РАМТ, Кролик Эдвард, 2017
“Если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла”
5 и 6 июля Русский республиканский драматический театр им. Лермонтова принял на своей сцене Российский академический молодежный театр (Москва) с постановкой “Кролик Эдвард”. В рамках эколого-этнического фестиваля театров кукол “Чир-Чайаан” жителям Абакана была предложена возможность окунуться в сказочный, неповторимый мир детства с обилием декораций и задуматься над вопросом: “что значит любить?”
Премьера спектакля состоялась 12 февраля 2016 года на сцене РАМТ. Главный режиссер Рузанна Мовсесян работала в театре имени Пушкина и в театре “Летучий корабль”. Создание множества детских постановок помогло ей реализовать все свои силы и таланты в спектакле “Кролик Эдвард”. Спектакль получил высокую оценку зрителей и стал лауреатом Премии зрительских симпатий “Звезда Театрала” в номинации “Лучший спектакль для детей” (2016).
Спектакль, который был привезен для абаканского зрителя РАМТом, поставлен по пьесе Кейт ДиКамилло “Удивительное путешествие кролика Эдварда” В семье богатых людей появляется фарфоровый кролик, которого очень полюбит маленькая Абилин. Однажды, когда Тюлейны отправляются в путешествие на корабле, Эдвард падает за борт. Тут-то и начинаются его скитания в поисках смысла своего существования (кролик не может умереть – он фарфоровый и у него нет легких). Его вылавливает сетью рыбак, дочь которого тайком от “сумасшедших” родителей вывозит кролика на свалку, он становится любимой куклой бродяги его собаки, которые передвигаются железнодорожными вагонами, а после – попадает к маленькой умирающей девочке… Каждый раз, попадая в беду, кролик вспоминает своих прежних хозяевах. Но, как оказывается потом, чувства его были не столь сильны.
При просмотре спектакля фокус смысла постоянно сдвигается с вопроса о том, что
значит любить до непонятной жалости к кролику. Если прочесть пьесу, ничего не изменится. Автор закладывала именно это движение мысли и чувств. Возможно, для ребенка такой спектр чувств понятен более, но ощущение легкого недоумения все-таки остается: это просто история со счастливым концом или все-таки поучительный рассказ? Хочется больше извлечь уроков по просмотру и понять все-таки, что значит – любить? Разве не любовью называется привязанность кролика к прежним многочисленным хозяевам? Разве то, что он повторял про себя бесчисленное число раз их имена, когда оставался брошенным, не значит, что кролик любил?
Кажется, впервые кролик стал чувствовать что-то серьезнее привязанности, когда повстречал Сару-Рут, четырехлетнюю умирающую девочку. Познакомившись с ней и ее историей, он испытал потребность заботиться о ней, очень захотел, чтобы девочка выздоровела. Его не беспокоило, что его уши стали “жеванными”. А когда Сара-Рут умерла, ему стало очень одиноко. В состоянии своей клинической смерти (так можно назвать иллюстрируемый полет души Эдварда) он хотел воспарить в небесах именно к Саре-Рут. Кролик Эдвард научился любить по-настоящему.
Пока смотришь спектакль, кролика Эдварда жаль. Он устал от жизни, кажется, он запутался во всем, что только можно. Он помнит хозяев, но не верит в любовь. Он любил, и это показалось ему очень больно. Будет ли у него хоть один малейший шанс понять хоть что-то, хоть что-то почувствовать? Ведь жизнь без любви не имеет смысла… «В такой жизни нет никакого смысла, - говорит одна из кукол. - Внутри должно жить ожидание, предвкушение. Надо жить надеждой, купаться в ней. И думать о том, кто полюбит тебя и кого ты полюбишь в ответ».
Это красочная 3d-история, сказка со счастливым концом. В спектакле нет практических советов, как научиться любить, но есть наблюдения о том, как она зарождается: через боль и сопереживание. Она возникает необъяснимо, но может и исчезнуть совсем...
Главное, что меня вдохновило и позволило пофантазировать – это обилие декораций. Богатая палитра красок и цветовых решений характеризует художественное оформление спектакля. Например, мы видим, как сцена неожиданно наполняется колючими сучьями деревьев посреди ночи (художник по свету Андрей Ребров, сценограф Мария Утробина) и слышен их грозящий чем-то лязг и шорох. А тем временем время бабушка Абилин Пелегрина (Татьяна Шатилова), похожая на волшебницу, рассказывает зловещую историю о “никого не любившей” принцессе. Вспоминается почему-то Тим Бертон, со своими неожиданными и всегда яркими сказочными визуальными решениями. А вот сюжет для более возрастного зрителя: зарисовка клинической смерти кролика. Парящий в небе Виктор Панченко в образе Эдварда над застывшим в воздухе свечением с зарисовками силуэтов и криками бывших его хозяев: ”вернись, вернись!” Метафорично толкование путешествия героев. Когда семья Тюлейн отправляется в путешествие по морю, из ложи-бенуар стартует в плавание небольшой кораблик и проходит путь через зрительный зал.
На втором месте в ранге изюминок спектакля – задумка олицетворить чувства фарфорового кролика, сделав их отражение в игре актера. Виктор Панченко умело синхронизирует текст и пластику Эдварда, что у пытливого зрителя не вызывает только восхищение. Он легко входит в образ кролика и в тандеме со своим фарфоровым альтер-эго представляет для детей своеобразное маленькое чудо.
Также сложно не заметить высокий уровень мастерства перевоплощения в «обезумевшей» горничной (Татьяна Веселкина), прыгающей со своим пылесосом скоро, как на забыстренной кинопленке при том, напевая и напевая. Этот эпизод изрядно подзадорил публику. Очень реалистичную старуху, Абилин и манерную официантку сыграла Евгения Белобородова. Одна из особенностей и достоинство спектакля и игры актеров в целом, то, что в одном человеке здесь уживается три и более ролей, о чем догадаться, не прочитав программу, невозможно.
Спектакль был встречен абаканской публикой “на ура”. Зрители долго не отпускали актеров. Кто-то плакал. И все-таки, вопреки заявленному в начале пьесы утверждению, что кролик никого не любит, на сцене мы видим, как разворачивается история не о дефиците чувств, а об отчаяньи. Это не бесформенное «не хочу любить”, это – боль. Хочется сказать: “се ля ви”. Но нет, так не бывает. Сама же постановка, сделанная РАМТом, очень красочна.
Свидетельство о публикации №225081800882