Глава-1. Торгутский побег. 1. 1. Убаши-хан

            http://proza.ru/2025/08/17/608


           С конца 14 века ослабленная внутренними раздорами Монгольская империя стала распадаться и терять одну за другой завоеванные земли. Первыми отказались подчиниться власти Великого кагана Монголии ойратские ханы.

            С конца 16 – начала 17 века, благодаря активной деятельности тибетских миссионеров, ойраты наряду с другими монголами приняли новую религию буддизм взамен старой – шаманизма. Однако даже новая религия ничего уже не могла изменить – раскол в среде монгольских народов и войны между ними не прекращались.

           Теснимые врагами со всех сторон, раздираемые собственными феодальными междоусобицами, ойратские князья не раз задумывались о необходимости поиска новых свободных земель, где можно было бы спокойно жить и пасти свои стада. Наиболее подходящими для этого оказались обширные пространства юга России.

           С начала 17 века правители ойратов стали одни за другим отправлять посольства к русским царям с просьбой принять их в подданство. Переговоры увенчались успехом. С 1608 по 1657 годы группы ойратов несколькими волнами постепенно переселились в Россию, принесли присягу на верность русским царям.

           Степные пространства в низовьях Волги и Яика (теперь река Урал), напоминавшие родные степи Западной Монголии и Джунгарии, пришлись ойратам по душе, и они обосновались на той территории, которую их потомки занимают и поныне.

           Подавляющим большинством населения возникшего в 17 веке ханства составляли торгуты (остальные группы: хошуты, дербеты, зюнгары), поэтому ханство называлось торгутским, оно также имеет название Калмыцкого.

           В 18 веке происходит значительное усиление централизации всех звеньев государственного аппарата абсолютной монархии. Эти изменения коснулись и Калмыкии. Так возник и начал усиливаться кризис Калмыцкого ханства.

           Управление ханством подпадало под всё более строгий контроль царских властей и чиновников, назначавшихся Петербургом. Прошла реорганизация Зарго. В это время это учреждение имело двоякое значение: Ханского совета, с одной стороны, и высшей судебной инстанции – с другой. С 1762 года, вступило в действие положение о Зарго, разработанное русскими властями: власть хана стала усечённой.

           Активно поощрялся переход калмыков в православие, власти вмешивались в выборы ханов и наместников – всё это свидетельствовало о явном стремлении царского правительства ослабить значение калмыцких ханов, превратить тайшей и зайсангов в правительственных чиновников, а членов ханского дома приравнять в правах к русским дворянам. Принять такую политику калмыцкая знать не хотела.

           Зайсанги – это класс, занимавший среднюю нишу между нойонами и простолюдинами. С одной стороны, они были привилегированным сословием, но с другой стороны это были все-таки должностные лица.

           Зайсанги делились на аймачных и безаймачных. Уже из самого определения понятно, что аймачные владели аймаками и занимались их управлением, а безаймачные аймаков не имели.

            В определенном аймаке всегда проживали калмыки только одного рода независимо от количества семейств. Аймак никогда у калмыков не дробился, не делился между наследниками, а полностью отходил старшему в роду по принципу первородства. Все остальные родственники по мужской линии – сыновья, внуки, братья, дяди и племянники – автоматически становились безаймачными зайсангами.

            В этих условиях в её среде зародилась идея об откочевке из пределов России и возвращении в Джунгарию, которая в 1758 году (существовала с 1635 года) под ударами цинских войск перестала существовать. Большинство тайшей решило, что перекочёвка из волжских степей на территорию Джунгарии улучшит их положение, позволит им сохранить автономию ханства, обеспечит их права и привилегии, даст им вольную и богатую жизнь. Возвращением в Джунгарию они рассчитывали преодолеть кризис, в котором оказалось Калмыцкое ханство, находясь в составе Российской империи.

                ***

               В 1758 году Убаши, сын Дондук-Даши, был провозглашён наследником ханского престола и в 1761 году в 18-летнем возрасте назначен царским правительством новым наместником Калмыцкого ханства.

               Особую роль в пропаганде исхода калмыков из России сыграл советник Убаши Цебек-Доржи, который, находясь постоянно в ханской ставке, стремился внушить Убаши недоброжелательное отношение к русским. Он и подал мысль об уходе из России в Джунгарию. Убаши и некоторые из крупнейших тайшей стали в глубокой тайне готовить откочевку от берегов Волги. Эта подготовка длилась в течение нескольких лет.

              О предстоящей откочевке знали лишь сам наместник и несколько человек из его ближайшего окружения: Цебек-Доржи, Бамбар, Шеаренг, джунгарский тайша, бежавший в 1758 году в Россию после разгрома Джунгарского ханства Цинским Китаем, лама Лозан-Джалчин и зайсанг Даши-Дондук.

                ***

              В первые дни января 1771 года Убаши-хан восседал в своей юрте, собрав членов высшего совета Зарго Калмыкии и верных ему калмыцких князей, высших представителей калмыцкого духовенства, торгутских и хошутских нойонов. Тут же расположились тайши и зайсанги.

              – Вот уже столетие, уважаемые ханы, – Убаши исподлобья посмотрел на присутствующих, – как мы пришли на эти земли и приняли подданство русского царя. Мы помним, что, когда во время встречи хана Аюки и императора Петра I, Аюка, приняв от царя в подарок дорогую саблю, велел находившейся рядом группе своих воинов стать в круг и пустить вверх стрелы, упав которые, воткнувшись в землю, образовали круг вокруг хана и Петра. При этом, указав на стрелы, Аюка сказал: «Эта сабля и эти стрелы всегда будут готовы поразить врагов России». И мы всегда сражались за земли русских царей, охраняя южные границы, живя здесь.

             Убаши остановил речь и осмотрелся. Дым выходил из очага наружу юрты через отверстие в верхней части. Очаг, обложенный камням, – это священное для калмыков место. До сотни концов жердей и реек были туго связаны между собой верёвкой, сплетённой из хвостов лошадей. Сверху остов плотно покрыт двойным слоем войлочного материала. Несмотря на большой мороз, было тепло. Двухстворчатые деревянные двери холод не пускали. Некоторые присутствующие разомлели, изредка, вытирая рукавом халата лоб. Зайсанги старались держаться не менее важно с остальными, более высокими по иерархии гостями.

               Убаши-хан улыбнулся про себя и продолжил:

               – Несколько лет мы шли к этому дню, готовили откочёвку от берегов Волги. Наши права всё последнее время ограничиваются во всех отношениях. Русские чиновники, пользуясь их отдалённостью от столицы, обращаются с нами ужасно. А правительство хочет сделать из вас землепашцев. Покрылись казачьими станицами берега рек наших, вот и северные окраины степей, еще немного времени, и будут заняты. Нас теснят на безводные пространства, и погибают ваши стада, единственный источник существования калмыков. Мои жалобы не доходят до высшего начальства.
 
               Есть вести, что хотят призвать на службу всех калмыков. Снежной и морозной зимой 1767 – 1768 годов в калмыцких городах начался падёж скота. Бедствия народа усилил Указ 1768 года, запретивший продажу хлеба калмыкам в неустановленных местах. В наших семьях начался массовый голод.

               Чем дольше говорил Убаши-хан, тем больше на лицах присутствующих проявлялось недовольство, переходящее в лёгкий шум.

               – Вам очевидно теперь наше положение, и в будущем остается одно из двух –либо нести на себе тяжелое бремя рабства, либо удалиться из России и уйти к реке Или, в Джунгарию, таким образом положить конец всем бедствиям. Известно, что сам далай-лама указал два года, в которые можно совершить переход в эти земли. Эти два года теперь настали. Так ваше настоящее решение должно определить то, что с нами будет!

               Решение было принято. Хотя нужно сказать, что не все были согласны с таким решением. Против ухода были икицохуровские нойоны Асархо и его племянник Маши, хошутский Теке, брат Габан Шараба Шампин-эмчи и др.

               Продолжение следует. http://proza.ru/2025/08/18/634
               Книга опубликована в Литресе.


Рецензии