Часть вторая Глава восьмая Охота на лис

Дверь  кабинета командира  дивизии Атомных Подводных Лодок открылась -  на пороге стоял Начальник Главного штаба ВМФ Белянин Андрей Андреевич.
  Сидевший за столом капитан первого ранга Суворин Юрий Викторович резко встал и  доложил:
- Товарищ вице адмирал, капитан первого ранга ...
- Доброго дня, Юрий Викторович. Начальника штаба дивизии пригласите сюда срочно и обеспечьте, чтобы нас не беспокоили. Разговор есть серьезный.
  Пройдя в кабинет, Белянин отодвинул стул от стола для совещаний, предлагая Суворину сесть напротив.
- Чай? Нас будет трое?
- Трое. На троих будем соображать, Юрий Викторович.
  Комдив взял в руки телефон.
- Владимир Сергеевич, срочно ко мне Начальника Штаба и  принесите  три чая.
  Через некоторое время  вошел  капитан первого ранга Кронин Николай Петрович .
Мужчины пожали руки.
  Постучал в дверь адъютант.  Он поставил  на стол поднос со стаканами и  вышел.
  Размешивая сахар, адмирал начал разговор:
- Ну, что! С непростым я "дельцем" к вам прибыл. Главком, Сергей Георгиевич Горшков, на одном из  недавних совещаний вынужденно констатировал, что наш флот до сих пор не может вскрыть районы боевого патрулирования новейших  американских  лодок «Огайо» с баллистическими ракетами «Трайдент». Пришло время подумать над этим вопросом. Что скажите по этому поводу?
  Суворин придвинул стул поближе к столу.
- Да, в последнее время "натовцы"  при любом удобном случае дают нам понять, что полностью контролируют не только вход и выход в Атлантический океан, но и  они в состоянии отследить каждый шаг наших кораблей.
- Вот поэтому и нужна четкая и спланированная операция. Первоначальную ее разработку предлагаю сделать вам. Вы, как никто знаете все  свои ресурсы.  Основная ее цель - разведка с выяснением возможностей противника, его стратегию и тактику. Нужна операция, которая заставит открыть их свои карты. Только к тесном соприкосновении и в непосредственной близости мы сможем выявить их слабые стороны. Не простая она должны быть.  Красивая! Скажем так - "Охота на лис"!
- И сколько "собак" выпустим? - уточнил Кронин.
- "Охота на лис" с одной собакой не бывает.  Надо шороху навести да такой, чтобы у них от нашей "карусели" голова пошла кругом. По умерим их пыл.  Участились  их провокации специально создающие конфликты и инциденты в разных точках мирового океана. Наглость зашкаливает. Так, что прошу  подготовить  мне  детальный план  операции.
  Белянин сделал паузу.
  Присутствующие молчали.
  Отпив несколько глотков чая, адмирал  продолжил:
- В случае прорыва не одной лодки, а группы лодок в Атлантику, думаю, что сил и средств у них для контроля над всем океаном не хватит.  Прошу  укомплектовать экипажи  опытными  подводниками, которые готовы на равных столкнуться с противником. Пойдут лодки третьего поколения, пусть почувствует их система SOSUS свою уязвимость. Организация  взаимодействия разнородных сил в составе морской стратегической авиации - тоже ваше поле деятельности. Да, и  при этом прошу обеспечить сверхсекретность по всем пунктам. Полное отсутствие дезинформации. Скрытность должна быть до такой степени, что даже начальник особого отдела не должен ничего знать.  Продумайте план по дезинформации и своих и чужих. Курировать вас будут начальник Управления противолодочной борьбы  и первый заместитель Главкома и я. Ответственность понесем коллективно. Вопросы есть?
- Какие будут основные задачи? - спросил Суворин.
- Надо в реальных условиях проверить систему развертывания собственных РТМов. Вскрыть районы патрулирования ПЛАРБ противника. Попробовать прочность их противолодочную оборону. Не все коту масленица. Надо дать понять,  что для "натовских" подводных ракетоносцев в Атлантике абсолютно безопасных мест нет. А самое главное, надо выявить эти районы и вскрыть систему охраны атомных подводных ракетоносцев.
  После услышанного, офицеры молча сидели несколько минут. Каждый задумался над  возможными вариантами проведения такой сложнейшей операции.
- В 18.00 жду ваши первые  предложения. Продумайте все. Готовьте командиров и старпомов к любой внештатной ситуации. Если что-то случится, помочь будет некому. Пусть рассчитывают на свои силы. Обратите внимание на важность связи на протяжении всей операции. Задействуйте СОКС. Ладно. Вы тут обмозгуйте, а я  подышу морским северным ветром.
  Белянин встал. Придвинул стул к столу.
- Я рассчитываю на вас. Вы оснащены наиболее современными лодками, на которых несут службу  опытные и хорошо подготовленные офицеры. Докажите, что герб вашей дивизии соответствует реальности и белому медведю вполне по плечу задание любой сложности. И потом, вы у нас, как никто любители  нетрадиционных маршрутов плавания для ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.  Не раз удивлялся смекалки офицеров. Можно, так сказать, "романтики"!  Продумайте так, как будто наши атомоходы идут к Гибралтару, в Средиземное море, а не в Восточную Атлантику. А окажитесь  в Карибском море. Операцию назовем " Охота на лис". Выпускайте "свору". До вечера.
  Суворин посмотрел на Кронина, после того, как дверь закрылась и они остались вдвоем.
- Ну, что, начнем с лодок и экипажей. Кто пойдет? Время не ждет. В самый раз выйти "черным принцам" на "прогулку".
- Юрий Викторович, у меня тут мыслишка пришла: там, где противник думает, что нас контролирует, пусть не то, что думает, а пусть поохотится за нами начиная от рубежа мыса Нордкап - остров Медвежий, и заканчивая Фареро-Шетландским и Шетландско-Исландским рубежами.
- И?
- А потом лодки исчезнут.
- Все?
- Все! А, как по- другому это можно еще сделать? Как наши "пробивались" через сети в годы Великой Отечественной войны на Балтике? И здесь  немецкие подводники доставили много неприятностей Британии и США в ходе боевых действия на морских коммуникациях в Северной Атлантике. " Волчья стая" их так и работала: неожиданность, количество, уверенность, открытая наглость.  Противнику необходимо время, чтобы оценить ситуацию. Даже зверю, который заметил что-то неладное, необходимо некоторое время, чтобы отреагировать и принять контр меры.
- Николай Петрович, давай думать. Отвечать за все придется конкретно нам.

***
  Ситуация в стране была достаточно непростая. Председателем Президиума Верховного Совета  стал М. С. Горбачев, который объявил о начале развития нового витка государства под названием "перестройка", но что в чем она будет заключаться - никто себе и представить не мог.
Шла Афганская война от которой народ устал. Только недавно вся страна узнала о трагической гибели Мараварской роты в провинции Кунар. За один день в бою  героически погибли 29 воинов.
С начала года произошло пятнадцать авиакатастроф, которые уже не "намекали", а "кричали" о серьезных проблемах в авиапромышленности. На второй президентский  срок был избран Р. Рейген, при котором боевая мощь США становилась серьезной угрозой для СССР. Увеличение количества подводных лодок противника и  их охват патрулирования, был явно не по душе нашим подводникам. От нас требовался адекватный ответ. Но страна увязла в чужой войне и из-за нехватки финансирования, количество выпущенных лодок уступало качеству. На это противник и рассчитывал.
А тем временем во всю шла модернизация системы SOSUS. У американцев появился первый корабль системы SURTASS-USNS "Starwort", который реально представлял нам угрозу. Перехватчики-истребители F-14 " Tomcat" c ракетами " воздух-воздух" большой дальности и с весьма неплохой системой управления также не особо радовало. "AWG-9" могла обеспечить применение одновременно шести ракет по шести различным целям.
Все корабли противник обеспечивал серьезным конвоем. Но самое важное, что американский флот смещал "центр тяжести" в этой гонке вооружений на подводные силы НАТО.
С самого начала своего президентства, Рейген принял довольно жесткую позицию по отношению к СССР. Появилась нездоровая тенденция к провокациям различного рода словно безнаказанность и вседозволенность делала из сильнее и умнее.
  Противостояние вышло к  опасной черте.
***

Ровно в 18.00 встреча была продолжена.
  Первоначальный план, вернее концепцию операции,  доложил Суворин.
  Белянин внимательно слушал не перебивая.
-  Молодцы, что вспомнили опыт прошлой войны.  Как не крути, а проверено в реальных боевых условиях. Мы  должны использовать наши лодки так, чтобы противник не смог за короткий срок организовать эффективное противодействие.
Николай Петрович сосредоточил внимание на карту:
- Мы выходим группой. Следуем вроде, как в район Гибралтара. Одновременно из базы выходят пять лодок. И идут "волчьей стаей" совершенно открыто. Конечно, разведка НАТО начинает их "вести". У них один вопрос: куда и зачем  собрались половина соединения? Конечно они начнут предпринимать разные меры, тем самым "раскрывать" свои карты. А тем временем, целых пять  наших  лодок незамеченными проскользнут через все противолодочные рубежи, развернутые на пути в Атлантику, и выйдут на оперативный простор, получив свободу действий.
- Лихо закрутил! Идея понятна. Но нужна нормальная "версия". Над этим еще подумать надо. Кто пойдет?
- Пять кораблей проекта 671 РТМ: К-299, К-324, К-488, К-502 и К-147.
 Андрей Андреевич задумался.
- "Охота на лис"  "черных принцев"... Добро. Согласен. Начинайте детализацию и готовить экипажи. Только 147я выйдет отдельно. Пусть пойдет "по следу". Пора ей "размяться".  Главное в начале операции - заставить их поверить в нашу "версию" выхода. Пусть насторожатся, но не напугаются. А напугаем мы их, когда нам это понадобиться.

***
Ветров встал рано.
Сумерки полярной ночи еще не совсем пускали хозяйничать солнце за полярным кругом.
Сергей позвонил дежурной уточняя, как можно привести в порядок форму и как организовать завтрак.
- У нас внизу есть кафе. Комната, где есть гладильная доска, находится недалеко от лифта на вашем этаже.
Ветров всегда был аккуратен. К форме относился с большим уважением еще с курсантских времен. Он всегда с восхищением вспоминал, как безукоризненно выглядел начальник их курса Радушкевич Радий Борисович. Ветров старался на него практически во всем походить.
В гостинице завтрак был простой, как  обычно на базе: каша, вареное яйцо, хлеб,  сливочное масло, мед.
Взяв все необходимые документы, Сергей отправился в часть.
Пройдя необходимую процедуру проверки на КПП, оказавшись на территории базы, выяснилось, что командира на лодке нет.
Ветров пошел в сторону штаба.
По дороге от думал о личном. Еще не отпускало расставание с Ирой. Он особо уже и не ждал, что утром зазвонит телефон с вопросом, как он добрался и разместился.
У штаба Сергей закурил, осматриваясь вокруг.
Мимо проходили два капитана первого ранга.
Ветров отдал честь.
- Прибыл? - произнес один из них, в котором Сергей узнал своего попутчика в самолете.
- Прибыл, товарищ первого ранга.
- Вольно. Кстати, Владимир Владимирович, знакомься. Ветров Сергей Иванович. Прибыл в твое распоряжение. Смотрел его личное дело. Опыт неплохой есть. Участвовал в трансконтиентальном переходе. Будет у тебя военным консультантом. Пока-что. А там, посмотрим.
Владимир Владимирович внимательно  посмотрел на Ветрова.
- Харламов.
- Ветров.
Мужчины пожали руки.
- Ваш опыт, Сергей Иванович, нам, как раз очень понадобится.
Кронин улыбнулся:
- Придется Вам, Сергей Иванович, в гостинице забрать свои вещи и отбыть  сегодня в Гремиху. Лодка - красавица! Экипаж - артисты!- улыбаясь произнес Кронин.
- Николай Петрович...
- Не скромничай, - Перебил Харламова начальник штаба, - Все же знают на дивизии, что вы всем экипажем были задействованы в съемке фильма "Случай в квадрате 36-80". Янков они там изображали! Ладно,  время уже позднее, вам пора в дорогу, да и  мне пора.
Когда Ветров и Харламов остались одни, командир произнес:
- Ну, что в гостиницу за вещами и на базу. Торопиться надо. Машина ждет, а там нас "малая" авиация подкинет до Гремихи.
- Гремихи?
- Добро пожаловать в 3-ю дивизию, Сергей Иванович.
Услышанное Ветрова несколько удивило. Но, через некоторое время он улыбнулся, почувствовав  прилив той дозы адреналина, о котором знают подводники, когда ощущают каким-то потаенным своим "флибустьерским" чутьем приближение выхода в море.


Рецензии