1. 2 Победа кельтского тигра и хранилище легенд

                2
                Победа «кельтского тигра» и хранилище древних легенд.


            В первый понедельник мая в Англии, Северной Ирландии и Уэльсе  празднуют May Day. История праздника восходит к древним ритуалам, посвященным земледелию и воскрешению. В Лондоне  украшают цветными ленточками Майское дерево или древо мира.  Вокруг него обычно устраивают танцы или музыкальные конкурсы.
          Утром я купил горячие булочки с крестом (Hot Cross Bun),  приготовленный из запеченных в духовке  мяса, картофеля и овощей, и выпил чашку  традиционного английского чая, а потом  оседлал старый велосипед и поехал на берег лесного озера, чтобы отдохнуть от городской суеты.
          Майский ветер был прохладным, а озеро сверкало чистой водой под ослепительно ярким солнцем. Казалось, время остановилось, и день тянулся бесконечно. Шум Лондона остался далеко позади. Передо мной раскинулся старый лес с зелёной поляной. Вольный ветер разносит горьковатый  аромат сосновой хвои, разогретой солнцем, смешиваясь  со сладким запахом вереска.   Я присел на пень и залюбовался ажурным узором березовых листьев на фоне необъятно-синего неба.
          В тени на камне у озера примостился рыбак с удочкой, неподвижно глядящий на неподвижный поплавок.  Недалеко на пледе устроилась молодая пара с ребёнком. Малыш стучал прутиком по дереву, пугая белок. К озеру прилетели две красногрудые птички. Родители дали малышу хлеб, который он бросал в воду. Птицы неторопливо клевали угощение, а ребенок радовался птицам, жизни и все вокруг него в тот момент ощущали невероятную радость.


                Неожиданно  я получил письмо от Майкла.  Мы вместе учились в лондонской школе, хотя он был по национальности ирландец, а  я шотландец, но  я остался после университета жить в Лондоне, где преподавал в местной школе английский  язык, а Майкл уехал в Дублин, где занимался там научной деятельностью.

        Северная Ирландия –  удивительная страна. На ее территории проживает около пяти миллионов человек, при этом одна четвертая часть находится в столице страны – Дублине. По - всему миру Ирландия известна  волшебным клевером, святым Патриком, рыжими волосами, завораживающими видами и нескончаемой выпивкой. Туристы охотно покупают там фигурки лепреконов — маленьких коренастых человечков — волшебников, исполняющих желания.
       Вас ждет захватывающее приключение, если вы совершите  путешествие по изумительным утесам Мохер с видом на морские просторы. Утесы   использовались для съемок таких фильмов как «Гарри Поттер и принц-полукровка» и «Принцесса-невеста». Поверьте, эти пейзажи выглядят гораздо лучше, когда вы смотрите на них своими собственными глазами.

         Еще недавно Ирландия ассоциировалась с бедностью, безработицей, раздором и картофельным голодом. Тогда мигранты без гроша в кармане устремились в Америку. Поэтому в США сегодня живет 36 миллионов ирландцев, в 7 раз больше, чем на на родине. В память об этом  ирландцы установили  мемориал «Эмигранты. Голод» ирландского скульптора Роуэна Гилеспи. Когда-то из страны  в День Святого Патрика  отплыл один из первых кораблей, увозивших эмигрантов. Капитана звали Уильям Скотт. После того, как беда постигла его страну он бросил работу в офисе в Нью-Брансуик и в свои 74 года отправился в нелегкое путешествие, спасая людей. Группа эмигрантов прибыла в Нью-Йорк 18 мая 1846 года. Все пассажиры выжили в этом путешествии!
         За последние 16 лет страна преобразилась. ВНД на душу населения достиг около 54 тысяч долларов, что на 16% выше, чем ВВП на душу населения в Великобритании. Это превышает показатели Германии и Франции.
         Ирландия прошла путь от аграрной страны с низким уровнем жизни до одной из самых высокотехнологичных в мире. Это напоминает «азиатских тигров» — Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южную Корею, которые росли со скоростью более 5% ВВП в год.
          Экономика страны успешно интегрирована в мировую. В отличие от Великобритании, переживающей последствия Brexit, Ирландия стала богаче своего имперского владыки, благодаря интенсивному развитию высшего образования, экспорту высоких технологий. Это ИТ, биомедицинская и фармацевтическая продукция, а также высокотехнологичная электроника.
           Столица Ирландии Дублин – это большой современный европейский город, но при этом там чисто, безопасно и спокойно.

           В Ирландии почти нет краж и других преступлений. Уровень убийств здесь составляет всего 0,32 на 100 тысяч человек. На сто тысяч жителей приходится 322 полицейских, тогда как, например,  в России этот показатель — 634. Стабильная экономика, низкий уровень безработицы и меньшее социальное неравенство по сравнению с Англией, а также эффективная конфискация доходов, полученных преступным путём, позволяют говорить о том, что в будущем ирландские полицейские могут остаться без работы.
         В Дублине меньше иностранцев, чем в Лондоне. Большинство жителей столицы — ирландцы. За пределами центра города пейзаж меняется на американский: односемейные дома среди зелёных полей.
         Местные жители  могут спокойно оставить дом открытым и уйти на весь день — и ничего не случится. Ирландцы предпочитают жить в домах, а квартиры считают временным убежищем для тех, у кого нет денег на нормальное жильё. В стране царит атмосфера спокойствия и расслабленности. Ирландцы любят отдыхать, шутить, веселиться. Они открытые, прямолинейные, милые и свободные, поэтому не закрывают двери своих домов и  к проявлению собственного естества.

            Во время отпуска я люблю путешествовать. С большим интересом я посетил Барселону, Париж, Петербург и Москву. И этим летом я решил поехать к Майклу в Дублин.  Майкл изучает соло древних камней, а мне по душе прекрасные народные легенды. Потом в дороге я долго размышлял, что больше сыграло роль в процветании и счастливой жизни ирландцев: социально — политические перемены или любовь и верность древним кельтским традициям?

             И вот я в Дублине. Однажды рано утром мы  отправились на  главную торговую улицу  Графтон-стрит, где много   бутиков, ювелирных магазинов и универмагов, включая знаменитый Brown Thomas. В самом начале улицы стоит бронзовый памятник Молли Мэлоун, Молли – девушка из Дублина, которая торговала морепродуктами с тачки на разнос. Ее постигла печальная судьба – она умерла от лихорадки. А песня о Молли стала одной из «визитных карточек» Ирландии, вроде неофициального гимна. Интересно, что в другом месте, возле моста Полпенни находится статуя двух женщин. Они застыли на скамейке с хозяйственными сумками – беседуют.  Видимо, Ирландия, названная в честь богини, своим символом считает простых женщин — тружениц, которые и обеспечили в первую очередь процветание своей страны.
         Жизнь здесь кипит не только утром и  днем, но  и ночью,  потому что здесь всегда полно уличных музыкантов – от классических квартетов до скрипачей и вокалистов, исполняющих собственные песни. Мы неторопливо пили кофе в маленьком уличном кафе и слушали импровизированные выступления музыкантов. Майкл сказал, что здесь выступали многие знаменитые группы, включая Боно из U2.
      
       В центре улицы О’Коннелл мы полюбовались на знаменитую Дублинскую иглу, которая возвышается над землей примерно на 120 метров, которая  в солнечные дни буквально блестит на солнце. На пересечении Норт-эрл-стрит и О’Коннелл-стрит стоит  памятник писателю Джеймсу Джойсу с тростью в руке. Джойса я видел еще в одном пабе. Любят его ирландцы! Он написал книгу, изменившую литературу XX века,— «Улисс». В дни  Блума ежегодно 16 июня центр Дублина заполняют люди в старинной и современной одежде, которые совершают свою Одиссею по маршруту, проложенному героями книги Джойса. 
         На противоположной от бронзового Джойса стороне О’Коннелл-стрит — главпочтамт. Роскошное историческое здание, сожженное во время Пасхального восстания 1916 года и восстановленное в 1929-м.  Сто лет назад в Дублине вспыхнуло Пасхальное восстание в честь независимости Ирландии от объединенного королевства. Центром восстания стал дублинский Главпочтамт. В память о подвиге ирландских патриотов в его здании установлена скульптура Умирающего Кухулина работы Оливера Шеппарда. Смертельно раненый основной герои кельтских мифов   привязал себя к камню, чтобы умереть стоя. На его плече в образе ворона сидит богиня войны Морригу.


        Потрясает, судя по памятникам, органичный сплав почитания героев саг язычников и католических ценностей. Так вот, собор Церкви Христовой и собор Святого Патрика тому пример.   Они являются немым свидетелем более восьми столетий истории и культуры католической  Ирландии. Именно здесь покоятся останки Джонатана Свифта, автора путешествий Гулливера, который также был почетным архипресвитером собора Святого Патрика.
        Легенда рассказывает, что Святой Патрик пробовал обратить короля Ангуса в христианскую веру, показывая клевер и говоря, что каждый лист представляет сущность: Отец, Сын и Святой Дух. Целый клевер представлял Бога и позволял объяснить, что Бог присутствует в трёх личностях. Каждый раз 17 марта, в День Святого Патрика, ирландцы вырисовывают свой национальный и религиозный символ на щёках или прикрепляют его к своей одежде и праздничным шляпам.Это растение является не только символом Ирландии, но считается счастливым амулетом во всём мире!

         В другие дни мы отдохнули  столичном парке с чудесными водоемами, в котором полно зелени, растений, цветов и  памятников. Мы посетили один из лучших музеев в Дублине -  национальный музей Ирландии с  выставками викингов, артефактов и украшении из золота,  замечательной коллекцией «болотников» – тел людей, найденных в болотах по всей Ирландии. Каждое тело рассказывает свою историю, благодаря которым вы получите хорошее представление о жизни и нравах людей, которые когда-то населяли Ирландию.   
         Возле национальной  библиотеки с ее выставкой, посвященной творчеству Уильяма Батлера Йейтса воздвигнут необычайный памятник  ведущему поэту XX века.   Йейтс стал первым ирландцем, получившим Нобелевскую премию.         

          Но не менее интересны пригороды Дублина. Мы отправились на электричке  в Дэлки, который когда — то  был главным торговым постом на всем восточном побережье Дублина, а в гавани на Колимор-роуд средневековые грузовые корабли разгружали свои товары Напротив гавани мы  увидели потрясающий остров Дэлки, а потом совершили  прогулку в гору  к Вико-роуд, откуда открывается потрясающий вид на залив Киллини. С вершины холма Киллини виден  большой парк , в котором обитают многие виды местных диких животных и птиц. Прекрасен этот величавый край и прекрасна его древняя история.



          Задолго до появления людей этот нетленный край облюбовали фоморы — потомки Хаоса и Старухи-Ночи. Они были громадными и уродливыми, с одной рукой и ногой, а на плечах у некоторых красовались головы коз, лошадей или быков. Самым жестоким и ужасным среди них был Балор. У него было два глаза, но один всегда был закрыт.
         В детстве любопытный Балор заглянул в окно дома, где его отец и другие чародеи готовили колдовское снадобье. Ядовитый дым от этого варева попал ему прямо в глаз, и тот настолько пропитался ядом, что его взгляд стал смертоносным. Никому не было спасения от этого взгляда.  Боги сохранили Балору жизнь при одном условии: его ужасный глаз всегда должен быть закрыт. Однако в дни решающих битв Балор поднимал веко, и его взгляд уничтожал всё, на что он падал.      
          Балору предсказали, что ему суждена смерть от родного внука. Была у него дочь — красавица. Балор в страхе за свою жизнь запер ее в башне со служанками, и никому не было доступа к ней. Но однажды фомор украл у людей быка, и те отправили за пропажей юношу Тиана. Когда Балор куда-то отлучился, Тиан проник в башню к красавице, и вскоре дочь Балора забеременела. У нее родился мальчик, которого фомор приказал выбросить в море, но море смилостивилось над младенцем и выбросило его на берег. Слуги подобрали мальчика и привезли во двор Балора. Чумазый хилый мальчуган бегал по двору и однажды подобрал недоеденное Балором яблоко, которое он нечаянно уронил. Балор ужасно разозлился и обозвал его Длинноруким. Мальчуган не мог обрести силу, пока ему не дали имя. А после обретения имени он приобрел великую силу. Так у него появилось имя Луг, означавшее «Длинные Руки» или «Стреляющий далеко». Его почитали как бога Солнца, а радугу и Млечный Путь называли «Цепь Луга».         
           В те давние времена случилась война богини Даны с фоморами, в которой прославился бог света — Луг.  Дану, главная богиня Племен, в ее честь названных, считалась «матерью богов Ирландии». Позднее ее стали отождествлять с богиней Бригит, широко почитавшейся в Кельтике. Сыновьями Дану были Бриан, Иухар и Иухарба, реально представлявшие одно существо — обычная ирландская манера разбивать божественную сущность на триады. Имя Бриана, которому отводилась роль предводителя во всех похождениях братьев, происходит от более древнего «Бренос», и вмешательству бога кельты приписывали свои победы при Аллии и Дельфах.
           Богиня Дана  была прародительницей  основных богов, вошедших в Племя богов Туата Де Дананн  - духов земли и воды.  Она была величавой прекрасной женщиной, окруженной детьми и птицами, т. к. породила все живое на земле, подарила людям знания и несметные сокровища. Одним из них был кусок скалы - камень фал, который умел кричать, когда его касался законный представитель земель ( у английского короля под троном при коронации  покоится такой камень до сих пор). Луг устроил совещание с главными героями : сначала он встретился с двумя братьями — Дагдой и Огмой. Затем к ним присоединились Нуаду — король и  бог войны.               
          Долгой и кровавой была эта битва: «Ужасен был шум громовой, исходивший от битвы; крики бойцов, стук щитов, звон и удары кинжалов, мечей с костяной рукоятью, треск и скрип колчанов, свист несущихся копий и грохот оружия. В схватке едва не сходились кончики пальцев бойцов, что скользили в крови под ногами и, падая, стукались лбами. Река Униус несла в ту пору немало трупов».
         Страшное чудовище решило сразить Луга своим смертоносным взглядом. Балор встал напротив Луга и прорычал на много верст вокруг:
- Поднимите мне веко.
        Четверо воинов палками подняли его веко. И тут Луг так точно  метнул  камень из своей пращи, что   вышиб глаз фомора так, что вывернул его и глаз, который  уставился  на войско  фоморов и полегли те на поле боя. Тут подоспела и  богиня Морриган и принялась ободрять воинов Туата, призывая их драться свирепо и яростно. Фоморы обратились в бегство; их гнали до самого моря.         
         


               Племена богини Дану  правили в Ирландии до тех пор, пока не явились  сюда  Сыновья Миля. В ирландских легендах последние — уже вполне люди, однако род их, как и других завоевателей Ирландии, восходит к мифическому божественному предку Миль, сына Биле. Биле, как и Балор, — это одно из имен бога смерти, или, что то же, бога подземного мира.
             Ит, дедушка Миля, жил в огромной башне, которую построил его
отец. Однажды, ясным зимним днем, посмотрев с ее вершины на запад, он увидел
вдалеке побережье Ирландии и решил отправиться в эту незнакомую землю. Позже  там высадились, Сыновья Миля. Там их уже ждали три короля Племен
богини Дану, и велели им оставить остров. Племена богини попросили три дня на раздумье, чтобы решить, покинут ли они остров и подчинятся Сыновьям Миля или станут сражаться. Ответить на их просьбу поручили Аморгену. Аморген произносит суждение, «первое суждение, которое прозвучало в Ирландии». Сыновья Миля не должны заставать своих врагов врасплох; пусть они удалятся от берега на расстояние, равное длине девяти волн, а затем вернутся; если после этого они победят народ Дану, земля по праву будет принадлежать им.
          Сыновья Миля подчинились этому решению и взошли на корабли. Но не успели они отдалиться на сакральное расстояние в девять волн, как туман и буря, вызванные чарами Племен богини Дану, скрыли побережье Ирландии от их глаз и их корабли заблудились в море. Желая проверить, естественная это буря или дело заклятий друидов, человек по имени Араннан взобрался на мачту, чтобы выяснить, дует там ветер или нет. Он свалился с качающейся мачты, но, падая, успел крикнуть: «Наверху ветра нет!»
        Аморген, который, будучи поэтом — то есть друидом,  прочел заклинание, обращаясь к земле Эрин. Ветер утих, и мореходы, возрадовавшись, направились к берегу— Но один из вождей, Эбер Донн, впав в боевой раж, заговорил о том, как их войско предаст мечу всех обитателей Ирландии; буря немедленно поднялась снова, и многие из кораблей, включая и судно, на котором плыл Эбер Донн, затонули. Уцелевшие Сыновья Миля в  конце концов добрались до берега и высадились в устье реки Бойн. Затем последовало сражение при Тайльтиу. Погибли три короля и королевы Племен и множество их народа, и дети Миля, последние из завоевателей Ирландии, захватили эту землю.
               Но Племена Дану не ушли совсем, они  Они ушли в подземный мир,  набросив своими чарами на себя покров невидимости, который могли по желанию снять. С тех пор существуют две Ирландии, земная и «духовная», незримая.  Племена богини живут в незримой Ирландии, которую поделил между ними великий владыка Дагда. Там, где человеческий глаз видит лишь зеленые холмы и валы, остатки разрушенных крепостей и гробниц, там высятся сказочные дворцы побежденных божеств; там они пируют под вечным солнцем, питаясь волшебной пищей и элем, что дают им вечную юность и неувядающую красоту; и иногда они выходят оттуда, и между ними и смертными вспыхивает любовь или война.


             Хранителями и толкователями древних преданий,  как рассказал мне Маикл,  были жрецы древних кельтов  друиды.  Хотя  у кельтов существовала письменность, друиды запрещали фиксировать что бы то ни было из своего учения. Возможно, таким образом они защищали одну из основных привилегий своей «касты» (хранение и передача мифологического материала), не желая, чтобы знание распространилось среди непосвященных. Как бы то ни было, серьезной проблемой для изучения ирландской мифологии является отсутствие письменных источников, записанных непосредственно в ту эпоху самими кельтами. Наиболее древняя из сохранившихся рукописей датируется XI – XII вв. н. э. Ирландские сказания были записаны только после введения христианства, в 5 веке н.э.  монахами в монастырских скрипториях. Священнослужители не просто фиксировали предания, они их ощутимо корректировали, а некоторые предания не записывали совсем.
         Таким образом, до нас дошел обширный корпус литературных памятников, посвященных мифологии Британских островов и записанных в период примерно с начала XII до конца XVI века. Наиболее известными из них являются такие манускрипты, как Лейнстерская книга, Баллимотская книга, Великая и Желтая книги Лекана.


               
             О кельтах мы знаем гораздо меньше, чем о греках или римлянах,  хотя они тоже создали великую и своеобразную цивилизацию.Кельты - «скрытые люди»— это группа народов, проживавших на территории Британских островов, Западной и Центральной Европы с  середины I тысячелетия до нашей эры.  Они состояли из групп семей, говоривших на общем языке и следовавших единым обычаям и законам. Своего наибольшего могущества кельты достигли в IV-III веках до нашей эры. В VI веке до нашей эры они захватили Британские острова, покорив местное племя пиктов. Впоследствии под натиском германцев и римлян кельты были оттеснены на юго-запад Британских островов. Самым крупным очагом кельтской культуры стал остров Ирландия.
             Жителем воинственного кельтского племени вскормили много воинов  и  в сражениях их синие копья становились красными от крови. Даже женщины отважно сражались на поле боя, и богиня войны носила женское имя Мориган. Кельты перед боем красились в синий цвет, чтобы соответствовать цвету своих копий. Многочисленные отряды гезатов («копьеносцев») бросались в бой полуобнажёнными, в рогатых шлемах, с оружием в руках, призывая на защиту своих богов и демонстрируя необычайную воинскую доблесть. В дополнение ко всему они покрывали волосы красной глиной, а тела — татуировками. Зрелище толпы голых синих воинов приводило противника в ужас.
          Кельтские племена имели сословное разделение. Вождь и дружина составляли   воинскую аристократию.  Религиозными же лидерами были  друиды, которые  обладали некоторым политическим влиянием, были жрецами и учителями кельтов, чинили суды и проводили    религиозные обряды  в священных лесах, но гораздо реже использовали специальные здания, похожие на храмы.   
           Кельты глубоко верили в загробную жизнь и совершали человеческие жертвы. Они хоронили умерших с оружием, украшениями и едой, а также верили в реинкарнацию. Эта вера делала их свирепыми воинами, ведь они не боялись смерти в бою. Потустороннее царство для них представлялось как остров, напоминающий греческий Элизиум или Острова Блаженных.
           Кельты с трепетом почитали своих богов. Вот почему в сагах гэлов герои давали клятву: «Клянусь богами моего народа».            
           Все кельты любили похвастаться и блеснуть нарядом. Они предпочитали яркую шерстяную одежду. Мужчины носили свободные туники, напоминающие блузы и брюки, а в прохладные дни надевали плащи. Женщины украшали свои наряды цветами, а знатные дамы вышивали их золотыми нитями.
           Кельты скрепляли одежду на плечах фибулами: воины — железными, знатные женщины — бронзовыми или серебряными, часто с искусной резьбой, инкрустированными кораллами и эмалью. Талии они опоясывали кожаными или бронзовыми поясами, украшенными восьмеркообразными звеньями. Знатные мужчины носили богато декорированные пояса, к которым крепились ножны с мечом. Знатные женщины предпочитали роскошные бронзовые поясные цепи с красной эмалью и соединительными кольцами.
          Кельтская обувь, будь то маленькие деревянные сандалии, полотняные или кожаные туфли с прочной подошвой, была известна даже в Риме. Популярны были амулеты с узорами, символизирующими религиозное значение и социальный статус, а также торквесы — шейные гривны. Обычно их изготавливали из бронзы или золота, украшая растительными и маскообразными орнаментами. Золотые гривны носили представители знати, подчеркивая их статус и власть.      
           В мирное время кельты жили в поселениях, занимались сельским хозяйством  и ремеслами. Кельты были очень опытными и искусными земледельцами, они умели возделывать не только земли на склонах холмов и плоскогорьях, легкие для обработки, но и тяжелые земли в долинах. Кельтская система земледелия была более совершенной, чем римская или греческая. Почву кельты удобряли мергелем — осадочной горной породой, которую они добывали на глубине ста футов. Римлян удивляло это «удобрение земли землей». Во главе племени стояли богатые вожди, окруженные дружинами воинов и большими стадами. Основу их рациона составляли мясо, молоко и зерно. Овцы высоко ценились за шерсть, из которой изготавливали одежду. Шкуры животных использовали для пошива одежды и обуви.
           На юго-западе Британии, в Девоне и Корнуолле, находились богатые оловянные рудники. Корнуоллское олово экспортировали вплоть до Восточного Средиземноморья. Кельты вели активную торговлю, особенно с греками и этрусками.  Одним из основных ремесел у кельтов была обработка металлов. Из них кельтские кузнецы делали вещи поразительной красоты.  Особую роль в их жизни  играло золото. Золотые браслеты украшали е запястья и предплечья богатого воина. золотом были инкрустированы его щит, ножны и рукояти его мечей и кинжалов, оно покрывало его шлем и панцирь и сияло в вышивке на его одежде и в его волосах. Золотые фалары сверкали на груди его лошади;
Из него были делали самые ценные бытовые предметы. Согласно представлениям кельтов, в золоте была заключена особая магическая энергия.
         Кельтские плотники, кузнецы, колесные мастера построили некоторые из самых совершенных колесниц древности. Это относится как к четырехколесным повозкам, обнаруженным в ранних кельтских погребениях, так и к легким двухколесным боевым колесницам, которые часто встречаются в более поздних захоронениях.            
          Кельты часто строили крепости на холмах. Со временем они превращались в укрепленные города с несколькими оборонительными кольцами из земляных насыпей и деревянных частоколов. Днем в домах и на улицах кипела жизнь. С наступлением ночи всё погружалось в кромешную тьму. Огни в печах, факелы и светильники гасили. Только охранники у ворот поселения продолжали нести службу, освещая свой пост тусклыми фонарями.

          Кельты верили  в реинкарнацию – переселение душ после смерти и  в наказание за грехи.   Так король Гвинеда Мат ван Матонви, сын Матонви, сидел в городе, положив ноги на колени девственницы Гевэн. Иначе он мог умереть. Гвидион и его брат Галфайтви начали войну с королем Придери из Аннуна. Эта война вынудила Мата убрать ноги с колен Гевэн. Гвидион убил Придери, а Галфайтви изнасиловал Гевэн. В ярости Мат превратил братьев в самца и самку оленей. В этих телах они прожили всю жизнь. Потом они снова трансформировались: Гвидион стал кабаном, а Галфайтви — свиньей. У них появилось много поросят. После смерти они обратились в волка и волчицу и продолжали свое существование. (По мотивам работы Кеннета Р. Уайта «Шаманизм в кельтской культуре». Перевод FREYА, 2015. Кеннет Р. Уайт был практикующим друидом 17 лет и написал несколько книг по ирландскому друизму. Примечание автора.)

          Кельты особенно почитали деревья. Они считали, что дерево подобно человеку с телом и бессмертной душой  рождается, теряет и восстанавливает листву, словно умирает и воскресает. Оно становится центром мира. Корни уходят глубоко в землю, где обитают демоны и духи мертвых, а вершина касается неба (Маг Мор), где живут боги и духи воздуха. Люди живут в середине (mide), рядом со стволом дерева, где обитают люди, животные и духи природы. Кельты верили в незримую связь между телом и душой. Человек и человечество — единый космос. Тело обладает телесной природой, а душа — духовной. Вместе они составляют гармонию и образуют мир человека.
            Мировое Древо связано с подводным  источником. Вода питает его, даря молодость и силу, а дерево возвращает источнику чистоту и силу. Целебная вода, будь то река или озеро, взаимодействует с растениями, которые придают ей чудесные свойства. Самая чистая вода, пригодная для питья, течет из-под корней деревьев. Друиды в трансовом состоянии могут заглядывать в царство мертвых и, общаясь с душами предков, обретать мудрость, поднимаясь вверх или спускаясь вниз по корням священного дерева «Bile».

       Боги кельтского пантеона жили на верхней кроне Мирового Древа. Верховный бог — Круах, олицетворяющий изобилие, изображался в золоте и серебре с двенадцатью бронзовыми фигурами. До христианства кельты приносили ему первенцев и дары.
       Солнце было источником мощной энергии, поэтому главные праздники кельтов связаны с солнечным циклом: Белтэйн (весеннее равноденствие), Самхейн (осеннее равноденствие) и день летнего солнцестояния.
       Богиня Дану — мать-прародительница богов Племен Дану. Нуада Аргетламх и Дагда были вели Боги кельтского пантеона жили на верхней кроне Мирового Древа. Верховный бог — Круах, олицетворяющий изобилие, изображался в золоте и серебре с двенадцатью бронзовыми фигурами. До христианства кельты приносили ему первенцев и дары.
      Бригита — богиня огня, поэзии и покровительница знаний. Беленус — солнечный бог, а Огма — бог красноречия и создатель кельтского алфавита.
       Морриган — богиня войны, символизировала луну и участвовала в магических ритуалах. Немона, супруга Тевтата, покровительствовала домашнему очагу и войне.
        Мидхир — бог подземного царства, а Ллир — бог моря и нагорий. Мананнан, покровитель мореплавателей, обладал магическими артефактами и волшебной лодкой.
Кельтская мифология включает огров, лепреконов, фей и других сверхъестественных существ. Кернунн, бог природы и изобилия, был символом богатства и удачи.
       В царстве духов сражаются боги света и добра против демонов ночи и зла, что отражает память о битвах кельтов и иберийцев.
 
         
        Поэт Джойс Йитс стал великим, потому что впитал дух своего времени и культуру ушедших эпох.   В эссе Что есть народная поэзия? он дал право на существование лишь образам, родившимся в недрах традиционного мифа, пракультурным, устоявшимся, пробившимся сквозь тьму тысячелетий. Рационализму и позитивизму, получившему широкое распространение после Конта, Йитс противопоставил именно "глубинное" знание древнейших верований, мифов, культов, магических учений. Чтобы понять  мало подверженную  влиянию времени глубинную сущность человеческого существования, он с головой окунается в седую старину, в мир ирландских саг, гэльских мифов, восточную магию,  теософию и оккультную символику. Обращаясь к гэльским мифам, Йитс удовлетворял две глубочайших потребности своей натуры - стремление к героическому и тягу к сверхъестественному, составляющие самое существо поэта, своеобразную духовную основу, которая оставалась незыблемой при всех его трансформациях.
      Он хотел  создать на основе сплава времен и культур универсальную религию, которая вернет Ирландии и всему западному миру забытые им моральные и социальные ценности.
    
Удел одержимых одной целью сердец – жесток:
Став камнем, в стужу и зной преграждать бытия поток.
Конь, человек на коне, рассеянный птичий клик
В пушистой голубизне меняются с мига на миг.

Облака тень на реке меняется с мига на миг;
Копыта вязнут в песке, конь к водопою приник;
Утки ныряют, ждут, чтоб селезень прилетел;
Живые живым живут – камень всему предел.

Отвергших себя сердец участь, увы, каменеть.
Будет ли жертвам конец? Нам остается впредь
Шептать, шептать имена, как шепчет над сыном мать:
Он пропадал допоздна и усталый улегся спать.

Что это, как не ночь? Нет, это не ночь, а смерть,
И нельзя ничему помочь. Англия может теперь
Посул положить под сукно. Они умели мечтать –
А вдруг им было дано и смерти не замечать?

И я наношу на лист – МакДонах и МакБрайд,
Конноли и Пирс преобразили край,
Чтущий зеленый цвет, и память о них чиста:
Уже родилась на свет жестокая красота.


Рецензии
Потрясающий материал об Ирландии, мифах, легендах, обычаях, культурном наследии древности кельтов - группе народов, проживавших на территории Британских островов.
Узнала много нового!
С уважением,
Татьяна.

Татьяна Михайловна Тютикова   04.09.2025 09:39     Заявить о нарушении