Камбала

(рассказ)



Кому-то я обещал рассказать, как мы в детстве ловили камбалу на Балтике? Это было… где-то в году 1959-м или чуть ранее. Мне было лет 10-11 (4-ый, видимо, класс!). Лето было тёплое и какое-то счастливое для меня! Мама была в то время на курсах усовершенствования врачей, кажется, в Ленинграде (как говорили тогда, в Питере). Отец ещё уходил (на неделю) на кораблях на «траление» немецких мин в море, но его уже приглашали преподавателем в училище. Наша Лида  – молоденькая нянечка моего братика – оставалась с четырёхлетним Василием дома. А я, как выпущенный на степную свободу жеребёнок, мотался где только можно было и нельзя!


С Витькой Виноградовым – соседом по дому – мы уже не первый раз убегали в Зеленоградск на море. В самом Зеленоградске у Витьки были дальние родственники. Тогда этот городок был какой-то «неприбранный» что ли. Он был разбит войной менее, чем Калининград, и ещё не вернул себе бывшее немецкое курортное назначение. Набережная и пляжи казались пустынными. Да… там были молы из старых «пней-столбов» – волнорезы, но и они уже выглядели истлевшими и обломанными войной. Мне запомнилось здание из красного кирпича старого почтампта (не почты, а именно «немецкого почтампта») и не очень большого костёла со шпилем.

 
Старый Зеленоградск (Кранц) всегда мне казался менее «удобным», чем Светлогорск (Раушен). Хотя именно здесь почему-то поселился наш бывший сосед по квартире в Калининграде Константин Михайлович (отставной полковник военной прокуратуры). Он обменялся на часть дома в центре Зеленоградска, отдав всего одну большую комнату (бывшую спальню) в нашей 4-х комнатной квартире. Вот так в «нашу» коммуналку въехали двое пенсионеров. Они как-то срочно «убежали» из Зеленоградска из-за сырости, сильно угрожавшей их здоровью. Это были Надежда Александровна и Павел Александрович Крыловы. А рядом (с теперь уже их комнатой) находилась моя маленькая детская – в одно небольшое окно. Мы договорились с Крыловыми отдавать её им, когда к старикам из Ленинграда приезжали на каникулы их племянники Серёжа и Таня Михайловы – дети крупного морского офицера и начальника военно-морского флота.


Про Зеленоградск я вспомнил, а про Светлогорск скажу, что это всегда был самый светлый и зелёный курорт в Восточной Пруссии! Кстати, каждое лето, начиная со второго класса я ездил именно в Светлогорск в пионерский лагерь «Героя Советского Союза лётчика Белоусова». Я так привык к нему, что один раз я оставался там подряд две смены. Но всё же чаще летом меня отправляли родители в Саратов – к бабушке на Волгу – где мне тоже всё было знакомо, и мальчишки из дома «Водников» ждали, когда же я им привезу кусочки янтаря с Балтики!
Именно в тот раз, когда мы с Витькой ехали в Зеленоградск, мы чуть не «погорели» из-за кондуктора в поезде. Когда тот зашёл в вагон, Витька успел «соскользнуть» под лавку, а я только прижался к незнакомой дремавшей бабушке. Контролёр деловито подходил к пассажирам и пробивал компостером билетики. А я ему срочно показал пальцем у губ, что «моя бабушка» уснула и нечего её будить. Тот кивнул и пошёл дальше, я же, пригревшись, тоже чуть не задремал. Витка, подождав минут пять, стал щекотать мои ноги, заставив меня ойкнуть…  А все остальные пассажиры стали улыбаться нашей изворотливости! Так мы и приехали на маленький крытый вокзальчик Зеленоградска!


Тогда мы быстро дошли до Витькиных родственников, и там уговорили его троюродного брата Игорёшку отдать нам два немецких велосипеда (третий он взял у соседей), на которых мы все втроём добрались до посёлка «Морское» (около 30-40 км по Куршской косе!). Мы так устали крутить педали, что сначала просто валялись на песке – целый час такой гонки для нас – городских – не просто! Но зато у Игоря там был приятель с огромной шлюпкой и четырьмя вёслами – каждому по одному! А в шлюпке полный набор для рыбалки: тонкие капроновые нити с гайками на концах и острые самодельные заточенные крючки! Червей мы накопали у «бешеных» берёз, которые изгибались, как будто ведьмы их заставляли танцевать! В общем, где-то к обеду мы «выкатили» шлюпку в море и ушли километров на 5 от берега.


Вода в море была такая спокойная и прозрачная, что даже со шлюпки можно было разглядеть дно и плоских камбал, «пыливших» песком при движении по дну!  Видно было, как они подплывали к наживке, заглатывали червяка и начинали метаться около нити. Они так глубоко заглатывали крючки, что вырывать их приходилось плоскогубцами! У камбалы пятнистая и коричневая под цвет песка шершавая спинка и белый животик. А губы у кабалы выглядят так, как будто хотели улыбнуться, а потом передумали, застряв косо вывернутым в удивлении ротиком. Сначала было даже страшновато и противно брать её в руки – просто на настоящую рыбу она была не очень-то похожа! Потом, попривыкнув, мы хватали эту скользкую пятнистую «жуть» и бросали в шлюпку с приговором: «Попалась, которая кусалась!» Уже через час-полтора около десятка камбал хлопали хвостами в шлюпке по дну!


А часам к 16-17 мы вдруг увидели, как небо над Балтикой почернело и сначала вдалеке, а потом всё ближе, стали блистать молнии! И очень сильно гремело! Пошёл дождь, и он становился всё колючее и холоднее! Потянуло таким «сквозняком», что якорь перестал нас держать! Игорь как-то сильно забеспокоился и стал кричать в нарастающем шуме ветра:
 – Ребята, валим отсюда на берег! Удочки быстро сматываем! Все на вёсла!
Сам он, гремя цепью о борт, вытащил якорь и бросился к румпелю (такой рычаг-устройство, усиливающее поворот руля) и стал выворачивать нос к берегу. А мы – каждый на своём месте (на своей банке) схватив по веслу и, вставив их в уключины, стали нервно грести. Но получалось плоховато, и Игорь заорал на нас:
– А ну, слабаки;, дружнее и разом!


У меня (как и у всех тогда, наверное) весло было тяжеленое и рукоятка хоть и гладкая, но через несколько минут набила мне пузыри мозолей. Они скоро полопались и от солёной воды стали щипать! А шлюпку постепенно тянуло в море всё сильнее и сильнее! Волны становились всё ощутимее и нас стало подбрасывать вверх и вниз, а волна стала захлёстывать в шлюпку.
Почему-то стало так быстро темнеть, что мы потеряли ориентацию – где был берег, а где горизонт? Руки налились тяжестью и перестали слушаться – вёсла промахивались и били по гребням волн, окатывая нас самих брызгами. Нас несло в море всё дальше и дальше от берега. Если бы саратовская бабушка Саша не научила меня ранее молитовке «Иже еси на небеси…», то я бы просто плакал тогда, как другие ребята. Но я старался и шевелил не только руками, но и губами, шепча эту молитовку!
Мы были все мокрыми – с головы до ног – обессилившими и просто перепуганными… Вероятно, через полчаса погода стала меняться к лучшему – ветер и волны стали как-то поменьше, но берега было не видно и мы очень «струхнули»…  Игорь нас успокаивал, что взрослые знали, куда мы ушли на шлюпке! И они пойдут нас искать на мотоботе!


И вдруг он как-то заметил на горизонте огоньки и, развернув шлюпку в ту сторону, заставил нас «веселее» грести. Мы скакали так, как на сломанных качелях – то проваливались, то выскакивали вверх. И вот в какое-то мгновение нас осветил луч прожектора с недалеко идущего корабля! Мы стали орать и махать всем, что попалось под руку! И, когда поняли, что нас заметили, стали грести к кораблю!
Это был катер пограничников!


Нас вытаскивали из шлюпки с кормы катера и сразу заворачивали в какие-то полотенца. Корабль подрагивал от работы двигателя и его покачивало, но не так, как нашу шлюпку. В кают-компании нас посадили прямо в полотенцах за стол и дали горячего компота из сухофруктов и «местные» булочки! Командир – старший лейтенант – долго (почти всю дорогу) расспрашивал нас и подробно всё записывал в какой-то журнал. Раза два к нам заглядывал кок в белом фартуке и спрашивал, не надо ли нам добавки. Мы, повеселев и оправившись от страха, съели не менее, чем по две-три булочки! А «старлей» стал над нами «подтрунивать»: – Камбалу-то домой возьмёте? Или нам оставите, как вещь-доки?


А потом уже на зеленоградской заставе нас допрашивал капитан-лейтенант и оформлял, как задержанных… и радовался вместе с нами о спасении в такую штормовую погоду! Он выделил нам сопровождающего старшину и автомобиль «козлик» (типа ГАЗ-ик) с поднятым от дождя верхом и отправил по домам – кого в Зеленоградск, а нас с Витькой аж в Калининград!
Так закончилась одна из наших рыбалок этой самой КАМБАЛЫ!

17.08.2025


Рецензии