МДТ, Тектоника чувств, 2018

  Приближение любви

  137-ой театральный сезон Минусинского драматического театра завершился показом премьерного спектакля этого периода “Тектоника чувств” по пьесе Э.-Э. Шмитта. Его творчество принято многими театрами, по произведениям драматурга поставлены: “Отель двух миров”, “Человек, который видел сквозь лица”... Режиссера Минусинского драматического театра Алексей Песегов создал спектакль по пьесе Шмитта “Тектоника чувств” о запутанных отношениях и о любви.


  Главная героиня Диана (играет Ольга Смехова) неожиданно для себя открывает, что ее избранник Ришар (Денис Целуйко) отдаляется от нее и, поверив ему на слово в отсутствии у него чувств к ней, решает отомстить и заявляет, что тоже давно охладела к нему. Она не просто отвечает ему отказом, но и готовит ему испытание: подсовывает Ришару падших женщин, которые сделают его, по убеждению Дианы, счастливым.


  Действие происходит в нескольких современных сценографиях (Никита Сазонов), лаконично обозначающих сюжет и быт героев. Также тонко подмечены нюансы и “дыхание” любви – едва осязаемое, недоступное, словно кажущееся ее присутствие: в некоторый момент сцена закрывается пластиковой прозрачной шторой, как ото лжи и жизнеразрушающих эмоций. Художник как будто бы рассуждает о том, стоит ли приоткрывать завесу тайн человеческой души.


  Я – “человек-политик”, зудит в мозгу у Дианы, как может показаться на первый взгляд. Но она чувствует весь спектр эмоций женщины. Танцует как умалишенная в гневе от своей любви под свадебный марш, обижается вполне по-женски. И мстит, хотя и месть – не самое светлое чувство в арсенале представительниц прекрасного пола. Быть может, это просто обида, не ненависть. Но: “Я только что потеряла последнее уважение к чувству под названием любовь” – говорит главная героиня, и это не просто так сказано. По какой причине внутри нее копится злоба к нему и ко всем мужчинам? Как ощутить это потерянное чувство любви и может ли оно быть при видимой ненависти? Ей предстоит тяжелое испытание, чтобы понять это.


  Ришар на протяжении всей истории представляет собой разумного, но сбитого с толку непредусмотрительными словами Дианы, положительного героя. Несмотря на то, что внешне это выражается в спокойствии и отстраненности, он запутывается в отношениях не меньше главной героини. Роль Денис Целуйко играет так, что его хочется слушать, его томления вокруг персоны Дианы походят на притчу об одиночестве и недоразумении. Или даже на психологический эксперимент, в котором его участники должны понять, кем они являются друг другу.


  Ольга Смехова играет Диану драматично, со всем спектром ощущений, присущих влюбленной женщине, хотя сама она не признается в этом. Особенно выразителен и обстоятелен в проявлении противоречивых чувств танец Дианы, где экспрессия граничит с экзальтацией. Мать Дианы мадам Помрей, женщина, вспоминающая о мужчинах как о воздухе, как и полагается, говорит об истине непокорного характера Дианы, у Ларисы Корневой это получается живо и эмоционально. В одной из сцен на втором плане присутствует бармен (Илья Леонов), который правдоподобно исполняет свою незаметную роль.


  Образ Анки (играет Анна Панибрашина), падшей женщины, представляет собой фитиль человека, раздавленного судьбой: находясь в этом состоянии, она читает Ришару Бодлера. Смотря некогда на мир глазами студентки литературного факультета, она продает свое тело. Панибрашина играет отчужденную, размытую во времени и в сознании ее героини историю с соответственной образу подачей. В сетях Родики (Антонина Пичугина), подруги Анки, главенствуют прагматичность и дипломатия, она становится связующим в этой неправильной истории, но не упускает своего.


  Видно, что в спектакль вложено много работы. По результатам опроса на странице театра в соцсети, он вызывает положительные отклики, его оценивают выше других спектаклей театра, сыгранных в 2019 году. Уже поприсутствовав на “Тектонике чувств”, можно заметить, что зрители с восторгом аплодируют, а расходятся - после принятия личного духовного просветления и, вероятно, взвесив все “за и против” тяжеловесности поведения Дианы.


  У Шмитта есть одна аналогия нового образа Дианы связанная с домашними хлопотами и истинно женским творчеством. Продолжу: как недошитое платье, любовь Дианы становится ненужной для нее самой и все, что она начинает делать, теряет смысл.


  Выйдут ли герои из этой сложной ситуации, покажет время… Мы же прощаемся с актерами любимых спектаклей до октября, до следующего театрального сезона. Может быть, в следующем году, нам посчастливится увидеть тоже что-то не менее актуальное и поворотное в восприятии женского и мужского миров. Мелодрама рассказывает о силе человеческой души и глубинных проявлениях любви, забыть о которых, оказывается, невозможно.


Рецензии