Петькина речка. Рождение легенды

  «Ты, похоже, здесь первый раз рыбалишь, если спрашиваешь почему это место так называется?
         - Первый, - честно признался Алексей. Он подошёл к этому благообразному деду, сидящему неподалёку в прогалинке камышей, потому, как клёва не было вовсе! У того тоже поплавки мёртво стояли в тихой вечерней воде, и, чтобы не задремать ненароком, появилось настроение поговорить.

                - Петька, – он со школы был непоседливый! «У тебя что, шило в заднице», - спрашивали его взрослые. И после института, когда пришёл работать агрономом в совхоз, тоже везде влезал со своими предложениями и идеями. Старый директор этим пользовался и вечно его «запрягал» в разные дела, говоря, что инициатива - наказуема! То надо внедрить выращивание новых культур, или переоборудовать консервный цех (хозяйство на овощах специализировалось ), то достать новую линию розлива и закатки литровых банок ... да мало ли чего ещё, к рассказу не относящееся ...

             Так Петька, а потом и Пётр Васильевич постепенно нарабатывал опыт, авторитет и со временем стал главным агрономом, а когда встал вопрос, кого назначить директором, в замен уходящего на пенсию прежнего руководителя, сомнений у вышестоящего начальства уже не было.

                В тоже время, в глубине души, уже даже в среднем возрасте, мужчина оставался неугомонным, заводным, очень подвижным, хотя это от других пытался скрывал. Чувство вседозволенности на «своей» земле, попытки увеличить площадь орошаемых земель, которые давали стабильно высокий урожай в наших засушливых степях, и подвигло его однажды на новый интересный шаг. Или авантюру – это кому как нравится ... Но порыв был благой!

             ... Он давно приметил, что на суходоле, на земле, отведённой под выпас отар совхозных овец, в одной небольшой низинке, рядом с чуть каменистыми холмиками, всегда есть зелёная растительность, а значит выступает подпочвенная влага. Не долго раздумывая, приехал на место в один из весенних дней с экскаватором, исходя из того, что хуже не будет: появится влага или болотце из возможного родничка – будут пить проходящие животные, а если водички будет побольше - выроет водоём-накопитель, поставит насосы и польёт ближайшее поле, увеличит урожай.

                Экскаваторщик Борис был опытный, работа заладилась сразу. Как только, после первых пару десятков вынутых ковшей земли, появилась струйка воды, директору стало понятно, что дебит точно позволит наполнить небольшой водоём для полива. Дал команду превратить всю низину – руками показал «отсель и досель, и ещё там ...» - как потом признавался мужик), обустроить всё вокруг в нормальные берега ставка, пока земля не размякла и не превратилась в грязь. Борька с азартом продолжил работу, а Пётр Васильевич уехал по делам, которых было невпроворот в горячее посадочное для овощей время. 

            Вот с этого момента и началась Петькина речка!

                - Так почему «речка», если получилось озерцо? – спросил Алексей, видя, что старик замолчал, задумавшись о чём-то своём. Тот хмыкнул, улыбнулся и продолжил ...

                - Это только начало истории! Директор приехал к завершению рабочего дня, похвалил экскаваторщика за то, что всё сделал правильно, попросил немного укрепить сторону вала, отсекающую будущий водоём от следующей  низинЫ, расположенной метров в пятидесяти, и шабашить на сегодня. Воды накопилось на дне совсем немного ...

                В середине следующего дня, проездом, Пётр заехал  посмотреть на СВОЁ творение (по другому он и не мыслил). Вездесущие сельские мальчишки уже осваивали берега, плюхались в мутной воде, а с противоположного берега подошла отара  с пастухом, который был очень рад, что теперь не придётся гнать овец за версту на водопой к заросшему камышом мелкому озеру.

                На наряде директор похвалился ставком, поделился своими мыслями о будущем его предназначении, даже сказал, что со временем попробуем на берег завести песок и сделать подобие пляжа для подростков – ведь до моря более двадцати  километров.

               Что случилось потом – секрет природы! Пацаны рассказывали, что в один день, вода стала очень холодной, прибывала быстро, а дно – как бы провалилось ещё метра на два! Такой дебит уже не выдержала «плотина», ручей пробил в ней русло и стремительно рванул вперёд, наполняя одну низменность за другой – и так до самого нашего каскада озёр.
         
                Ты, когда ехал по трассе, то видел их с обеих сторон. Они здесь всегда, с незапамятных времён находились, соединялись протоками, саморегулировались и подпитывались подземными родничками. Странно, конечно, это было видеть в голой, засушливой степи вокруг. (Алексей в этот миг про себя подумал, вспомнив, что подобное он видел и в других местах степного Крыма). В некоторые дождливые годы, уровень крайнего, расположенного уже под Евпаторией, поднимался до критического, и, чтобы вода не прорвалась на территорию знаменитого  Сольпрома, в 60 – 70-х там даже построили солидную дамбу, за государственный счёт, конечно.

             ... Так вот, вскоре вода стала подходить к огородам крайних от озера людских участков. Тогда стали выяснять, что к чему и как!!! Старожилы рассказали, что в далёкие 30-е годы, вода регулярно размывала дамбу, по которой был кратчайший путь в райцентр, на рынки и так далее. Община собралась, решила и несколько десятков возов глины, в которую замесили овечью шерсть, сбросили в истоки речушки, вытекающей где-то за селом из-под каменистого холмика (место не запомнил никто из тогдашней детворы).

                Дальше – больше! С годами затопило две нижних улицы, объявили ЧС и почти 30 семей получили из средств области компенсацию за потерянное жильё! Остатки тех строений до сих пор торчат в воде, напоминая о трагедии ...

                - Алексей не выдержал и прокомментировал, что хоть люди не сильно пострадали от такой напасти ...

         - Не спеши,  - усмехнулся старик. – Это пока не конец истории! Затем вода стала переплёскивать через межрайонную трассу – водосбросные трубы, порой, не справлялись с притоком. Дорожники капитально всё переделали, диаметр увеличили,  вбухали несколько сотен тысяч ... А потом – ещё веселее! Стал переполняться самый нижний, огромный, в несколько квадратных километров водоём, уже рядом с чеками.

               - Наука сразу предупредила: старая дамба на такую нагрузку не рассчитана, во время сильного волнения (площадь велика – ой-ёй-ёй!) может «рухнуть» и поток снесёт всё производство на Сольпроме, работающего с незапамятных времён, площади которого в среднем на метр ниже уровня моря. Достанется также всемирно известному детскому курорту Евпатории: затопит, размоет его нижнюю часть  и может привести к жертвам ...

                Великий Советский Союз!!! - Не откладывая время на потом, до ЧП - выделил несколько миллионов, объявил дамбу ударной республиканской стройкой, бросил мощные силы, капитально её увеличил и укрепил. Мало того, сделал отводной канал в следующее озеро Чокрак – сейчас его называют Лебяжьим из-за большого скопления птиц, это уже в предместье города, а из него – сразу в море!

                – Леша слушал эту невероятную историю (наверное) с открытым от удивления ртом! Это же надо было такому случиться из-за кажущейся «шалости» местного руководителя, почти хулигана ... Единственно, что он смог из себя выдавить - это спросить о судьбе директора совхоза.

                - Сперва как бы хотели докопаться до истоков истины, чуть ли не делали крайним экскаваторщика, мол переусердствовал, не так понял задание ..., но что с него возьмёшь  – многодетная семья ... Потом началась перестройка, всё по тихому списали на матушку природу – мол, виновата она ... Да, и совершались эти события растянутые по времени не на один год, причинно – следственные связи размазались за продолжительный период.

                Кто от всего этого выиграл – так это мы, рыбаки и охотники! Площади, глубина водоёмов возросли, карпов, карасей стало гораздо больше, птица начала гнездиться, а на перелёте – её немерено, стреляй, когда разрешено! Так вот, за прошедшие почти сорок лет осталась только местная молва о злосчастной Петькиной речке, наделавшей столько шума.  Отсюда и название частного предприятие, где ты купил билет на отлов. Ладно, заболтались мы с тобой!", – проворчал дед, доставая проверять удочку.

                Алексей, весь в раздумьях, ушёл на своё рыбацкое место. Спиннинги не подавали признаков жизни, но посмотреть их на целость наживки всё равно было необходимо.

                Рядом по тропинке прошёл старичок, остановился возле соседа и крикнул ему: «Пётр Васильевич, ты что с ночевой собрался сидеть? Всё равно до утра клёва не предвидится! Сматывай удилища! Я тебя подожду».


Рецензии