Быть тренером... Часть 66
Хочется. Верить в то, что они говорят с тобой искренне. Что поступают с тобой по совести. Что делают свою работу ответственно, не перекладывая её ни на кого. Что относятся к другим людям уважительно и без желания лишь использовать их. Хочется верить. И я верю.
Каждый раз, как судьба сводит меня с новым человеком, с первого знакомства я хочу ему верить. Так уж созданы люди, при первой встрече стараются произвести благоприятное впечатление. Так учит нас общество. И многие этим пользуются. К сожалению часто не отличишь правду от обмана, далеко не все так искренни и дружелюбны. Так уж созданы люди, рано или поздно их настоящий характер проявляется. И если долго общаться, то начинаешь понимать их настоящие ценности, мотивы их поступков, настоящее отношение к тебе. И после этого уже далеко не всем хочется верить.
Права мудрая поговорка - "Сначала относись ко всем хорошо, а потом - взаимно." Очень правильно сказано.
И тот самый момент осознания - кем на самом деле ты являешься для другого человека - вот тот момент самый жестокий.
Часто мы видим придуманную кем-то добренькую маску и рады верить, что нашли друга, близкую родственную душу. Верим в придуманную им сказку, а потом... наступает момент проснуться и увидеть зачем он всё это сочинил. Всё просто, он пользовался твоим добрым сердцем, твоим желанием помочь. И в любой момент, когда не смог бы получать этой выгоды, легко отказался бы от тебя. И конечно он понимал, что узнай ты его истинные намерения и чувства, не осталась бы рядом, не стала бы делать для него всё что делала. Лицемерие? Конечно. Способность манипулировать? Безусловно. Обман? Естественно.
Никто не застрахован от общения с такими подлыми людьми. И я конечно тоже таких встречала. И слышала много историй. И сделала вывод, нужно готовиться к этому моменту заранее, едва только появились сомнения в человеке. Он еще врет и не отпускает, но ты уже видишь насквозь все его наивные действия. Он-то уверен - ты всё такой же глупый кролик в его ловушке, но... вот нет.
Иногда хочется остаться в этой придуманной сказке, хочется проснуться и увидеть, что это был страшный сон, что он не такой. Но отказаться от реальности сложно. И вот ты остаешься рядом, надеясь, что он вдруг перестанет тебя обманывать, изменится, или хотя бы попытается измениться...
Но время идет. Ты подыгрываешь ему и наблюдаешь продолжение бессмысленной глупой лжи. Возможно он уже понял, что ты ему не веришь, но его позиция настолько ему удобна, что продолжает делать вид что ничего не понимает и ложь превращается в фарс.
Моё последнее такое разочарование в человеке завершилось еще комичнее. Когда он понял что я всё знаю и вижу что он делает, поначалу делал вид глубоко раскаявшегося человека. Театр потерял актера, насколько искренне он пытался это делать. Но такой "Тюз" меня уже не впечатлил. Манипулятор в ужасе осознал как потерял управление мной.
И тут начались поиски. Он снова пытался давить на жалость. Но это сложно, когда правда известна и жалеть реально не за что. Я была в более трудных ситуациях в тот момент. По большому счету это мне нужно было давить на жалость, но я этим не пользовалась. Стонать на каждом шагу и рассказывать всем подряд как тебе плохо живется... не, не работает уже. Чем больше он показушно прибеднялся, тем больше становилось противно даже думать о нем.
Почему? Ну... вот всего лишь один пример. Запустить себя - не бриться, не стричься (версия - нет денег на парикмахера и бритвенный станок), ходить в рваной одежде (не одна дырочка, их штук по 20 на футболках), штаны обляпаны краской, куртку стирали в прошлом веке... ведь каждый увидев пожалеет и скажет - бедолага. А теперь случайно открывшаяся правда - ежемесячно тратит на компьютерные игры по 20 000 (напомню, стоимость новой футболки в то время была 200 рублей), сыну купили машину (нет, не б/у, конечно новую из автосалона, она ведь лучше)... Думаю не стоит перечислять дальше, этого уже достаточно. Вы бы продолжили дальше верить в сказки про рваную футболку? Вот и я нет.
Не знаю что за психическая болезнь, но похоже на манию обиженного человека. Он получает удовольствие от жалости окружающих, мило улыбается, кивает головой когда его жалеют - "... да-да, вот совсем денег мало, вот хлебушек подорожал..."
А я смотрела на это и думала - что же совестью совсем не пользуется? Но вероятно на этой стадии болезни совесть уже атрофирована как ненужное качество мозга.
Несколько лет я надеялась на изменения в лучшую сторону. Конечно уже в последнее время начала участвовать напрямую говоря ему - Вы врёте! Я вам не верю!
Новая волна приступа жалости к себе - теперь уже жалобы на здоровье. И если бы я не видела как легко он управляется со штангой когда никого нет в зале, возможно поверила бы. Но и тут он промахнулся. Не подействовало.
Следующая попытка - воспоминания. Манипулировать с помощью воспоминаний можно, если там действительно было что-то такое, что бы он сделал лично для меня. Но нет. Такого не было. Почему? С высоты прожитых лет всё кажется простым - потому что ему это было не выгодно. Я ему в то время не могла ничего предложить. Вот и всё. Попытка провалилась.
Стенания. Испробовав все свои действующие методы, он попытался вменить мне вину за то, что я появилась в его жизни.
- Раньше ни с кем проблем не было, но появилась ты и...
- И не захотела чтобы вы мной манипулировали как другими?
- Я тебе уже говорил - не нравится - уходи, найду других.
- Спасибо, я запомнила эти слова очень хорошо. Они отлично показывают как вы ко мне относитесь. Однажды они мне пригодятся.
- Раньше было всё так хорошо, а сейчас всё перевернулось и чего ты от меня хочешь?
- Раньше не было хорошо. Вы знаете чего я хочу. Чтобы было всё честно. Не как раньше, а честно.
На это он только фыркнул. В его взгляде не было ни капли угрызений совести, только досада что его раскрыли. Его многолетний обман и манипуляции раскрыты, его ткнули в это носом как щенка в лужу, а он обвиняет в сложившейся ситуации всех вокруг. Только не себя.
Очень сложно злиться на себя. Поэтому он решил злиться на меня.
Эх, Сангер, если бы я столько времени не провела в твоём клубе, сейчас могла бы сильно пострадать и снова попасть под влияние этого бессовестного человека. Но наш клуб и твоё воспитание помогли мне в очередной раз выйти из этой сложной ситуации. Ты научил меня - если правда за тобой, стой до конца, верь в себя. Ложь рано или поздно раскроется какой бы хорошей и гладкой она ни была.
Не давай себя в обиду. Так много в этом мире кровососов, желающих паразитировать за счет других. Не позволяй никому тебя использовать. Не прощай людям их жестокость и обман. Кто предал один раз, предаст и второй.
Я так устала от взрослых. Мне так повезло работать с детьми.
*** Дети ***
Дети - как глоток свежего воздуха. У них всегда море идей и новостей. Купили собаку, расцарапал коленку, сломал велосипед, подтянулся на турнике больше всех...
От притворства и лжи мира взрослых убегаю в свой зал. Там меня ждут веселые шумные любопытные. Так чудесно осознавать, что все они еще не умеют делать подлости и так обманывать как некоторые взрослые. И хочется сохранить их души такими же чистыми и радостными. Их непременно деформирует этот безумный мир. Они конечно окажутся в сложных ситуациях. Они должны быть готовы противостоять.
Воспитание и строгость - вот главные задачи - Скажут вам умные педагоги с огромным стажем и какими-то наградами за методы дрессировки детей. Да, к сожалению многие методы больше напоминают дрессировку. Поступил хорошо - вот тебе конфета. Поступил плохо - наказание. Дрессировка, ага.
На самом деле (по моим ощущениям) с годами всё больше понимаю, что воспитание это не формулы дрессировки. Хотя ими активно многие пользуются. Воспитывает не педагог, а среда, в которой живет и общается ребенок.
Педагог дает формулы правильного поведения, это важно и нужно. Семья дает формулы общения с близкими людьми, учит любить, терпеть и прощать. Тренер учит ставить цели и помогает их достичь. Сверстники учат находить своё место в конкурентной борьбе, за внимание взрослых, за статус в своем окружении, за умение обманывать... и не быть обманутыми. Но это очень условное разделение, эти процессы часто переплетаются и дополняют друг друга.
И когда осознаешь, что за каждым твоим значимым действием, за твоей реакцией на события наблюдают маленькие любопытные носы - вот тогда начинаешь осторожнее выбирать слова и поступки. Всё это уже скопировано в их мозг. Теперь твой поступок - один из вариантов выхода из ситуации в их базе данных. Он записал это, и использует когда-нибудь.
И если не хочешь заполнить их базу данных агрессией по отношению к окружающим, обманом, пустыми обещаниями, клеветой, пустыми обидами - забудь сам про всё это, если когда-то пользовался такими методами.
Дети делают нас лучше. Бесполезно уговаривать их сделать что-то. Они всегда копируют нас взрослых. Стань лучше. Озвучивай проблему, озвучивай выход из ситуации, не зацикливайся на одной неудаче. Не зацикливайся на одном успехе. Жизнь идет, всё меняется.
Спорт - одна из прекрасных возможностей ребенку закалить свой характер. Воспитать в себе лучшие качества.
В спорте всегда бывают неудачи и поражения. Всегда. У всех. Часто их намного больше чем успехов. Важно спокойно принимать поражения своих воспитанников и давать им установку на исправление ситуации. Поражение и неудача - не конец света. Это часть пути.
Я так хотела уберечь своих детей от ошибок, так переживала за них, так контролировала. А потом поняла, что лучше всего запоминаются свои ошибки. Намного лучше сотни предостережений, уговоров и даже наказаний.
Адреналиновая бомба сносит все отрицания в момент осознания провала. Проиграл... в этот момент обычно только стресс и мало мыслей...
- У нас была неделя активной подготовки. Ты всё выучила?
Говорю спокойно, выход на ковёр уже через час, лишние крики ни к чему.
- Да, всё помню!
Это жизнерадостное существо с косичкой радостно бегает по разминочному ковру и даже не думает повторить программу лишний раз.
Краем глаза наблюдаю за другими участниками, отрабатывающими движения без остановки с силой и точностью. Они тут уже не впервые и точно знают что будет впереди.
- Посмотри, все повторяют, они не хотят проиграть и получить плохие оценки. Они хотят показать лучший результат на который способны. Иди повторяй.
- Ладно...
Минут через десять она вернулась с той же сияющей улыбкой немного запыхавшись. Видимо решила одного раза достаточно. Уважаемый тренер, делаем вдох, выдох, осознаем что ей сегодня нужно пройти через это. Спокойствие.
- Я бы на твоем месте повторила еще несколько раз.
Пора идти смотреть списки, скоро выступление нашей группы. Ребята постарше оттачивают отдельные движения своих сложных программ, повторяют прыжки, сложные вращения мечей и палок. Всё по плану.
Не буду останавливаться на рассказе о выступлениях тех старших, речь о новенькой. Она конечно видела всё - и удачи и ошибки, порадовалась за всех. И вот её очередь.
Новая для нее юниорская программа ушу таолу с мечом, сложная. Четыре дорожки не повторяющихся движений с вращениями, ударами, проколами, ударами во время разбега и прыжков, правильные переходы и рисунок комплекса... а она занимается всего второй год. Талантливый активный ребенок. Но сегодня ей предстоит испытание. Конечно я понимала что забудет. С новыми программами часто так бывает.
На этот случай дана команда "если забыла - продолжай с того места откуда помнишь, не останавливайся". Эту формулу записал в моей голове мой первый тренер по фигурному катанию, когда мы первоклашками впервые выходили на лёд с произвольной программой. Хорошая формула, рабочая. Я тогда забыла половину танца и продержалась на импровизации. Должно сработать и тут.
Начала хорошо, на середине второй дорожки встала как вкопанная... забыла... стоит долго, оглянулась, руками показала ей следующее движение, вспомнила и полетела дальше. Пока всё хорошо, думала будет хуже... снова встала... не смотрит... продолжила пропустив элемент... еще одна остановка ближе к финалу... долго... пропустила, закончила программу. Я выдохнула только сейчас. Она бодро поклонилась судьям и направилась за ковер к участникам. Улыбаясь встречаю её. Сделав шаг с ковра из глаз её брызнули слёзы, перенервничала. Обнимаю, даю время поплакать. Стресс он такой, от него надо избавляться. Стала успокаиваться. Пора. Очень тихо и ласково -
- Вот молодец что не сдалась и дошла до конца! Настоящий спортсмен. Испугалась?
В ответ только всхлипывания и качание головой. Продолжаю крепко обнимать. Она должна запомнить мою реакцию - спокойствие. Она выступила плохо, но это не конец света. Тренер поможет в трудную минуту и когда страшно. Продолжаем так же тихо записывать формулу -
- В следующий раз ты всё выучишь, всё отлично запомнишь и подготовишься лучше. И будет не так страшно. Ведь когда всё машинально выполняешь и уверен в программе не так страшно, правда?
Всхлипывания и кивания повторились. Это хорошо. Она переживает за свой результат, значит ей не всё равно. Значит она будет стараться и стремиться улучшить свои навыки. Только так и растет маленький спортсмен.
Соревнования - вещь жестокая. Они не спросят сколько тебе лет - 4 или 24. Они всё расставляют на свои места. Всегда есть победители и проигравшие. Всегда есть случайность которая может помешать. Со временем к этому привыкается. И эти навыки - бороться и идти к цели - помогают и в жизни. Стойкость и уверенность - хорошие качества характера.
Так вот, про ту с косичкой. Через месяц вторые соревнования с этой программой. Надо ли рассказывать, что мне больше не приходилось на тренировках заставлять её повторять и отрабатывать программу? Выступила лучше, увереннее. Молодец. Будем работать дальше.
*** Где взять время? ***
Обычно время берут в часах. Но это не точно. Оно летает вокруг нас, а может даже и сквозь нас, и чем старше мы становимся, тем сложнее ему сквозь нас пролетать и оно начинает цепляться за уголки улыбки и глаз, образуя морщинки. А ещё время увеличивает детей, и в высоту и в ширину. Вероятно частично задерживаясь где-то внутри них.
Время делится на: день - когда детей в зале видно; и ночь - когда в зале нужно включать свет чтобы увидеть детей.
День очень не любит холод, поэтому зимой он очень маленький, вероятно съёживается от минусовых температур. И вот очень жаль, что так много детей днем ходят в школу, когда светло и можно заниматься в зале намного комфортнее.
Это было философское отступление. Необходимое мозгу при закипании.
Уже третий день пытаюсь составить расписание занятий и распределить все группы по времени так, чтобы и смены в школе удачно совпали и с другими тренерами на одно время не попасть. А новости всё прибывают, кому-то опять изменили смену, кто-то сдвинул время. Боже, где взять время???
Кто там такой умный подсказывает про обед? Время с 11 до 14 как раз пустует. Все залы свободны. Почему? Пересменка в школах. Утренняя смена ещё в школе, вечерняя - уже в школе. И раньше 14:00 после обеда назначать занятия бессмысленно.
На столе "лоскутное одеяло" из разноцветных бумажек с надписями групп.
Итак, есть время: 9:00, 14:00, 16:00, 18:00, 20:00
Желательно собрать группы по их уровню подготовки: новички, второй год обучения, спортивная младшая группа, спортивная старшая группа, первоклашки, детский сад, самооборона, концертная группа, и еще новички в концертную группу.
Теоретически... если работать по 6 дней в неделю, можно распределить попеременно - в первый день 5 групп (с 9 утра до 21 вечера), во второй день 4 группы (с 14 до 21). Это если в утренней группе не окажутся и новички и спортсмены и ребята из концертной группы... Тогда придется задействовать и второе утро. А 6 дней подряд с 9 утра до 21 вечера практически не выходя из зала... с одним выходным днем...
Почему дней в неделе всего 7? И всего 24 часа в сутках? надо же больше, не успеваю ничего, не хватает.
Или объединять группы, или находить помощника. Хорошая идея. В разработку.
Эх... от работы дохнут кони, только я - бессмертный пони.
Свидетельство о публикации №225081900111