Из личного дневника-10. Хадата - 5. Приключение
14.04.88. Четверг
11.30. Сейчас чуть было не вляпались в скверное приключение… Да.
***
Утром, отночевав в тепле последний раз и похлебав кашки, мы попрощались с мухами (кстати, интересно – заснут ли они вновь и доживут ли до весны?) и встали на лыжи. Вышли в 8.00 и за 1 час 40 минут пробежали от Хадаты по озеру в обратном направлении до поворота берега, за которым мы поставили депо 10 апреля.
Должен сказать, что Малое Хадата-Юган-лор оно и зимой озеро, ибо бежали мы, преодолевая жёсткие снежные волны застругов, свежерождённых трёхдневной нешуточной пургой. Славно так покачались-попрыгали с гребешка на гребешок! Когда, наконец, полностью завершили поворот налево и поднялись на берег, перед нами раскинулся склон горы, сплошь покрытый застругами, по которым жадно начали шарить пять пар глаз, ища нашу снеговую стенку с алым флажком наверху.
А никакой стенки-то и НЕ БЫЛО! АБСОЛЮТНО не было!
И флажка – тем более. Весь необозримый склон представлял из себя белое море кипенно-белых наддувов самых причудливых форм и строгих застругов. И не было на нём ни малейшего намёка на место нашего склада… Пурга была жёсткой, что и говорить, но чтобы заподлицо слизать стенку из снежных блоков толщиной до 50 сантиметров и высотой около полутора метров (!) – такого я и вообразить себе не мог.
Чего скрывать – сердце у меня ёкнуло…
– «ИЩЕМ, МУЖИКИ!»
И четверо мужиков начали ходить туда-сюда и тыкать палками во все «подозрительные», как им казалось, места. Каждый, конечно, сообразовывался с личной зрительной памятью. Я, когда мы уходили четыре дня назад, несколько раз оглядывался и соотносил такую красивую нашу стенку с алой точкой наверху, с окружающими склонами и, особенно, с тёмными пятнами скал кое-где торчавшими из снегов. С этой картинкой и прибыл на Хадату. А сегодня на всём видимом пространстве не было ни единого тёмного предмета! НИ ЕДИНОГО! Будто и скалы сдуло ветром.
Побегали и потыкали мы недолго, минут 10. Попытка найти сходу – не удалась. Видимо, закономерно. Всё это время Томочка стояла отрешённо и ЖДАЛА. Но не дождалась…
– «СТАВИМ ПАЛАТКУ, МУЖИКИ!»
Поставили, зашли, присели на рюкзаки, пообсуждали, пожевали витаминок, и начали снимать кольца с палок. Надо было действовать планомерно, как при лавинных работах. То есть разбивать площадь склона на участки, намечать ориентиры, идти цепью и протыкать снега, пока не обнаружим очень-очень-очень сильно желаемое…
И зашевелились во мне первые тревожные командирские мысли: «Продуктов нет… До Воркуты трое суток хода… Аварийный выход… ЧП… Позор… и т.д.»
Когда вышли из палатки, нас ожидал прилично разыгравшийся ветерок и офигенно длинный, белый-белый склон в застругах. Точку начала я выбрал но наитию, с некоторой долей запаса, как мне казалось. Мы выстроились в линию с интервалом метра в три. Руал был верхним по склону, я нижним. Перекрытие по длине получилось метров 15-18. И мы двинулись, тыкая палками перед собой во все подозрительные места.
Я шёл медленно, и мысленно всё время пытался привязать себя к местности. Получалось плохо, точнее, вообще не получалось. НИКАК. Однако я двигался, всматривался, тыкал и сомневался в смысле своих тыканий, а в голове помимо воли, сами собою, рождались тревожные мысли о плане аварийного выхода через озеро Кузь-ты на посёлок Советский. Причём на одной-единственной баночке витамина «С» (50 шт.). Это всё, что осталось у нас из съедобного на данный момент.
Скоро наша линия разрушилась. Руал рванул вперёд и чуть вверх проверять какой-то «понравившийся» ему заструг. За ним потянулись Стёпа и Тома. А Глыба, напротив, поотстал и шебуршился сзади и уже несколько ниже меня.
А я продолжал тихо двигаться по своей кривоватой (если честно) прямой и ВДРУГ(!) увидел комья снега НЕ похожие на заструг. Явно не похожие! Они лежали небольшой кучкой среди однообразных струговых «волн» и, на мой взгляд, были какими-то чужими здесь. Хотя после пурги чего только не бывает, и чего только не встретишь, топча полярные снега. Подошёл поближе, посмотрел пристально, потрогал комья палкой и крикнул ребятам: «Давайте все сюда!».
Первым явился Руал, успев на подходе пошутить: «Что, фантики от наших барбарисок нашёл?» Следом подошли остальные. Недоверчиво потыкали, засомневались. Руал тоже активно сомневается. Я же почему-то был чётко УВЕРЕН(!), что эти комья – НАШИ следы и, что надо искать где-то здесь поблизости.
И вот я что-то продолжаю говорить, а Руал что-то отвечает и делает шаг в сторону, и… ПРОВАЛИВАЕТСЯ по колено в некую яму!!! ООО!!! Я тычу палкой вдоль его ноги и чувствую там, в глубине, упругое сопротивление продуктового мешка и слышу шуршание полиэтилена…
О ЧИСТАЯ РАДОСТЬ, БЕЛАЯ КАК КРЫЛО ПОЛЯРНОЙ КУРОПАТКИ!
Как же мгновенно переменилось настроение! Все заулыбались, а некоторые и засмеялись. И каждый что-то сказал,. пробормотал, выкрикнул… Вполне себе бессмысленное, конечно, но такое необходимое душе… Птица УДАЧИ незримо махнула своими крылами, осеняя нашу «пятёрку», а чёрные вороны ЧП снялись, взметнулись и исчезли за белыми горами…
…Руал провалился точнёхонько в угол ямы, в которой лежала наша закладка. А «чужие» комья снега были остатками большой кучи, которую мы выкинули, копая свою «полупещеру». За время пурги её поразметало, конечно, но, к счастью, не до конца. Видимо, была в ней некая обтекаемость ветровая. А вот полутораметровая снеговая стенка, поставленная возле ямы полукругом, исчезла – в НОЛЬ. Не нашли мы также ни лавинной дюралевой лопатки с деревянным черенком, ни алого флажка. А место это было в 80 метрах от нашей палатки, поставленной там, где мы сбросили рюкзаки.
И мы резво начали раскапывать и доставать полиэтилен, продуктовые мешки, волокуши и канистры. Подмерзая на ветру, быстренько-быстренько перепаковались, и скоренько-скоренько побежали. Наш путь лежал теперь по долине реки Обручева. За первым же поворотом долины ветер стих и на ходу стало тепло. А потом и жарко. И с бровей потёк пот…
Встали в 12.30 после двух 30-минутных переходов. Сейчас ждём чая. Я пишу, а усталость тяжело плещется в ногах и хватает за пишущие пальцы. В желудке же – полный вакуум. А усталость такая потому, что эти 2 получаса протропил я. Видимо, подсознательно хотел загладить вину свою командирскую. Ведь именно я чуть не затащил ребят в аварийную ситуацию…
***
Но самое интересное случилось вечером, после ужина. Оно больше всего мне и запомнилось. И даже сразило…
Уже была проглочена последняя ложка джема и запита последним глотком чая, как наша Кормилица – донья Тома Пай-Ерская, откинувшись на спальник, задумчиво сказала:
– «Как же ловко, дон Начальник, ты всех нас перехитрил сегодня…»
– «Ты о чём, Томочка?»
– «Я о «потерянной» закладке. Сознайся, что ты просто захотел устроить тренировку по технике лавинных работ? Ведь правда же? Правда? Ну, сознайся же!!»
Я к этому времени уже лежал в спальнике и потому сказал коротко: «Ну, конечно, правда».
После чего повернулся набок и заснул. Отночевали мы очень тепло и безветренно.
Свидетельство о публикации №225081701578