Алексеев Ростислав Евгеньевич. Кораблестроитель
Страшный сон американских адмиралов.
Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких - либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте - то ли корабля,несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.
Неопознанная цель на горизонте вырастает в громадный "летучий корабль". На авианосце объявлена тревога, но поздно - "чужой" выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятый пожаром и разорванный на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни и гибнущие моряки - стремительно уходящий за горизонт тень неведомого и страшного врага.
Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имеющим информацию о секретном оружии СССР - ударном экраноплане "Лунь" проекта 903.
Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью 500 км/час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты "Москит", позволяющие наносить кораблям противника максимальный ущерб. "Лунь" получил прозвище "убийца авианосцев".
Удивительная боевая машина разработана в КБ Ростислава Алексеева - советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.
В погоне за скоростью.
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии в семье учительницы и агронома. В 1933 году Ростислав Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт им. Жданова на кораблестроительный факультет. Будущий изобретатель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.
Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект - резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата вблизи экранизирующей поверхности (воды, земли и т.д.). Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.
Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.
Защита диплома происходила в июле 1941 года при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны стал более чем актуальной - "Скоростной катер на подводных крыльях". Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку. Молодого инженера отправили на завод "Красное Сормово", где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогружённых подводных крыльев.
Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией 2-й степени.
"Ракета", покорившая мир.
В 1951 году разработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившем название "Ракета". Первая "Ракета" представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости превосходившее на голову все существующие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.
"Ракета" шагнула далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах соц. лагеря, но и, так сказать, "в логове врага", корабли Алексеева бороздили воды Великобритании, Канады,Германии, Финляндии и др. Вслед за "Ракетой" были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях,таких как "Волга", "Метеор", "Комета", "Спутник", "Буревестник", "Восход". За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоен Ленинской премии.
"Каспийский монстр"
Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере илею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами - кораблями, парящими над водной гладью. В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана "КМ" (корабль-макет). "КМ" действительно имел гигантские размеры крыла - 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта АН-225 "Мрия" это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
Западные специалисты, получившие снимок экспериментальной модели, назвали его "Каспийским монстром" (испытания проходили в Каспийском море). Свой первый полёт "Каспийский монстр совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его двое лётчиков, одним из которых был сам Ростислав Алексеев, полёт прошёл успешно. Испытания "КМ" проводились втечение 15 лет. Новый "летучий корабль" имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути,"КМ" открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстоит выработать свои законы и правила.
"Рубежное" положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавшие за классические формы развития кораблестроения. От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской "оборонки", а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.
"Орлёнок" и опала.
Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, происходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что "уронить" его в воду в горизонтально полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал, однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его "за пределы экрана", что становилось причиной аварий.
Каждая новая неудача чувствительно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, созданное им, разделили на два - по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили экранопланы.
В начале 1970-х годов министерство обороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому присвоено кодовое название "Орлёнок". В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили Алексеева вывести ещё "сырой" "Орлёнок" на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса. Во время испытаний Алексеев,традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть "Орлёнок" на базу. Никто не пострадал, зато Алексеева наказали по полной - его отстранили от разработки "Орлёнка", переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.
Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году "Орлёнок" принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте воды до 2 метров и развивать скорость 400-500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк. БТР, БМт), "Орлёнок" мог перебросить на расстояние до 1500 км.
Конструктора погубило его детище.
Всего Алексеев создал три боевых "Орлёнка", на их базе сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должны были встать на боевую службу 120 экранопланов.
Несмотря на опалу Алексеев продолжал много работать - шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами. В январе 1980 года в Чкаловске происходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно, но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.
Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял - Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи сначала затруднялись в диагнозе. Так прошли ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время испытаний - то, что в народе определяют словом "надорвался". За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции, и, казалось, справиться с бедой, но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.
Прошлое и будущее.
Ударный экраноплан "Лунь", замысел которого принадлежал Алексееву спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году официально принят на вооружение, вступив в состав Каспийской флотилии. "Лунь" так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем и России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны Сергей Соколов свернул программу строительства экранопланов, посчитав данный вид вооружения неперспективным. А когда с распадом СССР российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева были преданы забвению.
В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр "Орлёнка" отбуксировали по Волге в Москву и установили в музее ВМФ.
Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в 21 веке, продолжается и по сей день. За спорами выяснилось, чт о боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 пехотинцев.
Что нужно России?
В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.
Вот ведь какая странная штука получается - в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев "Мистраль", а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.
А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны. И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.
Источник: aif.ru 18.12.2014. Андрей Сидорчик.
Свидетельство о публикации №225081701786