Праздник
-Красивые?
-Очень!- кивает мальчик. Бабуля, а сколько им лет?
-Хочешь я расскажу, как они проявились в нашем доме?
-Бабуль, Степка и Васька меня возле дома ждут!- напоминает внук.
-Я не задержу тебя надолго,- обещает она внуку. Юрка вздыхает и грустно кивает.
-Только кратко, ты обещала! Бабушка грустно улыбается и начинает свой рассказ.
-Случилось это в стране, которая называлась Российcкая империя. Тогда я, маленькая девочка, училась в Киеве. Учебный год закончился, и нас всех учеников в городе ждал праздник.
-Так-то и всех?-недоверчиво переспросил Юрка.
-Всех! -подтвердила бабуля и продолжила. -И вот ранним утром в первый день лета по всем главным улицам города потянулись вереницы празднично одетых детей. Они смеялись, шутили, немного проказничали. Все дети шли к точке сбора-тогдашнему Свято-Владимирскому училищу, которое находилось на Нестеровской улице. Где-то к девяти утра вся Нестеровская улица от Бибиковского бульвара до Фундуклеевской улицы была заполнена киевскими учениками-мальчиками и девочками. Там собрались все учащиеся городских училищ, чтобы идти в живописную рощу, которая тогда называлась Кадетской. В то время роща принадлежала Кадетскому корпусу. Именно директор кадетского корпуса в первый день лета предоставил учащимся города рощу для праздника по случаю окончания учебного года.
-Это как современный праздник последнего звонка?- спросил внук и потупился под укоризненным взглядом бабушки.
-Почти да!-согласилась она и продолжила. Ровно в девять утра многоголосая толпа учащихся начала строиться в походный порядок. Впереди стал военный оркестр. Помню я залюбовалась сверкающими на солнце медными тромбонами и корнетами. В строю военного оркестра с гобоем в руке стоял наш сосед Василий Степанов. Он весело подмигнул мне и подкрутил ус. Я покраснела и оглянулась по сторонам, не заметил ли кто. Но все были заняты приготовлениями к движению по городу и на меня никто не обратил внимания. Так вот, повторюсь, впереди колоны учащихся стоял военный оркестр. За ним хор городских приходских училищ, по восемь человек в ряд. Сначала девочки, после мальчишки-всего где-то более четырехсот человек. За хором первым стояло училище благотворительного общества со своим училищным оркестром. Сколько же восторга и гордости было в глазах мальчишек из этого оркестра. За ним стояли приходские училища- четырнадцать женских и тринадцать смешанных. Вся они были в первой колонне, затем шла и вторая. Она состояла из военного оркестра, восемнадцати мужских приходских училищ и двух двухклассных городских училищ. Хор с оркестрами исполнил гимн, который завершился громогласным" Ура!" и радостными криками четырех тысяч детей, к которым присоединилась созерцающая это необыкновенное зрелище толпа зрителей. Помню, всех тогда охватило радостное, приподнятое настроение. Моя мама после праздника сказала: "В тот миг было ощущение, как-будто у меня ангел по душе протяпал!"
-А что значит протяпал?-спросил Юрка почухав затылок. И еще, твоя мама была у тебя на празднике последнего звонка? Бабуля кивнула:
-Моя мама и твоя прабабка Оля была на том празднике. Сколько любви и радости было в ее глазах. Прабаба Оля всю жизнь прожила в деревне и словечко "протяпать" родом из моего родного села. Синоним этого слова- "прикоснулся".
-Я понял!- сказал Юрка. А дальше? Бабуля кашлянула. Она видела, что рассказ увлек внука. Он совершенно забыл о друзьях, ждущих его возле дома. Бабушка продолжила рассказ.
-Вся огромная улица была заполнена оживленными детскими лицами. Толпе взрослых передалось веселое искрометное детское настроение. Было забавно видеть, как незнакомые люди улыбаются друг другу, знакомятся и начинают общаться. Многие из этих знакомств, как окажется после, перерастут в крепкую искреннюю дружбу, а некоторые знакомства даже в более нежные чувства. Наконец ровно в десять утра первый оркестр заиграл военный марш, под звуки которого двинулась первая колонна. Из толпы послышались крики: "Сынок! Ленька, выше голову! Настя, мы с тобой! Димка, не отставай!"
Немного замешкавшись, пошла и вторая колонна. Второй оркестр заиграл марш. Было яркое солнечное утро. Щебетали птицы, наблюдая удивительное зрелище детского праздника. Колонны двинулись по правой стороне Бибиковского бульвара, заняв почти всю улицу. Они растянулись на огромное расстояние. Когда голова первой колонны находилась у Галицкого базара, тогда хвост только вышел с Нестеровской улицы. Знаешь,- в глазах бабули что-то мелькнуло, -необычайно красивое зрелище представляла собой эта колоссальная живая лента. В тот день девочки были одеты в зеленые форменные платья с белыми передниками, а мальчишки в серые или парусиновые блузы.
Маленький Юрка молча смотрел на бабушку и ждал продолжения рассказа. Она продолжила:
-Где-то в одиннадцать утра голова первой колонны вошла в ворота рощи. Здесь в роще на небольшом земляном возвышении красовался драпированный красным сукном бюст императора.
-Николая-2,-негромко сказал Юрка. Бабуля кивнула. -Верно. Бюст был изящно украшен цветами. Процессия церемониальным шагом обошла вокруг бюста императора. Все остановились и сняли головные уборы. Хор исполнил "Славься, славься, наш русский царь", который подхватила многотысячная толпа. В конце гимна раздалось: "Ура!"
Наконец была дана команда:" Разойтись!" Дети расположились по огромной роще живописными группами по своим учебным заведениям. Неожиданно рассказ прервала вошедшая в комнату мама Юрки.
-Мама!- обратилась она к бабушке,- прими пожалуйста таблетки! Бабуля вздохнула, но проглотила две таблетки и запила их водой. Юркина мама вышла из комнаты, а бабуля спросила Юрку:
-На чем я закончила?
-Дети расположились по всей роще группами по своим учебным заведениям!
-Ах, да!- вспомнила та и продолжила. Сразу же детям был предложен завтрак. Он как я припоминаю состоял из двух вкуснейших кусков пирога и двух сарделек.
-А почему такой странный завтрак?- спросил внук.-А каша где?
-А я не знаю?-пожала плечами бабушка .Она задумалась и снова заговорила:
- Завтрак закончился. Началось веселье. Недалеко от центра рощи мальчишки и девченки затеяли игру в кошки мышки. На поляне девочки водят хоровод с песнями. А поют так, что заслушаешься. Недалеко от них мальчишки с девчонками танцуют польку и вальс. Вдруг оркестр заиграл камаринскую. С каким увлечением дети пустились плясать, особенно мальчуганы. На празднике царило оживление и веселье. Ярко помню, как девочки ученицы окружили школьного инспектора, возложили ему на голову венок из цветов и устроили вокруг него хоровод с пением. Недалеко от того хоровода я увидала свою одноклассницу кареглазую Аллу Кудрю. Она присела возле небольшого пенька и на маленьком листочке бумаги что-то писала. Я тихонько подошла и заглянула ей через плечо. Она писала стих:
" Вот опять настало утро,
Солнца луч блестнул несмелый
И осыпал перламутром
Весь в росе бутончик белый.
Все еще как-будто спит
Лист нигде не шелохнется..."
Я практически беззвучно отошла в сторону. Алла, погруженная в написание стиха, так и не заметила, что я подходила. Часа в два детям предложили по стакану молока. Хозяин молокозавода Фронцевич бесплатно угощал школьников. Его работники заранее завезли в рощу молока на четыре тысячи детей.
-Ого!- удивился Юрка. А почему бесплатно-то?
-В те времена благотворительность была естественным явлением. Многие богатые люди нашего города финансировали бесплатные больницы для бедных, приюты для детей сирот.
-Понятно!- говорит Юрка, в глазах которого блестит удивление. Бабуля, а что было потом?- спросил внук.
-Потом,- на короткое мгновение бабушка задумалась. Наконец она заговорила: - Стеклянные стаканы после выпитого молока работниками Фронцевича были выполасканы в чистой воде и насухо вытерты чистыми полотенцами. Где-то в шесть часов вечера внезапно набежали тучи, блеснула молния, грянул гром. Школьники завизжали от восторга. По сигналу горниста дети построились и двинулись, чтобы укрыться от дождя в здании кадетского корпуса. Только небольшая часть школьников зашла в здание кадетского корпуса и дождь на улице прекратился.
"У!У!У!" -обманутая в своих ожиданиях попасть на экскурсию в кадетский корпус загудела толпа школьников. Нашему классу повезло. Затаив дыхание, мы ходили по огромному коридору, заглядывали в открытые аудитории. Невысокий, худенький мальчик из нашего класса Володя Завадский читал на страницах гранитной книги фамилии выпускников кадетского корпуса различных годов. Сколько восторга было в его глазах.
"И я в этих списках буду!"-негромко сказал он.
-И он осуществил свою мечту?- спросила мама незаметно зайдя в комнату.
Бабушка печально покачала головой.
-К сожалению он стал военным!-сказала бабуля.
-Почему к сожалению?-спросил Юрка.
-Корнет Владимир Завадский погиб в тысяча девятьсот четырнадцатом году. Ему только исполнилось девятнадцать лет.
-Какой-же молоденький! -вздохнула мама.
-Баб! Иду на улицу -ребята заждались.-Чем все закончилось?
-Дождь прекратился и мы разошлись!-тихо ответила бабка.
-А часы как попали в семью?-вспомнил Юрка почти выбежав из комнаты.
-На следующий день после праздника моя мама подарила эти часы мне. Там есть надпись "Дочери Нюрочке от мамы!"-завершила свой рассказ внуку бабушка.
-А! Юрка пулей вылетел из дома, обдумывая на ходу услышанное. Он уже не слышал, как его мама спросила бабушку:
-Мам, а что ты сразу не сказала Юрке о надписи на часах.
-Милая моя!- улыбнулась бабушка. Юрик услышал для себя столько нового, что все это он заполнит надолго. Прошло время и выросший Юрка записал этот рассказ. Как это вышло, судить тебе, уважаемый читатель.
Свидетельство о публикации №225081801652