Скобки
Так или иначе, разместим её в подборку ИЗ НЕПРИДУМАННОГО.
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль,
привести слова в правильное соотношение
и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
Знаки препинания — это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст
и не дают ему рассыпаться».
К. Паустовский.
Нет, у меня вовсе не платоническое товарищество с Нонной П., возрастом около сорока лет. Однако мы давненько, время от времени, разговоры разговариваем с ней, посредством видеозвонков (и текстовых пикировочных сообщений) в Телеграме, а также везде, где только придётся, если мой телефон - не отдыхает с миром, что бывает часто! – оставленный мной в столовой, в эркере или гостевых комнатах.
Однажды она гневно сказала:
— Зачем вы так часто пишите текст в скобках. Ладно, если бы это случилось раз или два. Так, нет же! Это превратилось в какой-то дьявольский приём, который используется и к месту, и не к месту. Это для того, чтобы позлить читающего?
— Совсем нет, — ответил я. — Никогда не ставил перед собой цели — кого-либо позлить.
— Тогда зачем вы пишете то, что есть в скобках? — продолжала, как танк, наступать она. — За-чем?
И терпение моё закончилось.
— Чтобы никто то, что есть в скобках, не читал, — сказал я. — Это же очевидно! И добавлю сейчас то, что по старой привычке заключу в ненавистные вам скобки: (искусство риторики не знает границ в совершенстве; это тоже, как если бы в тексте было написано: читать не надо.)
— Как? — пуще прежнего возмутилась она. — Перфекционизм, возведенный в абсолют — вот, что это такое! Нет?
Отвечать на вопрос (не горел я к тому большим желанием или горел, но совсем небольшим, еле тлеющим!) надо было. И я ответил:
— Вы думаете, зачем Пушкин и Толстой писали стихи и романы?
— Зачем? — с металлом в голосе сказала Нонна.
— Чтобы их не читали, — сказал я. — Вот, сегодня их и не читают! Следующее предложение заключу в скобки. (Смело бросьте в меня камень, если в наше славное время вы — денно и ночно! — увлечены чтением Фёдора Тютчева или Василия Белова, Алексея Едрихина (Вандама), генерал-майора царской России, до 1917 г. или Андрея Фурсова.)
— Не увлечена! — твёрдо — и, как мне показалось, с явной угрозой! — произнесла она.
И разговор наш прервался. По громкой связи я услышал короткие гудки: славненько мы посудачили вокруг да около скобок.
(Говорить правду — как и слышать её со стороны! — всегда приятно, подумал я.
Note bene: эта последняя фраза также должна быть заключена в скобки).
Постскриптум 1. Если Вы увеличите масштаб иллюстративной картинки, которая размещена перед этим текстом, то не увидите ни ч е л о в е к а, ни к н и г и, ни ч т е н и я. (Всё – иллюзия!)
Послесловие 2. Эпиграф для «Скобок» был позаимствован из романа «Бела + Макс» (читать который – и, тем более, покупать! – я категорически не рекомендую: есть опасность пандемического заражения – знакомство с этой книгой может стать причиной развития мозга):
«Я, как шут гороховый, нацепил на нос очки жены, в уши вставил наконечники фонендоскопа и с важным видом изрёк:
— «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»[1]
— Ты очутился в сумрачном лесу? — Бела с опаской взглянула на меня.
— Я вместе с Данте Алигьери, — ответил задорно я.
То, что крутилось у меня на уме и что неуместно было произносить вслух, выглядело менее задорным: вся моя жизнь — это сплошные вопросительные знаки, реже — восклицательные, чаще — запятые и скобки. Как в этом тексте новогоднего романа.
С другой стороны, по словам Паустовского, «ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Тогда всё сходится…»
[1] А. Данте, «Божественная комедия».
Постскриптум 3. Третий закон Ньюто. («Ньюто.» - и точка!)
25.08.2025.
Свидетельство о публикации №225081800897