О доблестном принце по имени Джон
И вот, когда я был, наверное, в классе восьмом, оказался в одной каюте корабля с учителем русского языка. Тут взаимоотношения были другими. Я от него никак не зависел. Я не был гуманитарием. Но читал немало.
Времени для бесед у нас было достаточно. И вот этот учитель спросил: а зачем изучают литературу? Чему она учит? Понятно, чему учит математика, химия, физика. А литература? Вопрос для меня был неожиданным. И он сам же ответил: литература учит жизни.
Мандельштам писал: «Мы живем, под ногами не чуя страны». Почему не чуя. Что-то ведь чуем. Но не можем оценить, праведно мы живем или нет. Не можем оценить, потому что для верной оценки нужно сравнение. А чтобы сравнивать, самое лучшее - знать побольше литературы, написанной в разное время и в разных местах, а не только в одной стране и одобренной Главлитом.
Ведь верно звучали такие строки: мы дружны с печатным словом, если б не было его, ни о старом, ни о новом мы б не знали ничего. Тем более, что у нас в стране была мощнейшая когорта переводчиков. Так что, читай и сравнивай. Ну так и давайте подвергнем критическому разбору старую английскую балладу и сравним с нашими днями. Найдем ли мы аналогии или наоборот несхожести? Для удобства разбора приведу балладу целиком. Прекрасный перевод Маршака позволяет насладиться слогом баллады.
Король и пастух
1
Послушайте повесть
Минувших времен
О доблестном принце
По имени Джон.
Судил он и правил
С дубового трона,
Не ведая правил,
Не зная закона.
Послушайте дальше.
Сосед его близкий
Был архиепископ
Кентерберийский.
Он жил-поживал,
Не нуждаясь ни в чем,
И первым в народе
Прослыл богачом.
Но вот за богатство
И громкую славу
Зовут его в Лондон
На суд и расправу.
Везут его ночью
К стене городской,
Ведут его к башне
Над Темзой-рекой.
2
- Здор;во, здорово,
Смиренный аббат,
Получше меня
Ты живешь, говорят.
Ты нашей короне
Лукавый изменник.
Тебя мы лишаем
Поместий и денег!
Взмолился епископ:
- Великий король,
Одно только слово
Сказать мне позволь.
Всевышнему богу
И людям известно,
Что трачу я деньги,
Добытые честно!
- Не ври понапрасну,
Плешивый аббат,
Для всякого ясно,
Что ты виноват,
И знай: навсегда
Твоя песенка спета,
Коль на три вопроса
Не дашь мне ответа.
Вопросы такие:
Когда я на троне
Сижу в золотой
Королевской короне,
А справа и слева
Стоит моя знать, -
Какая цена мне,
Ты должен сказать.
Потом разгадай-ка
Загадку другую:
Как скоро всю землю
Объехать могу я.
А в-третьих, сказать
Без запинки изволь:
Что думает
Твой милосердный король.
Тебе на раздумье
Даю две недели,
И столько же будет
Душа в твоем теле.
Подумай, епископ,
Четырнадцать дней, -
Авось на пятнадцатый
Станешь умней!
3
Вот едет епископ,
Рассудком нетверд.
Заехал он в Кембридж,
Потом в Оксенфорд.
Увы, ни один
Богослов и философ
Ему не решил
Королевских вопросов.
Проездил епископ
Одиннадцать дней
И встретил за мельницей
Стадо свиней.
Пастух поклонился
Учтиво и низко
И молвил: - Что слышно,
Хозяин епископ?
- Печальные вести,
Пастух, у меня:
Гулять мне на свете
Осталось три дня.
Коль на три вопроса
Не дам я ответа,
Вовеки не видеть
Мне белого света!
- Милорд, не печалься.
Бывает и так,
Что умным в беде
Помогает дурак.
Давай-ка мне посох,
Кольцо и сутану,
И я за тебя
Перед троном предстану.
Ты - знатный епископ,
А я - свинопас,
Но в детстве, мне помнится,
Путали нас.
Прости мою дерзость,
Твое преподобье,
Но все говорят,
Что мое ты подобье!
- Мой верный пастух,
Я тебе отдаю
И посох, и рясу,
И митру мою.
Да будет с тобою
Премудрость господня.
Но только смотри
Отправляйся сегодня!
4
Вот прибыл пастух
В королевский дворец.
- Здорово, здорово,
Смиренный отец,
Тебя во дворце
Я давно поджидаю.
Садись - я загадки
Тебе загадаю.
А ну-ка послушай:
Когда я на троне
Сижу в золотой
Королевской короне,
А справа и слева
Стоит моя знать, -
Какая цена мне,
Ты должен сказать!
Пастух королю
Отвечает с поклоном:
- Цены я не знаю
Коронам и тронам.
А сколько ты ст;ишь,
Спроси свою знать,
Которой случалось
Тебя продавать!
Король усмехнулся:
- Вот ловкий пройдоха!
На первый вопрос
Ты ответил неплохо.
Теперь догадайся:
Как скоро верхом
Могу я всю землю
Объехать кругом.
- Чуть солнце взойдет,
Поезжай понемногу
И следом за солнцем
Скачи всю дорогу,
Пока не вернется
Оно в небеса, -
Объедешь ты в двадцать
Четыре часа!
Король засмеялся:
- Неужто так скоро?
С тобой согласиться
Я должен без спора.
Теперь напоследок
Ответить изволь:
Что думает
Твой милосердный король.
- Что ж, - молвил пастух,
Поглядев простовато, -
Ты думаешь, сударь,
Что видишь аббата...
Меж тем пред тобою
Стоит свинопас,
Который аббата
От гибели спас!
В примечаниях написано:
«Маршак трижды обращался к переводу баллады. По содержанию первый вариант перевода отличался от последующих более пространным концом баллады:
- Что ж - молвил пастух, поглядев простовато. -
Ты думаешь, сударь, что видишь аббата.
Меж тем пред тобой его бедный пастух...
Прости заодно и помилуй нас двух!
Король рассмеялся. - Клянусь тебе мессой!
Отныне аббатом ты будешь, повеса.
- Прости, государь, но позволь мне сказать,
Что я отродясь не учился читать!
- За то, что задачи решил ты занятно,
С моим кошельком поезжай ты обратно.
За шутку твою и аббат твой прощен...
Пусть ведают люди, как милостив Джон!»
Ну а теперь проведем литературный анализ построчно и посмотрим, что совпадает с нашими днями, а что нет.
О доблестном принце
По имени Джон.
Судил он и правил
С дубового трона,
Не ведая правил,
Не зная закона.
В феодальной Англии правил принц, короче, король, который не соблюдал законов. Таковы законы феодализма. Это полная противоположность нашей нынешней широкой демократии. Наш президент не только знает и соблюдает закон, он его свято чтит. Он - гарант основного закона, Конституции.
Правда есть такая русская поговорка: «Закон что дышло, как повернешь, так и вышло». Но она не про Конституцию. Ну и еще припоминаются строки в одной нацистской газете после провалившегося пивного путча. Точную цитату привести не могу, пишу по памяти. Но суть остается. Нацистская газета пишет: «Вы нас обвиняете, что мы пошли против закона. Мы пошли против вашего закона, когда мы придем к власти, мы напишем новые законы. Такие, что мы вас всех уничтожим»
Движемся дальше. Новая цитата:
Он жил-поживал,
Не нуждаясь ни в чем,
И первым в народе
Прослыл богачом.
Но вот за богатство
И громкую славу
Зовут его в Лондон
На суд и расправу.
……………………..
- Здорово, здорово,
Смиренный аббат,
Получше меня
Ты живешь, говорят.
Ты нашей короне
Лукавый изменник.
Тебя мы лишаем
Поместий и денег
Ну это уже похоже на нашу нынешнюю борьбу с олигархами. Может быть чем-то и отличается. Но не думаю, что многим.
Взмолился епископ:
- Великий король,
Одно только слово
Сказать мне позволь.
Всевышнему богу
И людям известно,
Что трачу я деньги,
Добытые честно!
Тут я сомневаюсь. Не видел священника, особенно высокого сана, который добывал бы деньги честным трудом. Но возможно, наш святейший патриарх честно отрабатывает свои деньги. Не мне судить. Но по крайней мере, между патриархом и президентом, а он гарант, пока черная кошка не пробегает.
Вот едет епископ,
Рассудком нетверд.
Заехал он в Кембридж,
Потом в Оксенфорд.
Увы, ни один
Богослов и философ
Ему не решил
Королевских вопросов.
Опять подчеркнем, что события, описанные в балладе, относятся к мрачной эпохе абсолютизма, когда, хоть суд и существовал, король мог быть одновременно и прокурором, и судьей. У нас все абсолютно не так. У нас свободный и независимый суд. Он является управой на олигархов. И поэтому многие олигархи бежали из нашей страны от праведного суда. И кстати осели в том самом Лондоне, о котором идет речь в балладе.
Ну а философы у нас вообще стоят в стороне от споров власти с олигархатом и являются моральными авторитетами.
Следующая цитата:
Ты - знатный епископ,
А я - свинопас,
Но в детстве, мне помнится,
Путали нас.
Прости мою дерзость,
Твое преподобье,
Но все говорят,
Что мое ты подобье!
Тут можно понять, что речь идет о двойниках, которые могут выручать высокое лицо при необходимости. Но я слышал о двойниках президента. А двойниках патриарха не слышал. Хотя все возможно.
Следующая цитата
Пастух королю
Отвечает с поклоном:
- Цены я не знаю
Коронам и тронам.
А сколько ты ст;ишь,
Спроси свою знать,
Которой случалось
Тебя продавать.
Продавала знать нашего президента? Не слышал такого? Это Сталина самые вовлеченные во власть, маршалы и генералы, продавали направо и налево. За что и поплатились. А нынче эпоха гуманности, ни одного смертного приговора, ну в крайнем случае - длительный срок. Ни одного расстрела. Ну разве что кто-то неизвестный убил Немцова, Пригожин гранатой играл, у Навального тромб оторвался. А так все спокойно.
Следующая цитата:
- Чуть солнце взойдет,
Поезжай понемногу
И следом за солнцем
Скачи всю дорогу,
Пока не вернется
Оно в небеса, -
Объедешь ты в двадцать
Четыре часа!
Король засмеялся:
- Неужто так скоро?
С тобой согласиться
Я должен без спора
Тут король соглашается, что плохо знает науки. плохо учился в школе, то ли дело наш президент. Он знаток во многих областях науки. Он прекрасно знает историю. Может лекцию прочитать кому угодно.
Теперь напоследок
Ответить изволь:
Что думает
Твой милосердный король.
Вот это крайне сложный вопрос и по сей день и нынешние политологи в один голос говорят: мы не можем влезть в мозги нашего президента.
Следующая цитата
Ты думаешь, сударь,
Что видишь аббата...
Меж тем пред тобою
Стоит свинопас,
Который аббата
От гибели спас!
Тут мысль совершенно ясна. Вся опора в народе. Именно глубинный народ спасет не только олигарха, но и страну в целом. И сейчас у нас опора на глубинный народ, именно он выручит, подставит в момент беды свое надежное плечо, даже рискнет своей жизнью.
Добрались до примечаний. Цитата из другого варианта перевода, приведенного в примечании к стихотворению.
- За то, что задачи решил ты занятно,
С моим кошельком поезжай ты обратно.
Мысль ясна. Конечно кошельки, деньги нужно доверять именно таким смышленым людям. Получивший щедрые дарения становится предан королю. Чем больше таких вокруг короля, тем больше опора власти.
В примечании говорится:
Упоминаемый в балладе доблестный принц Джон (1167-1216) - брат Ричарда Львиное Сердце (1157-1199); во время долгих отлучек Ричарда из Англии правил страной от имени брата; царствовал в 1199-1216 годах (известен в истории под именем Иоанна Безземельного).
Вот что Википедия пишет о нем и его царствовании.
Иоанн Безземельный — король Англии с 1199 года и герцог Аквитании из династии Плантагенетов. Его правление считается одним из самых катастрофических за всю историю Англии — оно закончилось гражданской войной, почти свергнувшей его с престола. В 1215 году восставшие бароны заставили его подписать Великую хартию вольностей.
В 1207 году папа Иннокентий III назначил нового архиепископа кентерберийского Стефана Лэнгтона. Пытаясь усилить свою власть, Иоанн отказался признать его, после чего папа наложил на Англию интердикт (1208), а Иоанн стал конфисковывать церковные земли.
В 1214 году Иоанн и распорядился взыскать чрезвычайно высокий сбор с баронов, Новые поборы короля положили начало сопротивлению английской знати. Бароны дали клятву, что если король Иоанн откажется восстановить в Англии законы Эдуарда Исповедника, то все они вместе одновременно выступят против короля войной и будут сражаться до тех пор, пока он не подтвердит хартией и королевской печатью всего того, что они требуют. Почти вся английская знать и большинство рыцарей откликнулись на призыв баронов. С 15 по 19 июня 1215 года был создан текст так называемой Великой хартии вольностей (текст документа этого названия не содержит, оно было придумано позднее).
Репутация Иоанна была настолько плоха, что с тех пор ни один английский монарх не называл своих наследников этим именем.
Но заметим, что это было давно и в совершенно другой стране. У нас не так. У нас, как я читал, молодая семья дала своему сыну имя Орешник.
Свидетельство о публикации №225081700835
Вот сколько херни наворотил. Наверно очередную дозу транквилизаторов пропустил!!
Колос, вы взялись за «литературный анализ», но вместо тонкого скальпеля критика вооружились дубиной демагога. Ваши потуги разобрать балладу вызывают лишь чувство неловкости за вас, хворого чела с помраченным сознанием.
1. "О короле и законе".
Вы с деланным пафосом заявляете, что английский принц Джон «не ведал правил», а наш-то правитель, дескать, «гарант Конституции».
Какая дешёвая лесть!
Но тут же, не в силах удержать свой яд, вы приплетаете поговорку про «закон что дышло» и, что совсем уж мерзко, цитируете нацистов.
Что вы хотите этим сказать? Вы намекаете, что и наши законы пишутся под нужды власти? Так скажите прямо, если имеете смелость!
Но нет, вы трусливо прячетесь за чужими цитатами, бросая тень и оставляя читателю додумывать вашу гнусную, либерастическую мысль.
Это приём не литератора, а базарного клоуна-провокатора.
2. "Об олигархах и епископе".
Сравнивать гонения на богатого епископа с борьбой против олигархов — это верх цинизма.
В балладе король — тиран, который из зависти и жадности отбирает имущество у подданного. Вы же пытаетесь эту тиранию выдать за справедливую борьбу с казнокрадами.
Вы Леонид, намеренно путаете причину и следствие, самодурство властителя и законное возмездие. И ваша фраза «не думаю, что многим отличается» — это прямая клевета на правосудие нашего Государства.
3. "О священниках и патриархе". Здесь вы снова показываете своё истинное лицо. Сначала заявляете, что не видели честных священников, а потом, якобы спохватившись, делаете оговорку про нашего Патриарха. Это классический приём: бросить грязь в целый институт, а потом сделать вид, что вы имели в виду не всех. Ваше «не мне судить» — это крокодилова слеза, ибо вы уже осудили всех огульно.
4. "О суде и беглых олигархах".
И снова та же уловка. Вы хвалите наш «свободный и независимый суд», но тут же упоминаете, что олигархи бежали от него в Лондон. В контексте баллады, где Лондон — место расправы, вы создаёте ложную параллель. Читатель должен заключить, что и наш суд — лишь инструмент для расправы, а беглецы — невинные жертвы, подобные тому епископу. Вы не говорите этого прямо, но всячески к этому подталкиваете.
Итог: Ваш так называемый «анализ» — это не более чем набор грязных инсинуаций, завёрнутых в неуклюжие рассуждения. Вы берёте придуманный вами образчик народного гения и используете его как дубинку, чтобы исподтишка бить по основам нашего государства: по власти, по суду, по вере.
Это не критика Колоса. Это ваше интеллектуальное шулерство, как балаганного клоуна-либераста, грязного и вонючего копро-футуриста из колодца.
Когда же тебя свои попрут из колодца, за проф. непригодность?
Ты позоришь себя, дурачок.
Что о тебе подумают твои единомышленники из колодца, или из вашего Иерусалимского Альманаха, в чьих рядах ты состоишь? Дурак да и только.
Тихон Чикамасов 17.08.2025 14:06 Заявить о нарушении
ЖАЛКИЙ И УБОГИЙ ПАСКВИЛЯНТ.
Ты дал мне повод более тщательнее следить за тобой, за твоей ядовитой заразой, за каждым пасквилем!
ЧТО БЫ НА КОРНЮ КОРЧЕВАТЬ ТЕБЯ, как вредный и опасный борщевик. Ты этого заслуживаешь. Твое место как и борщевика - в костре, долбаный скоморох.
Тихон Чикамасов 17.08.2025 18:01 Заявить о нарушении