Путешествие по Средней Азии. День 10

31.07.25

Пение городских петухов разбудило меня в 4 утра.

Вообще в этом номере на первом этаже, где меня поселили, просто «замечательная» звукоизоляция: слышно всё, что происходит снаружи – шаги и голоса людей в вестибюле, ремонтные работы в доме, что напротив…

Впрочем, неприятное впечатление от шума несколько сгладил вкусный завтрак, который я отведал, спустившись на цокольный этаж, где, как выяснилось, был шведский стол.

После завтрака отправился на прогулку — по направлению к площади Регистан. По пути туда набрел на Музей образования Самарканда (вход свободный), где обнаружил ряд довольно любопытных экспонатов, некоторые из которых относятся к IX-X вв.






Центральная городская площадь Регистан образована величественным архитектурным комплексом, состоящим из трех медресе (мусульманское учебное заведение), одно из которых носит имя Улугбека.




После осмотра и фотографирования этого ансамбля отправился к мечети Биби Ханум.


От мечети прошел мимо мавзолея Ислама Каримова (первый президент независимого Узбекистана, умер в 2016 году) к еще одной городской достопримечательности – Шахи Зинда.



Потом, двигаясь по навигатору телефона среди жилых домов, вернулся назад, к площади Регистан, чтобы пойти в сторону гробницы Тамерлана.

Гур Эмир (с перс. – «гробница эмира») и был главной моей целью в Самарканде.



Говорят, за последние несколько лет жизнь в Узбекистане сильно подорожала. Цены выросли на всё, включая осмотр туристических достопримечательностей. Так, входной билет в Гур Эмир еще совсем недавно стоил 30 000 сум, а теперь его продают уже за 75 000 сум.

Но я не пожалел денег, которые заплатил за вход в это здание, где покоятся останки того, чье одно лишь имя некогда внушало жуткий страх людям, живущим на огромных просторах Азии – от земель современной Турции на западе до Индии на востоке.


В комплексе Гур Эмир имеется широкий внутренний двор.



В главном помещении мавзолея – 9 надгробий. Центральное – из черного нефрита — принадлежит самому Тамерлану. Ниже покоится его знаменитый внук – правитель и ученый Улугбек.


Изумительно по красоте убранство главного зала мавзолея, одетого в белый мрамор и сияющего золоченым куполом!



На заметку

Под главным залом мавзолея Гур Эмир имеется крипта (подземная усыпальница), где находятся останки Тимуридов, тогда как туристы видят только надгробия, а не сами могилы.


Я обошел вокруг мавзолея, увидел запертый вход в этот подвал с надписью «Crypt», потом вернулся во внутренний двор и еще некоторое время пробыл здесь, фотографировал и отдыхал, сидя на скамейке.

В Самарканде, как и в Бухаре, довольно много туристов, но, кажется, гораздо чаще слышится родная русская речь. Впрочем, группу китайских туристов я все же увидел во внутреннем дворе мавзолея Гур Эмир…

После осмотра городских достопримечательностей на обратном пути в гостиницу зашел в какое-то кафе, где пообедал пловом. Здесь было несколько дешевле, чем в Бухарском ресторане рядом с озером, фонтаном и лебедями, но там плов, кажется, был вкусней.

Заметки дня

До самого вечера, хотя ходил между жилых домов, ни разу не услышал собачьего лая. Ощущение, что в городах Узбекистана вообще не держат домашних животных. Впрочем, вечером, когда я возвращался назад после еще одной прогулки, меня все же облаяла какая-то собака из-за ворот.

Бродя по городу, порой пытался заглядывать во внутренние дворики узбекских домов, которые не знают привычных нам заборов, — есть только внешняя стена и ворота, ведущие во двор. Нередко рядом с такими воротами высаживают виноград, который вьется по металлическому каркасу, свисая сверху гроздьями.

Смотрится красиво!

Впервые я видел такое в Ташкенте в так наз. «махалле» (мусульманский квартал, застроенный жилыми домами, как правило, имеющий свою мечеть и местное самоуправление), когда мы с матерью гостили на Каракамыше, северной окраине города, где жили мои бабушка и дедушка.

Материал с сайта:


Рецензии