Олень
Таёжный рассказ
-Там олень! – закричал Валерка Глухов молодой учитель физкультуры, вбегая в квартиру при больнице к поселковому фельдшеру и возбужденно размахивая руками в телогрейке, ватниках и притопывая ногами в облепленных снегом валенках.
Фельдшер Андрей Белый молодой высокий парень, приехавший на Север в поселок охотников-промысловиков и лесорубов Корлики, несколько лет назад с западной Украины из под городка Шушары, посмотрел на юношу- учителя с интересом.
-Где олень?-
На лице Валерки розовел возбужденный румянец, в глазах сверкал охотничий азарт.
-Там, олень в лесу, недалеко, метров двести за домами. У тебя ружьё есть? Пошли, завалим!-
- Ну, пошли,- Без долгих расспросов, повинуясь первому порыву, фельдшер закинул на плечо винтовку и вышел из дома.
Молодые люди быстро нацепили широкие лыжи и направились в лес, хрустя морозным снегом.
Было утро. Краешек солнца выглядывал из за верхушек деревьев в розовой дымке. В воздухе висела сверкающая искристая взвесь. Тайга начиналась сразу за домами. По лыжному следу, который оставил учитель, когда бежал к фельдшеру, они от больницы углубились в кедровник. Вокруг, по мере их движения, молодые сосны сгущались. Из их поросли возвышались мощные стволы старых кедров с широкими корявыми ветками опушенными длинными, гораздо длиннее сосновых, иглами. Кедр по научному, так и называется сибирская сосна. Вскоре заметили одиночный след оленьих лап на снегу. У северных оленей копыта широкие и напоминают лапы, это позволяет им не проваливаться в глубокий рыхлый снег, который в лесу достигает половины человеческого роста. Охотники до оленьей свежатинки бодро потопали по следу, который петляя между ёлочек, уводил в глубь леса.
-Ну, и где твой олень?- спросил фельдшер.
- Видимо туда ушёл ,- ответил Валерка, - Пошли скорее, сейчас догоним! - И молодой бойкий учитель физкультуры пошёл вперед, прокладывая лыжню по свежему снегу. Впрочем, широкие охотничьи лыжи проваливались неглубоко и друзья двигались быстро. Без лыж в зимней тайге вообще делать нечего, пешеход проваливается по пояс, и, не доставая ногами до земли, беспомощно барахтается на одном месте, не продвигаясь вперед. На лыжах, особенно, если это не беговые, узкие, спо ртивные, а широкие охотничьи, - совсем другое дело! Местные ханты подбивают свои самодельные лыжи мехом выдры, остью направленной назад, чтобы не проскальзывали при подъеме и было удобно подниматься вверх по склону. Кроме того мех выдры не намокает и не покрывается льдом, если при движении, например по замерзшей речке хант попадает на мокрый участок с промоиной.
По следу оленя, хорошо видному в снегу, поднялись на холм, где кедры сменились высокими соснами, потом спустились вниз к пересохшей и укутанной сугробами речушке, больше заслуживавшей названия ручей. Оленя не было видно. Но след повернул вниз по речушке, петляя среди березок, осин и кустарника с обглоданными зайцами ветками, и преследователям стало труднее идти. Ветки цеплялись за одежду и мешали бодрому ходу. Приходилось обходить поваленные засыпанные снегом стволы деревьев и густые заросли замерзшего багульника и голубики.
Прошли уже больше пяти километров, и звуки поселка совсем не долетали до этого места. Да и звуков-то было мало. Совсем не доносился рокот абэшки, которая, строго в отведённые часы, давала в дома поселка электричество. Не было слышно взрёвывания трелёвщиков, отбывающих на деляны и увозящих лесорубов, в основном, да что там в основном, сплошь состоящих из бывших зеков или вольнопоселенцев, пораженных в гражданских правах. А кто ещё поедет в этакую глухомань, сто дворов и триста жителей вместе с детьми, где до ближайшего поселка Ларьяк девяносто километров по прямой. Вертолеты бывают раз в две недели, с почтой или товарами рабкоопа, или по вызову санавиации на преступления да несчастные случаи. а если завьюжит, - то по погоде, а погоды порой ждали неделями…
Пожары тоже тушили всем поселком. Лесные, которые угрожали поселку, - строго по сознательности, лопатами. А абэшка, где работал местный вечно пьяный, несмотря на сухой закон, контингент, регулярно возгоралась и её тушили всем поселком, став в цепочку и передавая ведра с водой, которую мужики, что покрепче, черпали из речки и передавали по цепочке бабам и остальным. Больше из звуков был только вожделенный звук вертушки Ми- десятой, который местные слышали за полчаса до её появления на горизонте, лай и вой собак, грай ворон, да бензопила Дружба, когда кто-нибудь от скуки и одиночества затевал пилить дрова. Здесь в лесу, кроме скрипа лыж и редких звуков от падения снежных комьев с лап деревьев, стояла полная тишина и звук дыхания бегущих в погоню двоих азартных охотников за оленятинкой.
Вдруг на небольшом возвышении они увидели оленя. Молодая серая важенка с одним обломанным рогом, склонившись мордой к земле, разрывала лапой снег и кормилась ягелем. Охотники замерли. Олень стоял совсем близко, всего метров в тридцати, и людей не боялся. Фельдшер Андрей Белый медленно снял с плеча винтовку. Учитель физкультуры Валерка Глухов напрягся и оценил взглядом расстояние от себя до стрелка и до оленя. Всё складывалось удачно! С такого расстояния промахнуться было невозможно. Валерка представил себе радость, с которой его встретит молодая жена, учительница русского языка и литературы, из города припершаяся за ним в этакую глушь, тьмутаракань, жопу западной сибири и всей окружающей действительности. С каким восторгом она примет из его рук тушу оленя, ну, хорошо, пусть не тушу, а пол-туши. С фельдшером придётся поделиться… Винтовка-то ведь его… Без винтовки оленя бы ему одному не подстрелить. Каких сочных котлет и пельменей налепят они с ней длинными зимними вечерами при свете керосиновой лампы. Почему при лампе? Потому, что поселковую абэшку ровно в восемь вечера вырубают для экономии солярки, и поселок до утра остается без электричества. До семи часов утра. А поначалу, как славно они полакомятся свежатинкой, шашлычками из шеечной части, буженинкой из задней ляжки, как это прекрасно поразнообразит их повседневное меню, которое в эту зиму состоит из свиного сала с макаронами или сладкой мороженной картошкой, щуки с вермишелью, потом опять макароны но уже со щукой и вермишель но уже со свиным салом, и так три долгих месяца: зима в Корликах наступает в октябре, ноябрь, декабрь, январь, и вот сегодня, в преддверии Дня Советской армии и военно-морского флота, такая удача, олень! Настоящий живой, свежий, вкусный олень!
А фельдшер Андрей Белый в этот момент тоже размышлял в предчувствиях и опасениях. Его сразу насторожило то, что олень не боится людей и не ускакал по сугробам в даль светлую, заслышав их лыжный хруст по морозному снегу, тяжелое хриплое дыхание заполошных ловцов, и лязганье винтовочной антапки, далеко разносящихся в стылом зимнем воздухе. Может быть это вообще домашняя скотина и кому-то принадлежит? Получится, что он застрелил чужую животину без спросу хозяев, как молочную кормилицу буренку или козу… Он фельдшерил по северам уже восьмой год и имел кое-какой опыт, не всегда приятный и радостный, с местными хантами, и с местным специфическим контингентом, а однажды даже и с местным животным миром в виде медведя. Он приложил указательный палец к спусковому крючку винтовки и живо представил себе, что произойдёт, если вот сейчас, в этот миг он его нажмёт.
С Валеркой всё понятно, этот желторотик, переживающий в Корликах первую зиму, заверещит от счастья и побежит к убитому оленю, ещё того гляди начнёт драть его зубами. В принципе по -хорошему и по-честности можно дать ему переднюю ногу.
С оленем не так просто, потому, что можно с одного выстрела не убить, а только ранить и подранок может убежать на неопределенное расстояние оставляя, как улику, кровавый след. Если даже завалить оленя с первого выстрела, то возникает проблема: как допереть тушу, а это килограммов пятьдесят, до дома? Можно, конечно выпустить внутренности и ливер оставить здесь, присыпав снегом. Зверушки, птички и природа сделают своё дело, через несколько дней от события не останется улик. А выстрел? Звук выстрела разнесётся на весь лес, а тут не так далеко до посёлка. А вдруг услышат? А может быть оленя уже ищут его хозяева?
И действительно невдалеке раздался шум, скрип, тяжелое сипатое дыхание оленей и вскоре показались нарты с хантами.
Фельдшер Андрей Белый опустил винтовку. Медленно и настороженно приблизились нарты, запряженные четверкой крупных северных оленей, из которых всего один имел развесистый рог, остальные олени были со спиленными рогами. На нартах сидели ханты в своих меховых малицах, высоких до бедра унтах, с ружьями и ножами в деревянных ножнах.
-Пливет, хозяина!- дружелюбно поздоровались все трое. – Кака дела, кака здоловый?- Это были малорослые узкоглазые люди, с приплюснутыми носами и широкими азиатскими скулами. Одного из них он узнал, это был Аркашка Кунин из дальнего стойбища в верховьях реки Вах.
-Привет, - растерянно ответили фельдшер и учитель, пытаясь скрыть разочарование и досаду.
- Вот отдыхаем здесь, решили прогуляться.
-Холосо, холосо, - улыбаясь закивали ханты. – а водка есть у тебя?
-Нет, водки нет, - сказал фельдшер, - Водка в поселке есть, наверное, в коопторге.
- А спилт? Кодях есть? Кодях, водка давай, - соболь дам, лося дам, ондатла дам, что хочешь? Всё дам, - водка давай!
-Нет водки! – отрезал Андрей. Тут один из хантов узнал в нём фельдшера.
-Это доктол, больница, у него спилт есть,- сказал он обращаясь к своим товарищам.
-Спилт холосо, вкусно!- они заметно возбудились.- Доктол, спилт давай, айда больница!
-Нет спирта!- ответил доктор, -спирт для больных, а вы здоровые.
Ханты печально переглянулись.
-Оленя нашего не видала? – спросил один, - у нас олень от налта отвязался, ищем.- и он с подозрением кинул взгляд на винтовку фельдшера.
- Нет не видели, - соврал Андрей.
- А лужьё зачем?- спросил доклёпчиво хант.
-На охоту мы вышли, рябчиков пострелять, - и обращаясь к учителю сказал, - ну, всё, пошли домой.
-Пошли, ловить тут нечего,-согласился Валерка, понимая, что олень хантейский и за убийство животного пришлось бы ответить. Они развернулись и двинулись в обратный путь к посёлку, оставив хантов одних искать своего оленя. Вскоре они услышали позади радостные удовлетворенные крики хантов, которые, вероятно нашли оленя и стали его ловить.
Свидетельство о публикации №225081700390