Е. Гришковец, книга Следы на мне

  По волнам памяти

  "Были и есть более значимые события и люди, но литературой они не становятся" - говорит автор в аннотации к своей книге. Действительно, есть в жизни эпизоды, достойные того, чтобы о них говорили, хорошо и долго. Или наоборот, помнили, чтобы в удобный момент иметь предостережение. Но они забываются, если о них никто не говорит, и становятся белесым пятном на нашей памяти. И, между прочим, совершенным беззвучием в жизни других людей, которые в чем-то еще не разобрались, чего-то не пережили. Рассказывать об этих потерянных временем эпизодах - значит восстанавливать портрет Вселенной. Но сейчас не об этом, не будем рассуждать о литературе с точки зрения общественного блага: читая приготовленную на сегодня книгу, просто будем наслаждаться и удивляться, сколько эмоций может подарить отдельно взятый человек. Вот, к примеру, Гришковец. Он составил сборник, казалось бы, самых обычных, но каких поворотных в восприятии и понимании мира, эпизодов из своей личной истории.


  В этой доброй жизнеутверждающей книге он вспоминает свои ощущения: какой страх и ужас навевал звук надвигающихся скрипящих ботинок декана в студенческие годы, как громко и несвоевременно по ночам в соседней квартире орудовал перфоратором рукодельник, каким нежеланным делом было становление наколки с якорьком, символизирующем о моряцком прошлом. Не удержался он и еще раз (помните "Реки"?) написать о деревенской вольной жизни, со своим устоявшимся укладом и со своими безумцами. Автор удивляется, ругается, сочувствует персонажам, которых потрепало время, и одновременно восхищается ими, вспоминает причуды старых знакомых и радуется каким-то своевременно полученным для себя урокам.


  Можно сказать: удивительно, какой многогранный человек этот Гришковец. Сколько историй за всю его жизнь успело приключиться. Он опять "выносил" книжку про самого себя. Но это не пафосная коронация одного героя, это - щедрое повествование о том, как по-разному, каждый со своей верой и правдой, люди живут на земле. Жизнь бесценна - намекает Гришковец, и каждый миг, который приносит нам какое-то чувство - достоен того, чтобы о нем заговорили вслух. Каждое движение особенное.
 

  Автор призывает нас через призму своих рассказов разобраться в себе. Его "интонация" внимательна, осторожна и доступна, он не кичится новомодными словами и остротами в своих текстах. Душа - вот в чем заключаются его стремления. Монологи содержат мощный психотерапевтический эффект, чего не найдешь в других популярных сегодня книгах. То же - о нравственности. В самом деле: прекрасно, если в любой истории, помимо хорошего сюжета, есть какой-то урок для личного духовного развития. В "Следах на мне", как и в других книгах Гришковца, это есть.


  Автор позиционирует себя как собеседник, легко входит в доверие и очаровывает уже с первых строк своей демонстративной простецкостью. Он вытаскивает из буден, давая редкую возможность посмотреть на самые простые вещи. Предлагает каждому отыскать давно забытые свои "следы на мне".


Рецензии