П. Басинский, книга Скрипач не нужен

  Харакири без любви


“У нее есть только один небольшой недостаток. Это – гибельный путь” П. Басинский о бессердечной культуре


  В современной гонке за удовольствие и потребление редко услышишь намеки на то, что Бог исчезает, на то, что загибается культура. Хотя сквозит отовсюду: из столичных театров с голыми актерами на сцене, из динамиков радиостанций с непотребной рэп-музыкой, из знаменитых галерей с упростившимися донельзя техниками. Да-да, литература не стоит особняком и тоже тянет на себе малоподъемный груз современности. Это обнищавшие, с художественной точки зрения, тексты, продвигаемые коммерцией…Рынок литературы пренасыщен, книги издаются для продвижения личного бренда или, например, на собственные средства для самолюбования. Все это чувствует литературный критик Басинский, понимает и переживает всем сердцем. Оттого такие дотошные, кропотливые тесты наполняют его книгу “Скрипач не нужен: роман с критикой”. Большинство из них опубликованы в “Российской газете”.


  Автор прежде был известен для многих своими книгами о Толстом и Горьком. Историю жизни и творчество последнего он изучал еще с момента обучения в Литературном институте им. Горького, самого известного вуза России, где обучают писательскому (и критическому) мастерству. Есть также информация, что одним из его учеников, когда он уже там преподавал, был загадочный Виктор Пелевин. Мнение Басинского по поводу его прозы, неоднозначное, противоречивое, и нормальное: он произносит ядерную реплику в одной из рецензий в ответ на его изображение-карикатуру в “Generation “П”: “Пелевин писатель не плохой, а никакой”. Его аргументы реалистичны и понятны, из опыта прошедших десятилетий, он объясняет, почему Пелевин не теряет современности и сегодня.В книгу также входят четыре эссе, один из которых посвящен вопросу нравственности сегодня (“ Культура без сердца есть не культура, а дурная “цивилизация”, - предваряет его Басинский цитатой Ивана Ильина).


  Басинский рассматривает современников: Акунина, Варламова, Гришковца, Еременко, Кублановского, Прилепина, Распутина… И классиков: Пушкина, Тургенева, Некрасова, Толстова, Платонова, Солженицына…  Прилагается рассказ о судьбе деда Басинского, со своей парадоксальной историей и повесть “Московский пленник” – авторское произведение известного критика, которое позволит взглянуть на его творчество уже с другого ракурса.


  Автор ставит проблему исчезающего Бога в современной действительности как явления, и находит свои ответы. Говорит о патриотизме. Конечно, ворчит местами, но - зрит в корень. Иногда кажется, что тексты аморфны и им не хватает наглости, но это вам и не глянцевый критик, который готов упиваться собственными остротами относительно того, что – в видимости – современной литературы. Это такой прозорливый дотошный дед, осведомленный о том, что есть каждое литературное явление. И нет вам спасения, если вы решили выяснить, что же происходит в этой самой литературе сегодня. Читать придется, иначе ничего не узнаете.


  “Скрипач не нужен” – это патетическая речь в защиту сохранения творческого наследия русских классиков. Неосведомленному в вопросах литературы, читателю покажется, что  в ней слишком много информации и морализаторства. Для большинства это – своеобразный литературный квест от Басинского: “Ну-ка прочитай!”.  За два-три дня эту книгу не прочесть, но, если рассматривать ее как энциклопедию классической и  современной русской литературы, то она вполне пригодна для чтения и уникальна. Потому как столько полезной информации о ее действительности в России и трактатов о нравственности, пожалуй, не встретишь ни у одного критика. Сами его тексты радуют жизненной прозорливостью и литературно-художественной изобретательностью. Павел Басинский пишет о литературе с грустью и любовью, и со всей ответственностью.
 


Рецензии