без мата, но был с ней очень суров: «Ты что, тётка, совсем сдурела? Куда ж ты полезла прямо под машину!» А она, ни на кого не обидевшись, весело и громко ответила: «Да ты не серчай, касатик! Я ж не первый день живу и давно знаю, что лучше под шофёра, чем под машину!» И весь автобус дружно заржал.
      Доцент выдержал театральную паузу и завершил:
      - К чему я это рассказал? Вы, девочки, поступив в это вуз, вероятно, считаете, что сели в свой автобус. Но с годами вы дозреете до мысли, что вам незачем было лезть под эти  электротехнические машины – ведь в этих малопонятных и рискованных делах вы не сможете конкурировать с мужиками.
      И почти без паузы перешёл, наконец, к теме очередной лекции.

     ----------------------------------------------------             
*  Неуд – неудовлетворительно (название отметки для оценки знаний учащихся в высшей школе).      
** Хор – хорошо (название отметки... )


Рецензии