Кто ищет тот и находит

Эмиль Зопфи
Искатель

Деньги лежали на дороге. Человеку оставалось их только поднять. Заметил он это уже давно, когда в трудные минуты жизни бродил по Цюрихбергу, склонив голову, глубоко погруженный в размышления. Внезапно он заметил, что на тропинке блеснула монета. Пятьдесят швейцарских сантимов, если быть точным. Не бог весть какие деньги, но все же лучше, чем ничего. Он наклонился и поднял их. Гораздо ценнее самой монеты был этот знак судьбы, поданный ему. Он последовал по дороге.
Он повернул назад в город и стал искать. Обычное дело, когда в подобных местах, где меняют деньги на товары, покупатель или продавец выронит из рук монету, а та покатится под ноги, да и затеряется, а кто-нибудь нагнется за этой двадцаткой или пятеркой. Время – деньги.
Он искал и нашел. Он нагнулся и поднял. Особого богатства это ему не принесло, но это был для него пример, и на это можно было как-то жить. На утро первым делом он прошел у монетного автомата возле трамвайной остановки. Столько монет, выроненных в спешке, скатились к водосточному желобу! Со временем он узнал, где их нужно собирать. Он осмотрел неровности почвы, откосы, имеющиеся трещинки и углубления. Особенно «прибыльными» оказались решетки над канализациями и водостоками. Он слегка приподнимал их и ловил монеты. Случалось, он находил и пятифранковые или чьи-нибудь ключи. Ключи он сдавал в бюро находок, как и все прочие дорогостоящие вещи: бумажники, украшения, банкноты, удостоверения. Поскольку он был порядочным и законопослушным человеком, то, найдя что-то, он честно удерживал десять франков от стоимости, поскольку вещи были найдены не на частной земле, а в местах общественного транспорта. Через три месяца он снова приходил забрать банкноты или вознаграждение за найденную связку ключей, ведь все-таки это был его дополнительный заработок. Основным его занятием был, как сейчас говорят, поиск денег.
«Ну, что-нибудь нашли?» - спрашивали его частенько, когда он шел по улице, неизменно внимательно глядя под ноги, где валялось все то, что роняли другие люди.
«Да, - отвечал он тогда, - я собираю деньги».
«Вы, должно быть, потеряли свой бумажник?» - «Нет. Искать деньги – моя работа».
Никто не мог понять этого. Деньги обычно зарабатывают. Деньги несут в банк и там хранят. Привыкнув воровать деньги, они ему просто сочувствовали. Многие из них могли похвастать даже тем, что похитили среди бела дня, прямо посреди Цюриха, пару миллионов у самих похитителей. На него же люди только качали головой. Чудак, думали люди, и шли дальше.
Ему же казалось, что занятие его отнюдь не было бессмысленным, ведь он пускал деньги в дальнейший оборот, без него они были бы обыкновенным мусором. «Деньги должны работать», - прочитал он вывеску на здании банка. Он даже вел книгу, подробно записывая в нее количество, место и время своих находок. Благодаря этой статистике, он мог определять, какие именно обстоятельства вынуждают людей небрежно обращаться с деньгами, и сообразно с этими выводами выбирать свой маршрут. (…)
Однажды, кинув в сосуд для сбора пожертвований Армии спасения, благотворительной религиозной организации, один франк и вняв недолгому пению, он услышал голос одной леди в форме: «Мне кажется, вы что-то ищите». Он ответил ей так же, как отвечал всем. «Разве вы ищите только это, и ничего другого? – Спросила она. – Может быть, вы ищите Господа нашего? «Ищите, и найдете», как говорится в Библии».
Он тоже когда-то долго размышлял об этом, бродя по этому самому городу. «Каждый из нас что-то ищет, - ответил он, - один удачу, другой истину, третий смысл чего-нибудь. Я же, например, просто ищу деньги».
Он пошел дальше и нашел по дороге домой еще один блестящий золотой - пять сантимов.
© Copyright: Иванова Алла Игоревна, 2010
Свидетельство о публикации №21007280016


Рецензии