Иванушка-дурачок и богиня Дурга
Семь причин видеть связь между Иванушкой;дурачком и богиней Дургой — в координатах солнечного ветра (воля, импульс) и северного сияния (интуиция, мерило смысла):
1. Парадоксальная мудрость «за пределом расчёта»
- Дурга — «труднодоступная», выходит за рамки бытовой логики; Иван — «дурачок» лишь по меркам рынка и суеты.
- Оба действуют не из выгоды, а из космической меры: солнечный ветер даёт импульс, северное сияние — знак, когда и как действовать.
2. Победа над хаосом правильным моментом, а не грубой силой
- Дурга низлагает асур не мощью ради силы, а в нужный час и в нужном ритме; Иван побеждает Змея, Кощея, «дурные ветры» благодаря точному шагу и верной помощи.
- Это и есть согласование порыва ветра с узором сияния — когда мир сам «поддаётся».
3. Союз мужского и женского начал
- Дурга — концентрат шакти, собирающая силы богов; у Ивана мужской импульс постоянно направляют женские помощницы (печка, яблонька, Василиса, лягушка;царевна).
- Их сила — в согласии волевого ветра с женским светом-интуицией.
4. Экономика дара против «кошельковой» логики
- Дурга — Мать, дарующая жизнь и защиту, которые не покупаются; Иван ценит не трофеи, а жизненную и духовную энергию.
- Север учит: выживают не деньгами, а взаимопомощью и мерой; солнечный ветер и сияние подпитывают дух, а не потребление.
5. Инициация под покровом Матери
- Дурга — защитница, проходящая со своим почитателем через страх; Иван взрослеет через испытания под опекой Матушки;Земли, Бабы;Яги (как хранительницы порога), добрых зверей.
- Магнитосфера и северное сияние — образ Матери, смягчающей удар ветра: защита, в которой и происходит рост.
6. «Святое простодушие» как канал силы
- В тантрической и бхакти;традиции сила (шакти) «вселяется» туда, где есть чистота намерения и доверие; у славян — архетип «юродивого», чья простота прозорлива.
- Иван своей открытостью делает себя проводником: ветер наполняет парус, сияние указывает курс.
7. Общий индоевропейский корень сюжетов (с важной оговоркой)
- В славяно;ведийском круге много перекличек: младший/«неприметный» герой, женская божественная сила, победа над чудищем ради восстановления меры.
- Генетически у многих индоевропейских популяций встречаются линии R1a1 (разные ветви); это согласуется с древними миграциями и культурным родством мотивов. Это не «прямая связь волхвов и брахманов», а свидетельство глубинной общности, в которой жрецы обеих традиций настраивали людей на космический порядок — «со стороны ветра и сияния».
Таким образом, Иван и Дурга — два образа одной практики — действовать, когда ветер зовёт, и слышать, когда сияние шепчет. К ним «обращаются» как к внутренним учителям.
Свидетельство о публикации №225081700421
Артемидия 17.08.2025 20:22 Заявить о нарушении