К ч. 3. Протективные структуры у больных шизофрени

Статья "Протективные структуры личности и когнитивные функции у больных шизофренией с первым психотическим эпизодом и их матерей".


ПОНЯТИЙНЫЙ КОНТЕКСТ

Биопсихосоциальная модель — междисциплинарная модель, которая рассматривает взаимосвязь между факторами:
- биологическими,
- психологическими,
- социально-экологическими.

Исследует, как эти факторы играют роль в различных системах — от моделей здоровья и болезней до человеческого развития.

Этиопатогенез (aetiopathogenesis, от этио - причина) — термин, определяющий совокупность представлений о причинах и механизмах развития болезни, в виду наличия взаимосвязи между этиологией и патогенезом.

Двухполюсная дифференциация (в отношении копинга) — адаптивность и дезадаптивность.

Патоформирующие факторы (факторы уязвимости) — способствующие становлению или повышающие риск возникновения заболевания.

Протективные факторы (защитные факторы) — снижающие риск развития расстройства и/или защищающие от него.

Нейрокогнитивный дефицит — недостаточность познавательных функций:
- развившаяся из-за структурных нарушений головного мозга,
- является самостоятельным или ведущим расстройством,
- определяет социальный и терапевтический прогноз заболевания,
- нередко приводит к трудовой и социальной дезадаптации больных,
- диагностика осуществляется, преимущественно психометрическими методами.

При шизофрении когнитивные расстройства включают:
- расстройство памяти — краткосрочной и отсроченной, вербальной и невербальной,
- внимание — концентрация и переключаемость,
- речь, письменное творчество, формулирование ответа — замедление скорости,
- психомоторную заторможенность,
- исполнительные функции — нарушение.

Аффект (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс взрывного характера. Может возникать в результате социальных отношений, например, в результате оскорбления/при ощущении несправедливости.

Характеризуется:
- кратковременностью и
- высокой интенсивностью,
- сопровождается — часто резко выраженными двигательными проявлениями,
- изменениями в работе внутренних органов,
- отражает — бессознательную субъективную оценку текущей ситуации,
- возникает — всегда в ответ на уже сложившуюся ситуацию,
- мобилизует организм и организует поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию.

Гетерогенность — разнородность, инородность, наличие неодинаковых частей в структуре, в составе чего-либо.

Диада (diad греч. dyad — "пара".) — в социолингвистике — это социальная группа состоящая из двух человек, в которой осуществляется речевое общение.

Непсихотический — не характеризующийся психозом.

Индекс жизненного стиля (ИЖС) по Плутчику-Келлерману-Конте — это психодиагностический инструмент, позволяющий анализировать личность:
- диагностировать психозащитные механизмы и
- понять, насколько они выражены.

Утверждается, что психозащитный механизм создаётся с целью помощи личности проходить нервное напряжение и непосредственно связывается с:
- основными эмоциональными переживаниями и
- яркими волнениями.

Механизмы психозащиты разделяются на несколько видов:
- отрицание;
- вытеснение;
- регрессия;
- компенсация;
- проекция;
- замещение;
- интеллектуализация;
- реактивное образование.

Аттентивный — внимательный, заботливый, вежливый, предупредительный.

Мнестический — связанный с памятью.


СОКРАЩЕНИЯ

БШ — больной/больные шизофренией.
МБШ — мать/матери больных шизофренией.
ОГ — обе группы — подразумеваются больные шизофренией и матери больных шизофренией.
МПЗ — механизм психологической защиты.
ППЭ — первый психотический эпизод.



Текст статьи "Протективные структуры личности и когнитивные функции у больных шизофренией с первым психотическим эпизодом и их матерей"


"Биопсихосоциальная концепция в настоящее время является одной из базовых при анализе этиопатогенетических механизмов шизофрении.

Изменение взгляда на заболевание как на сугубо «биологически-эндогенное» способствовало исследованиям психологических и социальных факторов, имеющих, наряду с наследственно предрасположенной уязвимостью нейроструктур головного мозга, ведущее значение в развитие шизофренических психозов.

Безусловно, велико психосоциальное влияние семьи на течение расстройств шизофренического спектра и особенно – на социальную адаптацию больных шизофренией.

Взаимодействие с родителем, особенно с матерью, является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, который, по мнению многих ученых, определяет дальнейшее развитие ребёнка, в том числе и при различных заболеваниях, в частности, шизофрении.

Для больного шизофренией и его окружения впервые возникшее психическое заболевание является тяжелым стрессом:
- биологическим и
- социальным.

Особенности реагирования близких родственников на дебют болезни нередко определяются клинико-психопатологическими особенностями развития первого психотического эпизода.

Первые годы после начала заболевания рассматриваются как «критический период», когда у БШ происходят наиболее серьезные:
- биологические,
- психологические и
- социальные изменения.

Клиники первого психотического эпизода ориентированы на оказание помощи:
- больным шизофренией и
- расстройствами шизофренического спектра
с критериями:
- давности заболевания — не более 5 лет и
- перенесения не более трех приступов заболевания.

Оказание психиатрической помощи в отделении основано на принципе полипрофессионального бригадного обслуживания.

В качестве составных частей психосоциального вмешательства при первом психотическом эпизоде (ППЭ) в приоритете:
- индивидуальные техники психосоциальной работы с БШ,
- различные психообразовательные и тренинговые программы,
как для пациентов, так и членов их семей.

В связи с развитием:
- психологических и
- психосоциальных
интервенций, их внедрением практически во все области:
- клинической,
- профилактической
медицины особенно возрастает важность изучения:
- когнитивных функций,
- протективных структур личности.

Концептуально выделяют факторы:
- патоформирующие (уязвимости), способствующие — становлению или повышающие риск возникновения заболевания, и
- протективные — снижающие риск развития расстройства и/или защищающие от него.

Среди протективных выделяют факторы, выполняющие функцию:
- истинно протективную — предохраняющую/защищающую от заболевания,
- способствующие поддержанию болезненных изменений уже развившегося расстройства, превращаясь в свою полную противоположность — патопротективные факторы.

Двухполюсная дифференциация одного и того же фактора в структуре адаптационных механизмов человека наиболее показательна на примере:
- копинг-механизмов,
- механизмов психологической защиты (МПЗ) и
- такого свойства личности как перфекционизм.

При шизофрении, наряду с:
- первой группой — позитивных расстройств и
- второй группой — негативных расстройств, появляется
- третья, ключевая, группа — нейрокогнитивный дефицит, ответственная, в частности, за нарушения социального функционирования БШ. Он, в значительном числе случаев выявляется, у родственников БШ, потенциально обозначая, тем самым, «мишень» психокоррекционной работы.

Цель исследования – определение у БШ с первым психотическим эпизодом (ППЭ) и их матерей:
- протективных структур личности и
- когнитивных функций.


МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 60 человек, в их числе:
- 30 БШ с первым психотическим эпизодом (ППЭ) и
- 30 МБШ данных пациентов.

Возраст:
- БШ от 18 до 44 лет — средний возраст – 24,3+4,8 лет,
- МБШ от 40 до 74 лет — средний возраст – 44,5+5,5 лет.

По клинике заболевания у БШ определена та или иная форма:
- 22 — параноидная (F20.0),
- 4 — кататоническая (F20.2),
- 4 — шизоаффективный психоз, шизодоминантный тип (F25).

По полу БШ:
- женщин — 16 человек (53%);
- мужчин — 14 человек (47%).

Исследование пациентов проводилось на этапе формирования:
- ремиссии и
- относительной критичности к заболеванию,
что соответствует этапам:
- дневного стационара и
- амбулаторного этапа.

Критерии исключения:
- сопутствующая выраженная соматоневрологическая патология,
- состояния зависимости от психоактивных веществ,
- выраженные психотические проявления,
- дезорганизация поведения,
- формальное отношение к исследованию.

Для достижения поставленной цели и решения задач применялись:
- клинико-психологический,
- патопсихологический,
- клинико-психопатологический,
- экспериментально-психологический и
- статистический методы.

Методы исследования:
- клинико-психологический и
- патопсихологический
включали в себя информирование ОГ о:
- цели исследования и
- его направленности,
- беседу для оценки актуального состояния интеллектуальных способностей,
необходимых для понимания:
- инструкций и выполнения методик,
- готовности к сотрудничеству,
- наблюдение,
- анализ поведения во время исследования.

Клинико-психопатологический метод также реализовывался путем применения клинической шкалы самоотчета Simpthom Check List – 90R (SCL-90-R), применение которого позволило, на момент обследования:
- объективизировать симптоматический и синдромальный статусы БШ,
- изучить психический статус МБШ.

Экспериментально-психологическое исследование проводилось с помощью следующих методик:
- модифицированный вариант опросника E. Heim «Способы преодоления критических ситуаций» с введением шкальной оценки копинга в трёх сферах — когнитивной, поведенческой, эмоциональной,
- «Индекс жизненного стиля» (LSI),
- перфекционизма Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой,
- когнитивного дефицита А.Б. Холмогоровой.

Статистическая оценка проведена программой Spss Pasw Statistic 18, использованы методы описательной статистики, вычислены критерии:
- параметрический — t-Стьюдента;
- непараметрические — Колмогорова-Смирнова, U-Манна-Уитни, Т- Вилкоксона;
- проведен корреляционный анализ.


РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При:
- клинико-психологическом и
- патопсихологическом
исследовании БШ и МБШ отмечались:
- трудности формирования мотивации на исследование,
- формальное отношение,
- негативизм,
- отказные реакции в отношении его проведения,
влекущие за собой исключение из выборки.

Стили:
- взаимоотношения и
- поведение
ОГ зачастую характеризовались:
- напряженностью,
- стремлением матери (МБШ) контролировать действия ребенка,
- авторитаризмом матерей (МБШ),
- в поведении преобладали астенические эмоциональные реакции,
с нередким присутствием выраженных аффективных симптомов:
- гнева,
- раздражения — преимущественно со стороны матерей (МБШ),
- эмотивности со слезами — со стороны детей.

В то же время можно отметить и определённое наличие семейных противоположных диад, проявляющихся в отношении друг друга:
- взаимоподдержкой,
- взаимопониманием,
- отсутствием контроля за ответами.

Тем не менее, пациенты, приходящие на амбулаторный прием без сопровождения родителей, вели себя более:
- свободно,
- более охотно участвовали в исследовании.

Синдромальный профиль БШ:
- несмотря на выраженность шкал,
- свидетельствует о непсихотическом уровне симптоматики,
- в то же время, указывая на определенный характер отрицания болезненных симптомов,
- со снижением критичности к своему состоянию (табл. 1 — смотрите в оригинальной публикации).

В психическом статусе МБШ выявлены физиологические дисфункции (шкала «соматизации» — р<0,005): в наибольшей мере указывались:
- слабость,
- головные боли,
- боли в пояснице,
что может быть обусловлено возрастным фактором, однако при исключении органической основы этот показатель является эквивалентом тревоги.

Для МБШ характерны:
- самоосуждение,
- чувство неловкости и
- выраженного дискомфорта при межличностном взаимодействии,
- ощущение критичного отношения,
- недружелюбия со стороны окружающих,
- восприятие других как непонимающих их,
- а также пониженная самооценка с отрицательными ожиданиями («интерперсональная сенситивность» — р>0,05).

Субъективная самооценка психического состояния:
- соответствует невротическому уровню имеющихся симптомокомплексов,
- развитие которых обусловлено, преимущественно, психогенными факторами.

Об этом свидетельствует переживание болезненного состояния своего ребенка МБШ, проявляющихся в:
- ухудшении их соматического благополучия («соматизация» расстройств),
- значительных трудностях социального функционирования,
отмечаемых МБШ в процессе клинической беседы:
- «с работы пришлось уволиться»,
- «даже с родственниками перестали общаться»,
- «почти все время дома» и т.п.

Высокий индекс проявления симптоматики — PSI у:
- БШ — 34,2±27,3, р<0,02;
- МБШ — 28,3±19,4, р<0,05,
подтверждает наше предположение о:
- наличии в ОГ психопатологической симптоматики,
- обуславливающей необходимость проведения психотерапевтической работы.

Таким образом, комплексный анализ данных:
- клинико-психологического,
- патопсихологического и
- клинико-психопатологического
методов исследования показал отсутствие:
- выраженных проявлений дезорганизации поведения и
- клинической симптоматики психотического уровня,
которые могли бы препятствовать проведению исследования при наличии достаточных интеллектуальных способностей, необходимых для:
- понимания инструкций и
- выполнения методик,
что обеспечило возможность исследования у ОГ:
- протективных структур и
- когнитивных функций.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОТЕКТИВНЫХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ И КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ

Применение экспериментально психологического метода включало:
- исследование структуры и особенностей копинг-поведения,
- механизмов психологической защиты (МПЗ),
- перфекционизма,
- самооценки когнитивных функций.

Особенности:
- протективных структур,
- когнитивных функций
позволяют выявить характерные способы:
- адаптации,
- псевдоадаптации,
которые проявляются в
- поведении,
- межличностном взаимодействии.

Методика E. Heim позволяет определить:
- структуру и
- особенности копинг-поведения,
направленного на
- устранение или
- нейтрализацию
ситуации психологической угрозы и ведущего к адаптации:
- успешной или
- неуспешной.

В ОГ на первый взгляд показатели адаптивных копингов в:
- поведенческой (ПА),
- эмоциональной (ЭА) и
- когнитивной (КА)
сферах преобладают над неадаптивными, что свидетельствует об использовании преимущественно адаптивных стратегий преодоления трудностей в ОГ (табл. 2 — смотрите в оригинальной публикации).

Тем не менее, общий анализ представленности копинг-структур показывает одновременное наличие копинг-стратегий всех уровней адаптивности, что выявляет их разнонаправленность во всех сферах:
- когнитивной,
- поведенческой,
- эмоциональной.

При этом можно утверждать об определённой:
- декларативности ОГ социально-одобряемого поведения,
- при отсутствии постоянной возможности ему следовать,
- в связи с особенностями их микросоциума.

Ведущие по уровню адаптивные копинг-стратегии имеют статистически значимые различия с неадаптивными.

У БШ в сферах:
- когнитивной (КН, р<0,002) и
- эмоциональной (ЭН, р<0,02),
у МБШ в сферах:
- поведенческой (р<0,003) и
- эмоциональной (р<0,001).

Отсутствие значимых различий в полярных по адаптивности копингов поведенческой сферы у БШ может указывать на их:
- недостаточное понимание правильности/неправильности своего поведения,
- обусловленное отсутствием одобрения любых его форм со стороны значимых лиц (в том числе матери) и
- компенсирующееся объясняющими это когнициями.

В то время как отсутствие достоверных различий между:
- адаптивными и
- неадаптивными
копингами когнитивной сферы у МБШ может свидетельствовать о:
- трудностях когнитивной обработки информации и
- неопределенности их требований.

Осознанно для поведения в проблемных ситуациях наиболее часто (р<0,05) БШ используются такие:
- адаптивные и
- относительно адаптивные (ОА)
стратегии, как:
- «проблемный анализ» — поиск необходимой информации о болезни и её последствиях,
- «отвлечение» — обращение к какой-либо деятельности,
- «сохранение самообладания» — самоконтроль, стремление не показывать своего болезненного состояния другим, и
- «пассивная кооперация» – доверие с передачей ответственности за исход лечения другим.

При этом МБШ используют:
- и адаптивные
- и дезадаптивные копинг-стратегии.

Адаптивные, например:
- «альтруизм» — в виде проявления заботы о других при перемещении собственных потребностей на второй план, возможно субъективно оцениваемый ими в результате вынужденной заботы о ребенке и
- «проблемный анализ» — обдумывание, взвешенный подход к решениям,

Дезадаптивные, например:
- «диссимуляция» и «игнорирование» — проявляющиеся в преуменьшении серьезности проблем;
- «подавление эмоций» — недопущение выражения адекватных ситуации чувств.

Для ОГ характерна адаптивная стратегия «оптимизма» – ориентация на благоприятный исход в любой ситуации.

Между исследуемыми выборками статистически достоверные различия выявлены только в частоте использования поведенческих дезадаптивных копинг стратегий, преобладающих в группе БШ (1 гр. ср. 1,75; 2 гр. ср. 1,35), что подтверждает у БШ:
- наличие трудностей в межличностном взаимодействии,
- поведении и
- социально-психологической адаптации.

Полученные данные также могут говорить о большей способности МБШ:
- сознательно контролировать свое поведение и/или
- предположить наличие ориентации в ОГ на социальное одобрение в связи с пониманием направленности задаваемых вопросов.

Таким образом, при наличии в ОГ копинг-стратегий всех уровней адаптивности, установлена относительно равная представленность по:
- уровням адаптивности копингов поведенческой сферы у БШ,
- когнитивной сферы у МБШ,
что подтверждает наличие трудностей в:
- межличностном взаимодействии,
- поведении и
- социально-психологической адаптации ОГ.

Механизмы психологической защиты ОГ («Индекс жизненного стиля», LSI).
Методика LSI позволяет определить:
- структуру и
- степень выраженности
8 основных механизмов психологической защиты (МПЗ):
- отрицания,
- вытеснения,
- регрессии,
- компенсации,
- проекции,
- замещения,
- интеллектуализации и
- реактивных образований,
для которых авторами методики разработаны нормативные данные.

При их сравнении с показателями в ОГ было выявлено наличие достоверных различий (табл. 3 — смотрите в оригинальной публикации).

МБШ по всем механизмам психологической защиты (МПЗ), за исключением «интеллектуализации», выявлены статистически достоверные различия с нормой.

При этом превышают нормативные показатели:
- «отрицания»,
- «вытеснения»,
- «компенсации»,
- «реактивных образований»,
а в пределах нормы показатели:
- «регрессии»,
- «замещения»,
- «проекции».

В группе БШ статистически значимо превышают нормативные:
- «вытеснение»,
- «компенсация»,
- «реактивные образования»,
в рамках нормативных:
- «проекция» и
- «интеллектуализация».

Следовательно, отмечается наличие общих для ОГ пассивных форм реагирования на стрессовые ситуации.

Ведущим механизмом психологической защиты ОГ являются «реактивные образования» (81,57 и 82,03), которым в психодиагностической системе Келлермана-Плутчика соответствует диспозиция мании, соответственно, их личность характеризуется:
- повышенной активностью,
- насыщена энергией.

Её цель — участвовать во все возможных мероприятиях и проектах, для них свойственно:
- хорошее отношение к людям,
- дружелюбие,
- общительность,
- гипертрофированная социабельность,
- гедонизм.

Предпринимаемые попытки справиться с самопредставлением о себе как недостаточно:
- успешном,
- эффективном
человеке предотвращает выражение неприятных/неприемлемых:
- мыслей,
- чувств,
- действий.

Следующим по выраженности является механизм психологической защиты (МПЗ) «компенсация» (68,63 и 72,60), которая используется для сдерживания чувства:
- печали,
- горя
по поводу реальной/мнимой:
- потери,
- утраты,
- недостатка,
- неполноценности
и проявляется в поиске подходящей замены:
- реального или воображаемого дефекта,
- нестерпимого чувства
другим качеством, чаще всего путем ухода в фантазии/присвоения себе:
- свойств,
- достоинств,
- ценностей,
- поведенческих характеристик
другой личности.

Кроме того, у ОГ присутствует высокий уровень сдерживания эмоции страха, проявление которого:
- неприемлемо для позитивного самовосприятия и
- грозит попаданием в прямую зависимость от агрессора – механизм психологической защиты (МПЗ) «вытеснение» (68,0 и 69,33).

В наименьшей степени ОГ прибегают к механизму «проекции» (25,03 и 26,07), то есть они:
- отрицают наличие вспышек гнева или раздражения к другим людям или непредвиденным обстоятельствам и
- не склонны восхищаться успехами других людей.

Следовательно, можно говорить о:
- стремлении к нейтральным межличностным отношениям и
- отсутствии привязанности к другим людям.

При сравнении степеней:
- выраженности и
- напряженности
механизмов психологической защиты (Т-критерий Вилкоксона) отсутствуют достоверные различия (р>0,05) между ОГ, что показывает:
- наличие
- и/или, возможно, преемственность
определенных:
- личностных особенностей,
- форм поведения и
- реагирования
детьми, БШ у своих МБШ как:
- в процессе социально-психологического, так и
- в процессе биологического развития.


СТРУКТУРА ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ОГ

Выявление уровня:
- требований к себе,
- стандартов качества,
- особенностей переработки социально значимой информации
осуществлялось с помощью опросника «Перфекционизма» Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогоровой (рисунок — смотрите в оригинальной публикации).

Статистически достоверно (р<0,001) в сопоставлении с нормативной выборкой для ОГ:
- 1 фактор — в большей мере характерно восприятие других людей как делегирующих им высокие ожидания;
- 2 фактор — они отличаются более высокими стандартами деятельности, ориентируются на достижения людей способных и многого достигших,
- 3 фактор — игнорируя при этом людей со средними возможностями и принижая собственные достижения, и негативными паттернами мышления,
- 4 фактор — после какого либо не слишком удачного контакта они сильно расстраиваются и в течение длительного времени размышляют над тем, что они сказали или сделали не так,
- 5 фактор — для МБШ, характерны поляризованные суждения о других людях (р<0,01), их результатах деятельности, поведении.

Высокие показатели общего индекса выраженности перфекционизма (р<0,001, 1 гр. – 61,97±12,49; 2 гр. – 68,87±12,27) свидетельствуют о наличии обостренного стремления у ОГ к совершенству путем:
- навязчивого предъявления завышенных требований к себе/своей деятельности,
- в сочетании с поляризованным мышлением и
- акцентированием внимания на неудачах и ошибках.


ОЦЕНКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ

Для самооценки когнитивных дисфункций у ОГ использовался опросник «Когнитивный дефицит» А.Б. Холмогоровой.

Полученные результаты показали наличие когнитивных дисфункций в ОГ.

Установлены достоверные различия по шкале «вербальная коммуникация», что проявляется в:
- более выраженных трудностях в межличностном общении у БШ,
- в сравнении с их мамами.

У БШ в большей мере (p>0,05) обнаруживаются трудности в:
- аттентивной,
- мнестической сферах

Из всех предложенных они отмечают у себя наличие:
- 54% дисфункций по шкале «внимание»,
- 49% дисфункций по шкале «память».

На первый план выходят:
- трудности запоминания,
- сосредоточения,
- концентрации на чём-либо,
- перехода от одной деятельности к другой,
- повышенная рассеянность и
- отвлекаемость.

МБШ отмечают у себя:
- 57% рассматриваемых дисфункций по шкале «эмоциональная окраска интеллектуальной деятельности» и
- 42% трудностей по шкале «социальное восприятие»;
проявляющиеся в:
- боязни принимать важные решения,
- начинать что-то новое,
- негативных переживаниях при невозможности выполнения необходимой задачи,
- трудностях понимания поступков и определения чувств и эмоций других людей.


ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ (КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ) ПРОТЕКТИВНЫХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ И КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ВНУТРИ ГРУПП

Для выявления взаимосвязи:
- протективных структур (копинг-стратегий, механизмов психологической защиты (МПЗ), перфекционизма) и
- когнитивных функций
у ОГ был проведен корреляционный анализ Спирмена в каждой группе отдельно, также меры совместной изменчивости применены для изучения взаимосвязи между:
- рассматриваемыми показателями и
- выявленной симптоматикой.

Установлены сильные взаимосвязи между рассматриваемыми характеристиками, большинство из которых имеют высокую степень достоверности (p<0,001).
Отмечается взаимообусловленность адаптивных копингов в сферах (r=0,672):
- поведенческой и
- когнитивной,
имеющие наиболее статистически значимые положительные взаимосвязи с:
- компенсацией (ПА r=0,446, КА r=0,449),
- реактивными образованиями (ПА r=0,346, КА r=0,338).

Для повышения приспособленности к жизненным трудностям БШ склонны, в отношении внутренних импульсов к их:
- подавлению и
- трансформации,
поиску замены недостатка:
- реального или
- воображаемого.

В свою очередь адаптивность копингов эмоциональной сферы является относительно независимой от других рассматриваемых характеристик.
 
Степень напряженности психологических защит взаимосвязана:
- как с когнитивными адаптивными (r=0,362),
- так и когнитивными неадаптивными (r=0,363)
копинг-механизмами, что показывает трудности:
- осмысления и
- объяснения
собственных:
- поведенческих и
- эмоциональных
реакций на:
- фрустрирующие обстоятельства и
- непонимание БШ правильности/неправильности своих поступков.

Неадаптивность БШ наиболее взаимосвязана с:
- эмоциональным напряжением,
- подавлением тревоги,
- истощаемостью в интеллектуальной деятельности,
- с ориентацией на доступные сферы самореализации.

В когнитивной и эмоциональной сферах неадаптивность уменьшается путем установки более высоких эталонов, селектированием информации о своих неудачах и ошибках, однако реализация этого в поведенческой сфере незначительна.

Показатель степени напряженности защит взаимосвязан в большей мере с использованием:
- рационализации (r=0,720),
- регрессии (r=0,693),
- проекции (r=0,538),
что показывает противоречивое («амбивалентное») отношение и поведение БШ, проявляющееся в одновременном стремлении:
- контролировать окружающую среду и
- потребностью оставаться самим во внеподконтрольном состоянии.

Шкалы перфекционизма у ОГ не имеют статистически значимых взаимосвязей с адаптивными копингами:
- поведенческой,
- когнитивной и
- эмоциональной сфер
и имеют преимущественно отрицательные взаимосвязи со шкалами других методик, то есть предъявление к себе завышенных требований является:
- сознательно обуславливающим и контролирующим поведением,
- снижает растерянность,
- самообвинение.

При исследовании взаимосвязи протективных структур с когнитивными функциями при возрастании когнитивного дефицита выявлено:
- повышение неадаптивных копинг-механизмов,
- незрелых механизмов психологической защиты (МПЗ).

Учитывая трудности в сферах:
- аттентивной,
- мнестической,
- социальной,
- эмоциональной
ОГ предпочитают выбирать для себя более легкую работу, что показывает относительную критичность их самооценки, при этом отмечается нарастание негативных эмоций:
- гнева,
- раздражения,
- непринятия,
которые:
- ищут разрядки и
- усиливают дезадаптацию.

Применение мер совместной изменчивости для изучения взаимосвязи:
- психопатологической симптоматики,
- протективных структур,
- когнитивных функций
у БШ показало высокую взаимосвязь между всеми показателями внутри клинической шкалы (p;0,001), что подтверждает:
- «порочный круг» патогенеза заболевания, а также с
- показателями рассматриваемых психологических особенностей.

Результаты корреляционного анализа по данным:
- протективных структур и
- когнитивных функций
показывают более слабую взаимосвязь между рассматриваемыми показателями:
- в группе МБШ,
- чем в группе БШ.

Это указывает, в отношении МБШ:
- на б;льшую способность достаточно быстро реагировать в трудных ситуациях,
- их меньшую ригидность поведения,
- лучшую социально-психологическую адаптированность.

При этом адаптивность копинг-механизмов сфер:
- поведенческой,
- когнитивной,
- эмоциональной
имеют прямо пропорциональные взаимосвязи, также как и их дезадаптивность, что показывает:
- регулируемость и
- обусловленность поведения осознанными поступками,
- проблемным анализом,
- контролем своего поведения
со стремлением:
- сохранять самообладание и
- проявлять социально приемлемые чувства в любых ситуациях.

Неприемлемые мысли и чувства находят:
- когнитивное объяснение и
- выход
в компонентах («соматизация»):
- эмоциональных,
- психовегетативных.

Адаптивность копинг-механизмов поведенческой сферы в большей мере обеспечивается:
- снижением притязаний и требований к себе (r=-0,322),
- когнитивной сферы – поляризованной оценкой результатов деятельности (r=0,421)
и во всех сферах где для лучшей приспособленности необходим контроль над чувствами.

Бессознательное снижение эмоционального напряжения осуществляется путем использования более:
- простых и привычных поведенческих стереотипов,
- упрощением эталонов своего поведения,
- гиперреализацией «способностей»,
- поиском замены недостижимым потребностям в доступных сферах деятельности с умственной переработкой переживаний.

МБШ путем:
- интеллектуальной переработки,
- высокого самоконтроля
стараются:
- объяснять все складывающиеся ситуации и
- вести себя соответственно «эталонному» поведению «правильного» общества.

За счёт сверхконтроля над:
- желаниями — работа и механизм психологической защиты (МПЗ) «реактивные образования»,
- эмоциями — прежде всего тревога,
внутреннее эмоциональное напряжение через «соматизацию» проявляется в психовегетативных невротических синдромах.

Выраженность перфекционизма наиболее взаимосвязана с:
- восприятием других людей как делегирующих чрезмерные ожидания (r=0,858),
- высокими притязаниями и требованиями (r=0,648),
- высокими стандартами деятельности при ориентации на самых успешных (r=0,823).

Использование:
- незрелых механизмов психологической защиты (МПЗ) и
- неадаптивность в трех рассматриваемых сферах
имеют наиболее сильные положительные взаимосвязи с:
- ухудшением памяти,
- внимания,
- трудностями социального восприятия,
- вербальной коммуникации.

При предъявлении завышенных требований к себе, для их реализации учитываются возможности:
- аттентивной,
- эмоциональной,
- перцептивной,
- коммуникативной сфер.

Применение корреляционного анализа для изучения взаимосвязи:
- протективных структур,
- когнитивных функций,
- психопатологической симптоматики
внутри МБШ позволило выявить взаимосвязи между всеми (кроме «паранояльность»– «тревога», p>0,05) показателями внутри клинической шкалы (p<0,05), подтверждающие положение о том, что:
- дисфункция или
- нарушение функционирования
любой системы организма, в отношении действий патогенных факторов:
- способствуют прогрессированию повреждения,
- поддерживают их и/или
- потенцируют.

С показателями перфекционизма психопатологическая симптоматика имеет только отрицательные взаимосвязи.

Таким образом корреляционный анализ позволяет говорить о:
- большей ригидности поведения БШ, при недостаточном понимании того, каким должно быть их поведение в тех или иных ситуациях и
- трудностями анализа своего поведения и чувств.

МБШ более способны:
- управлять своим поведением,
- контролировать свои эмоции и
- давать рациональное объяснение любым своим действиям.

Отмечается значительное взаимовлияние клинической симптоматики на сферы:
- эмоциональную,
- поведенческую,
- когнитивную
и соответственно, в отношении ОГ на:
- увеличение дистресса,
- дезадаптивности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая данные проведённого исследования, установлены:
- высокие показатели индекса проявления симптоматики с высокорасположенным синдромальным профилем у БШ,
- клиническими симптомами невротического уровня у МБШ.

Протективная структура ОГ характеризуется как:
- адаптивным, так и
- дезадаптивным содержанием.

Это выражается в относительно равной представленности по уровням адаптивности копингов:
- поведенческой сферы у БШ,
- когнитивной сферы у МБШ,
что подтверждает наличие трудностей у исследуемых в:
- межличностном взаимодействии,
- поведении,
- социально психологической адаптации.

В ОГ ведущим механизмом психологической защиты (МПЗ) являются реактивные образования, обеспечивающие подавление самопредставления о себе как:
- недостаточно успешном и
- эффективном
человеке, предотвращая выражение неприятных/неприемлемых:
- мыслей,
- чувств,
- действий,
что позволяет уравновесить систему межличностных взаимоотношений.

У ОГ имеются достоверно высокие показатели общего индекса перфекционизма, что указывает на его:
- преимущественно патопротективную направленность,
- обуславливающую псевдоадаптацию.

Для ОГ в большей мере характерно восприятие других людей как делегирующих им:
- высокие ожидания,
- стандарты деятельности, с ориентацией на самых успешных,
- негативные паттерны мышления.

Для МБШ характерны поляризованные суждения о:
- результатах деятельности и
- поведении других людей.

Подтверждено наличие когнитивных дисфункций в ОГ.

У БШ в большей мере обнаруживаются трудности в сферах:
- вербальной коммуникации,
- аттентивной и
- мнестической.

Для МБШ в большей мере обнаруживаются трудности в сферах:
- утрата эмоционального значения интеллектуальной деятельности,
- трудности социального восприятия.

Выраженность клинической симптоматики находится в прямой взаимосвязи с:
- механизмом психологической защиты (МПЗ),
- менее адаптивными копингами,
- когнитивными дисфункциями,
- обратной взаимосвязи с факторами перфекционизма,
что, в отношении ОГ:
- подтверждает — преимущественную дезадаптивность изучаемых особенностей,
- обуславливает — необходимость и возможную результативность работы именно с данными психотерапевтическими «мишенями».

Результаты исследования позволяют говорить о приоритете индивидуальной психотерапевтической и консультативной работы с семьями, имеющими БШ, однако это не исключает наличие групповой работы.

На основании полученных результатов исследования можно предложить следующие рекомендации по работе с БШ и их семьями:
- психотерапевтической и
- психокоррекционной.

А именно:
1) формирование адекватного представления и отношения к болезни и изменившимся вследствие нее возможностям;

2) выявление дисфункциональных паттернов поведения, патологизирующих семейных ролей, дезадаптивных психологических установок;

3) проработка пассивных форм реагирования на стрессовые факторы, формирование адекватных стратегий поведения, адаптивных копинг-ответов на социальные ситуации;

4) снижение эмоционального напряжения, проработка адаптивных форм эмоционального реагирования;

5) необходимость уделять большее внимание тренировке когнитивных навыков, формированию адекватной оценки своего когнитивного функционирования и психосоматического статуса;

6) улучшение внутрисемейных отношений, создание благоприятного семейного климата, восстановление социальных связей семьи, повышение уровня социального функционирования БШ.

7) полученные нами результаты также позволяют говорить о приоритете использования поведенческих тренингов при работе с БШ и о большей необходимости использования когнитивных техник при работе с МБШ, имеющими детей БШ."


Авторы:

Антохин Евгений Юрьевич – кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» МЗ РФ, главный детский специалист психотерапевт Министерства Здравоохранения Оренбургской области.

Тимошенко Екатерина Александровна – аспирант кафедры психологии личности Оренбургского государственного университета, клинический психолог ГБУЗ «Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница №1».

Работа проводилась на базе отделения первого психотического эпизода Оренбургской областной клинической психиатрической больницы №1. Главный врач М.И. Шлафер.

Ссылка на оригинальный текст исследования:


Рецензии