Скобки

Миниатюра. (Или это-таки рассказ?)

Так или иначе, разместим её в подборку ИЗ НЕПРИДУМАННОГО.


«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания.
Они существуют, чтобы выделить мысль,
привести слова в правильное соотношение
и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
Знаки препинания — это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст
и не дают ему рассыпаться».

К. Паустовский.


Нет, у меня вовсе не платоническое товарищество с Нонной П., возрастом около сорока лет. Однако мы давненько, время от времени, разговоры разговариваем с ней, посредством видеозвонков (и текстовых пикировочных сообщений) в Телеграме, а также везде, где только придётся, если мой телефон - не отдыхает с миром, что бывает часто! – оставленный мной в столовой, в эркере или гостевых комнатах.

Однажды она гневно сказала:

— Зачем вы так часто пишите текст в скобках. Ладно, если бы это случилось раз или два. Так, нет же! Это превратилось в какой-то дьявольский приём, который используется и к месту, и не к месту. Это для того, чтобы позлить читающего?

— Совсем нет, — ответил я. — Никогда не ставил перед собой цели — кого-либо позлить.

— Тогда зачем вы пишете то, что есть в скобках? — продолжала, как танк, наступать она. — За-чем?

И терпение моё закончилось.

— Чтобы никто то, что есть в скобках, не читал, — сказал я. — Это же очевидно! И добавлю сейчас то, что по старой привычке заключу в ненавистные вам скобки: (искусство риторики не знает границ в совершенстве; это тоже, как если бы в тексте было написано: читать не надо.)

— Как? — пуще прежнего возмутилась она. — Перфекционизм, возведенный в абсолют — вот, что это такое! Нет?

Отвечать на вопрос (не горел я к тому большим желанием или горел, но совсем небольшим, еле тлеющим!) надо было. И я ответил:

— Вы думаете, зачем Пушкин и Толстой писали стихи и романы?

— Зачем? — с металлом в голосе сказала Нонна.

— Чтобы их не читали, — сказал я. — Вот, сегодня их и не читают! Следующее предложение заключу в скобки. (Смело бросьте в меня камень, если в наше славное время вы — денно и ночно! — увлечены чтением Фёдора Тютчева или Василия Белова, Алексея Едрихина (Вандама), генерал-майора царской России, до 1917 г. или Андрея Фурсова.)

— Не увлечена! — твёрдо — и, как мне показалось, с явной угрозой! — произнесла она.

И разговор наш прервался. По громкой связи я услышал короткие гудки: славненько мы посудачили вокруг да около скобок.

(Говорить правду — как и слышать её со стороны! — всегда приятно, подумал я.
Note bene: эта последняя фраза также должна быть заключена в скобки).

Постскриптум 1. Если Вы увеличите масштаб иллюстративной картинки, которая размещена перед этим  текстом,  то  не увидите ни  ч е л о в е к а,  ни   к н и г и, ни   ч т е н и я. (Всё – иллюзия!)

Послесловие 2. Эпиграф для «Скобок» был позаимствован из романа «Бела + Макс» (читать который – и, тем более, покупать! – я категорически не рекомендую: есть опасность пандемического заражения – знакомство с этой книгой может стать причиной развития мозга):

«Я, как шут гороховый, нацепил на нос очки жены, в уши вставил наконечники фонендоскопа и с важным видом изрёк:

— «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»[1]

— Ты очутился в сумрачном лесу? — Бела с опаской взглянула на меня.

— Я вместе с Данте Алигьери, — ответил задорно я.

То, что крутилось у меня на уме и что неуместно было произносить вслух, выглядело менее задорным: вся моя жизнь — это сплошные вопросительные знаки, реже — восклицательные, чаще — запятые и скобки. Как в этом тексте новогоднего романа.

С другой стороны, по словам Паустовского, «ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Тогда всё сходится…»

[1] А. Данте, «Божественная комедия».

Постскриптум 3. Третий закон Ньюто. («Ньюто.» - и точка!)

                25.08.2025.


Рецензии