Джеймс Хэрриот постмодерна или канис парадиз
Со времён одомашнивания помимо выведения разных пород животные мало изменились, что не скажешь об их хозяевах. Ветеринария в некотором смысле находится на острие «постмодернистского» копья или на броне ледокола, сталкивающегося с идеологическими льдинами. Это «лакмусовая бумажка» социальных последствий постмодерна. Самое интересное, что современная либерально-научная и глобалистская идеология о направленном размытии границ человечности способствует развитию ветеринарии. В таких условиях рынок объёмней. Что же это за условия? Сравним сами книги Джеймса Хэриота и два сериала по этим книгам 70-х годов прошлого века и 2020 года.
Автор мастерски описывает природу, сами незамысловатые истории поданы так, что не чувствуется примитива, и не скучно, и любой человек, не обладающий специальными знаниями, легко вникнет в суть. Писатель четко владеет художественными приёмами, часто тонко шутит. Книги излучают доброту и созидательность, чувствуется реальность и «прожитость» описанных ситуаций. Цветастости текстам добавляют особенности практики врача маленького английского города, который лечит всю живность от крошечных канареек до лошадей тяжеловозов и быков-производителей. Если современный писатель когда-нибудь сподобится написать хоть десятину от Джеймса Хэрриота, он должен будет ликовать как ребёнок. Или мурчать как котёнок?
Старый сериал снят близко к книгам. Носит явно поучительный характер. Актёры играют великолепно. Стоит отметить, что любовь к животным показана не приторно, а является именно любовью к животным. И именно такая любовь «на своём месте», способна и исцелять владельцев, попавших в тяжелые жизненные ситуации. Но как правило, такая «терапия» — это только первая ступенька на пути к «спасению». Да, да Джеймс Херриот уделяет внимания личностям хозяев не меньше, чем их питомцам. Что и позволяет ему прекрасно запечатлить жизнь английской глубинки множеством оригинальных историй. Владелец практики Фарнон, например, кладёт на «алтарь рынка» свою семейную жизнь, но остаётся доброжелателен. В одной из историй Хэрриот тоже обостряет вопрос о одиночестве как результате безграничной «самоэксплуатации» в молодости. Хрупкая вдова фермера стоически «тянет вымирающее хозяйство», но приходит к успеху. Подросток из социальных низов, после смерти своего щенка, которого сам не вакцинировал, разочаруется и в тени справедливости, скатываясь до преступлений. А богатая миссис Памфри до смерти любит и закармливает своего пекинеса. «Спасительница кошек» отгораживается животными от своего мужа, который постоянно читает газеты. Всего не перечислить. Однако, человеку в любом случае нужен человек, что не купишь даже честно заработанными деньгами. Всё, что должно - нужно делать всегда во вовремя – и тогда это всё, будет прекрасным.
В новом сериале же все поставлено с ног на голову. Причём как по голливудской методичке. Можно подумать, что британцы для «внутреннего рынка» снимают позитив. Где там. По ходу и правда «золотой миллиард» приговорил человечество к самоликвидации. Отражение «повестки», удобно перечислить следующими тезисами:
1. Фарнон несносен, задирист, самодур, возможно от усталости и как следствия гипериндивидуализма - явная гностическая аллюзия на плохого Бога, на порочность мужского начала;
2. Горничная Фарнона - молода, живет в одном доме с холостяком, проявляет густейшую материнскую заботу о главном герое и учит его дерзить боссу – гипертрофия женского начала и нигилизм – и как же попахивает квир-семьёй;
3. Сам Хэрриот без царя в голове, напивается в первый же день на работе;
4. Хелен, что будущая жена Хэриота, пренебрежительно шутит о своей семье и вообще детях – пропаганда хэндсфри как образа жизни свободной женщины;
5. Диалог нелицеприятных клиентов из первой серии: муж любит своих коров больше жены, которая сама похожа на корову - критика семейной жизни и пропаганда суррогатов.
Такую «вольную трактовку изначального произведения» до конца досмотреть весьма сложно. Можно несмотря сериал до конца предсказать, что в остальных сериях есть место и технократизму и гейпропаганде и прямому распространению неоязычества. А какую статуэтку ставит горничная на полку при уходе на работу Хэрриота, я не рассмотрел. Но все-таки это суеверие. Интересно, что всё вышеперечисленное это больная фантазия сценаристов – в аутентичном тексте книг данных смыслов не найдёшь. Это фактические идеологические вставки.
А может режиссёр заложил эти смыслы для рейтингов? Получается будут распространяться только популистские и гедонистические идеи? Воспитательная и анагогическая, образовательная роль искусства в рыночной экономике не возможна? Ведь в конкуренции контента всегда выиграет более деструктивный? Или Запад подписал себе смертный приговор, прикончив конкуренцию на мировом уровне в 1991 году или даже раньше? Ведь идеология рыночного развития основана на свободной конкуренции субъектов. Когда субъект один, то это монополия, накладывающая иго на всех остальных ввиду своей политической и экономической сверхприбыли.
Практической ветеринарии выгоден постмодернизм. Семьи не будут рожать детей, а будут разводить собак. Бабушки, не увидев себя во внуках, собирают по сорок кошек в однокомнатной квартире и сходят с ума. Единственные в семьях дети олицетворят питомцев в братьев или сестёр. Одинокие молодые люди становятся зоозащитниками, кормят на улице животных, ставят будки для собак, спонсируют приюты. Богатым бизнес-леди на внедорожниках жалко «ребенка» - уличного кутёнка, которому его собратья порвали кожу на ягодицах. Принимается «зоофильский» и для кого-то очень прибыльный закон о невозможности усыпления бродячих животных, их нужно кормить, стерилизовать, чипировать и выпустить опять в среду обитания, где «фауной» часто являются обычные женщины и дети. Когда-то Хрущёв отнекнулся какому-то не то генералу, не то адмиралу, дескать мы флот будем строить или коммунизм? А сейчас что мы будем строить? Переделаем детские сады под приюты для животных? Как же называется такое государственное устройство? Собачий рай? Парадиз канис? Такое ощущение, что люди – вулканы невыплеснувшегося добра и любви и вот они, не найдя нужный объект для чувств, изрыгаются куда попало. Они так и говорят, мы, дескать, людей не любим, а животных уважаем, они не предают. А не придаём ли мы общечеловеческие, тем паче христианские ценности, так размывая границы? Эти больные люди не видят разницы между человеком и животным. Любая кошка, как и ребёнок – член семьи и лечить будем её до последнего. А ветеринары потирают ладони – до последнего рубля в вашем кармане.
Старые больные обессилившие животные раньше уходили со двора и помирали в степи или в лесу. Сейчас некоторые владельцы, теша свой эгоизм, стремятся дать «вечную жизнь» своим питомцам, используя самые передовые достижения ветеринарии и биотехнологии. Вплоть до установки дорогих протезов, пересадки органов и даже клонирования. Как бы животное не мучилось, пусть поживёт подольше, хоть на несколько часов. Ведь если время жизни животного перевести в «людские» мерки, то нужно умножить на семь. В зооторговле продаются товары за сотни тысяч…. И всё это стоит сотни тысяч…. А некоторым детям просто нечего есть…. А где-то стреляют каждый день… А мы со всеми нанотехнологическими протезами уходим с исторической сцены…
Свидетельство о публикации №225081700734