МДТ, Афинские вечера, 2019

 
  Продолжение любви к искусству


  К какому конфликту может привести следование теории в своих рассуждениях? Историю об этом с возможным счастливым концом  можно увидеть в лирической комедии Минусинского драматического театра “Афинские вечера”. Пьеса, по которой она поставлена, уже экранизирована ее автором и режиссером Петром Гладилиным, вышла в эфир центрального телевидения около двадцати лет назад. Но сюжет остается актуальным, и, может быть, в условиях роста тенденции к интеллектуализации труда, для кого-то стал острее.


  Главная героиня спектакля Анна Павловна Ростопчина (Ольга Малиновская) - бывшая узница концлагерей (была сослана за дворянское положение), аристократического рода, знает двенадцать языков, была знакома с Горьким и Ходасевичем, не без иронии рассказывает о том, как во времена ее молодости в моде был "оргиазм". Пошутив над всеми, она приступает к главному: нужно выдать внучку замуж, коль уж потребовалось ее участие, и, заодно, подумать  –о своем- будущем… А именно:  не дает отцу семейства противостоять браку Наташеньки с молодым человеком Антоном. Девушка оказывается беременна, и, кто знает, чем бы мог оказаться для нее запрет на замужество и аборт во славу единолично учения и музыки. Отец семейства решает противостоять их любви, сетуя и упираясь в то, что муж может изменить в любой момент, выстраивает свои кривые и парадигмы возможных адюльтеров, не учитывая, что кроме верности искусству, у девушки есть своя личная жизнь.
 

  Как зародившийся колос,  растущий одиноко, питаемый подкормкой, не может ни сохраниться без тени поля, ни принести хлеба, так и существование надрывно и одиноко под софитами не может гарантировать ни хорошего выступления, ни жизненной целостности. Залог успеха в карьере для женщины тесно и неразрывно связан с личной жизнью. “Афинские вечера” – это спектакль о главном – если рассуждать с точки зрения обыденного, рационального. Это также волшебная история, не лишенная ожидания и юмора. Зритель переживает за героев и выходит из зала получившим свою порцию остроумия и светлой надежды, чуда.


  Ольга Малиновская играет с вдохновением, ее речь шутлива, когда нужно, и, когда
требуется – она проявляет недюжинную силу своего характера, который героиня закалила  в сталинских лагерях.  Она блещет остротами и иронией, когда на нее ополчаются или нападают и не дает в обиду ни себя, ни других. В ее образе просматривается и сентиментальность, но робкая, едва заметная, свойственная старшему поколению. Основная эмоция героини – довольство жизнью и собой, несмотря ни на что, умиротворенное ожидание светлого. Позитив и жизнелюбие, и вместе с тем, грусть, этой дамы завораживает, экранизация Гладилина и постановка Игоря Фадеева в этом плане идентичны.


  Героиня спектакля едет в другую страну, чтобы отдать дань памяти своему супругу, вспомнить тех, кто его окружал. Круговерть аристократических выпадов не дает о себе забывать. И, как последний солдат своей эпохи, и своей семьи, она остается верна им до последнего. 


  В некотором смысле, противовес Анне Павловне составляет ее дочь Людмила Сергеевна, которая пытается сохранить семью разговорами о грядущей Масленице (просто у нее другие заботы). Светлана Голубева блестяще демонстрирует в ее образе просторечие и совсем не интеллектуальный акцент.  Отец семейства Борис Олегович (играет Борис Любимов) одновременно интегрирует в образе пронаучность и гиперопеку, он в два счета рвет билеты на плохой концерт, делая это самоотверженно и импульсивно. Молодой человек Натальи Антон (Алексей Мазин) обращает на себя внимание не меньше других актеров, хоть роль его в спектакле не многословна. Его речь ярка и настойчива, на него сложно не обратить внимание. Наташеньку играет молодая актриса Минусинского драматического театра  Анастасия Федотова, она задорно исполняет вместе с бабушкой песню Паяца и, вместе с тем, вживается в роль послушной дочери, ее образ милый и мечтательный.
 

  В спектакле звучат имена Ходасевича, Горького, Кузмина, Бердяева, Рахманинова, Макиавелли, Босха, Басе, Ван Гога, Шуберта… Интеллектуальные шарады будут приятной неожиданностью для зрителя, интересующегося историей, историей искусств, философией, литературой. В них главная героиня комедии подмечает неочевидное и иронизирует на предмет нравов элиты. 
 

  Сценография задает размеренный интеллигентный тон, не лишенный уюта и романтики: высокие окна старой московской квартиры, пастельная палитра, портреты на стенах в изящных багетах. За окном – искры от проезжающего троллейбуса (в постановке – более похожи на мерцание звезд, но - тоже очень атмосферно). 


  “Афинские вечера”, если верить словарю, это - разнузданные кутежи. Причем здесь тонкость и интеллигенция? Это тема для раздумий, в которые можно погрузиться - как в шарж – вникая и улыбаясь вместе с героями спектакля. Общее впечатление от него – как о классической лирической комедии. В спектакле нет отрицательных героев, легко и интеллектуально.


Рецензии