Проходные дворы Петербурга

   
          Проходные дворы Петербурга были созданы для того, чтобы почетные люди города (промышленники, аристократы, адвокаты, профессора) не пересекались со своей челядью, проживавшей в том же доме, а также с простолюдинами, жившими в дешевых квартирах того же дома с окнами на второй, третий или четвертый двор. То есть не пересекались вообще! Никогда и нигде – кроме тех промежутков времени, когда кучера, официанты, кухарки и дворники прислуживали Господам по служебной обязанности.
Главная функция проходных дворов: отделять граждан благородных сословий от простолюдинов и хамов, была сразу же ликвидирована после Великого Октября. В результате которого во дворцах и доходных домах во множестве поселилось простонародье, которое спало вповалку.  Личного пространства при этом у членов народной массы не было никакого! А после создания коридорной системы (при которой каждой советской семье полагалась комната с окном, выходящим на улицу или в какой-нибудь двор, и даже в проем между стенами, двор-колодец!) даруемое государством жилье определялось не видом из окон, а квадратными метрами помещения. В результате как одно из последствий победы Большевиков проходные дворы потеряли свою функцию отделять благородных от простого народа. О том, чтобы использовать проходной двор в доме, который выходил, например, на Английскую Набережную или на Невский Проспект, чтобы не идти в обход квартала, простонародье при царях-батюшках и мечтать не могло! Некоторое время дворниками начавшими работать в доме до революции, ворота во двор закрывались на ночь, но после кончины Сталина постепенно исчезло и это. Ценность Ленинградской квартиры стала определяться площадью и районом. Квартира в третьем или четвертом дворе ценилась так же, как с окнами на главную улицу, к которой примыкал дом. Комната в коммуналке на втором или пятом этаже, равно как и в цоколе, оплачивалась только в зависимости от ее метража. Проходной двор начал давать жильцам и остальным горожанам выбор выйти на ту или иную улицу. О том, чтобы лакей или кучер вышел из двора через главные ворота, охранявшиеся дворником, до Революции простонародье не могло даже мечтать. И вдруг получило такую возможность!Рабы -не мы, мы -не рабы!
Большевистская революция уравняла для всех жильцов дома в праве использовать любые ворота. Проходные дворы потеряли свою разделительную функцию до такой степени, что даже после возвращения Петербургу его изначального имени, жителям трудно себе представить, что она когда-то была: Разделение на знать и на простолюдин!   Так появились коммунальные квартиры для рабоче-крестьянского класса.
Сейчас в этих квартирах уже не осталось  коренных ленинградцев - умерли. Владеют ими, кто скупил эти квартиры, всякие предприниматели,  они не заинтересованы их ремонтировать, и  сдают приезжим и часто нелегалам. Это квартиры без удобств. Люди ходят в баню. А государство к ним никого не имет дело. Капитализм. Как и в Америке. Мы с мужем имели такой старый с жильцами дом (1909 года) и возможность его ремонтировать,очень дорого.Легче было сломать,чем ремонтировать. Купили-продали. Так и поступают,все кто занимается "real estate".
               
         Прочитайте мой рассказ : "Они домовладельцы". 
               
    P.S.
Фёдор Достоевский очень хорошо в своих рассказах, романах описал Петербург - сырой, холодный, чахоточный, с несчастными, страдающими героями от тяжелой неустроенной жизни. Это все от климата. Петр 1 построил город на болотах. Очень влияет на психику человека.

 Медный всадник
   А.С. Пушкин
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

 Но прекрасен город Петербург.Я очень его люблю.


Рецензии
Добрый день, Алевтина Иосифовна! Ваши утверждения в этом тексте весьма приблизительны, а иногда и неверны.
Дворы в старых кварталах Петербурга имели прежде всего простое хозяйственное назначение: во дворах располагались многочисленные дровяные сараи (печное же отопление), конюшни, гаражи, ледники, отхожие места с выгребными и помойными ямами, в подвалах располагали прачечные, на чердаках сушили бельё и пр.
То, что Вы называете «коридорной системой», отнюдь не было «изобретением» советской власти, а типичной планировкой «доходных домов» (т.е.жилья для аренды), распространившихся во второй половине 19 века. «Меблированные комнаты» в русской классической литературе по сути и есть те же «коммуналки».
Крупные квартиры в 6-10 и более комнат составляли, кажется, не более 10% жилого фонда Петербурга, а большая часть жителей дореволюционного Петербурга существовала в стеснённых условиях — комнаты, углы, койки и даже «части коек» (т.е.на них спали по очереди). Часто ремесленники вообще ночевали на рабочем месте. Где-нибудь под верстаками..
Могу посоветовать Вам отличную серьёзную монографию исследовательницы петербургского быта Екатерины Юхнёвой «Петербургские доходные дома» (2007г.) Эта тема обширная и многогранная, на ней диссертации защищают.
И напрасно Вы полагаете, будто «коренные ленинградцы уже умерли», и кто-то в Петербурге ныне «живёт без удобств» и «ходит в баню». Бани все давно позакрывали, а в квартирах старых районов стоят водонагреватели.
За информацию отвечаю: мы живём на Петроградской (раньше Петербургской) стороне СПб со времени вступления на престол последнего императора, и в три революции, и в гражданскую, и всю блокаду, и в перестройку…
Привет Вам из родного города!

Анна Лист   26.08.2025 05:49     Заявить о нарушении
Привет Анна. Спасибо за добавление к моей заметке. Конечно я могла бы тоже еще сделать добавления. Мой адрес г.Ленинград,Московский пр.дом 133,кв.24,дом стоит между Ж.Д.мостом и Московским Райсоветом.Здесь родилась моя мама и я, где мы пережили  блокаду, где я вышла замуж.Сын родился уже в кооп.кв. в Купчино.В нашем доме не было ни ванной, ни горячей воды, ни газа.Мы ходили в баню каждую субботу.Топили дровами,сарай для дров во дворе,готовили на керосинке или на примусе.Были керосиновые лавки.Я знаю, так было почти по всему городу- очень долго. Мне пришлось жить в трех разных коммунальных квартирах. Где не было ванны,горячей воды, колонки,позднее провели газ, и тоже ходили в баню, или мылись под краном, или в комнате с тазиком.При мне говорили:"Хочешь посмотреть на коренных ленинградцев-сходи в баню".То-есть,приезжие, лимитчики жили в новых домах. Я очень много бывала в коммунальных квартирах,в бараках,в разных районах и в том числе на Петроградской стороне.Сейчас пришло уже другое поколение и много "понаехало". А я имею ввиду коренных ленинградцев моего возраста(89),которым пришлось жить в пролетарских условиях. Кстати, в Петербурге есть экскурсии по коммунальным кв.и по проходным дворам, можно и на интернете об этом посмотреть. Будет желание, почитайте некоторые мои главы о Ленинграде, о блокаде.
О банях!Очень хорошая была баня,с  настоящей русской парилкой,с берёзовым веником, продавала тут же у кассы. Но, говорят, где-то в Питере еще существует баня. Узнайте, пожалуйста. Всего доброго. Удачи. 

Алевтина Игнатьева   27.08.2025 01:25   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Алевтина Иосифовна! Посмотрела — Ваш дом на Московском, 133 (доходный дом экипажного мастера Степана Еремеева) был построен в 1914 году — это была окраина и «удобств» там, конечно, тогда не было. Вот тут о нём: http://www.citywalls.ru/house5203.html
Тот быт, о котором Вы пишете (без газа, горячей воды, ванны, а до 1960-х и с печным отоплением), мне хорошо знаком по истории моей семьи, но я сама росла уже в брежневские годы, ни разу жизни не мылась в бане. И хотя какие-то сауны и спа-комплексы сейчас действуют, но потребности такой у меня не образовалось.:))
Быт коммунальных квартир мне тоже знаком, в десятых годах приходилось некоторое время снимать, но я живу в доме, куда молодожёнами въехали мои прабабушка с прадедом и моей пра-пра-бабушкой, где родилась моя бабушка, и потому очень люблю и ценю этот не всегда удобный «старый фонд». У меня моему любимому паркету и окнам 120 лет.:)) Лет пять назад все окна на лестнице в доме, на всех пяти этажах поменяли на стеклопакеты — я сильно расстроилась и горевала.:))
Ваши записи о блокадных годах я смотрела, спасибо! Очень ценно, что Вы написали об этом. Очень перекликается с историей моей семьи. В прошлом году у меня был издан роман «Кольцо», где шесть глав посвящены блокаде, по рассказам моих близких.
Доброго Вам здоровья и творческих свершений!

Анна Лист   27.08.2025 04:16   Заявить о нарушении
Дорогие Алевтина и Анна! С удовольсьтвием для себя включаюсь в Вашу беседу. Я родился в Москве сразу по выезду моих родителей из Ленингада в 1930 году. Но в 1937 мои родители были репрессированы, я попал в д\д и затем моими родственниками взят в Ленинград на Невский 65 в 1939, затем на Жуковского. Здесь встретил войну. В феврале 1942 попал в детский дом -эвакуация и вербовка в ленинградское ремесленное училище -август 1944 на завод ГОМЗ и с тех пор в Ленинграде. Это я привел для обоснования своего права включаться в ваше обсуждение. Жил в коммуналках на 2, 3, и 7 семей. В 50 - 70 работал в Ленэнеого и как все работники того времени добровольно-принудительно привлекался к избирателным компаниям = бегал по квартирам уточнял списки и подгонял избирателей в районе улицы Маяковского (Надеждинской) Ни одной отдельной квартиры! Тем не менее с удовольствием прочел и воспринял вашу информацию.

Артем Кресин   27.08.2025 14:50   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Артём, приятно услышать про ГОМЗ — у нас члены семьи там учились в ПТУ и потом работали, уже в пору, когда он стал называться ЛОМО.
Дом на Невском, 65 (дом Рюль, 1904г.) очень красивый! На краеведческом сайте citywalls.ru по этому дому упоминается ваша семья. Константин Леонтьевич Кресин 1902-1937 — это Ваш отец?
Очень любопытно, что в районе улицы Маяковского в годы, о которых Вы говорите, не было совсем отдельных квартир. Возможно, позже, после советских капитальных ремонтов, появились? — сейчас-то есть, и именно в старом фонде, коллеги там живут в отдельных квартирах с давних времён.
Сам феномен питерских т.н. «коммуналок» можно оценивать разно в разные времена. И до войны, и после проживание в коммуналке не воспринималось как нечто из ряда вон выходящее: было счастьем оказаться в своей комнате после общежития или барака или послевоенной землянки. Но после появления хрущёвок, а тем более позже они уже стали восприниматься как жильё дефектное. Я правильно понимаю? Спрашиваю, потому что Вы-то видели всё сами, а я всё-таки опосредованно, через семью.
Думаю, немалую роль тут сыграло развитие бытовой техники. До революции большая часть хозяйственной жизни жильцов шла ВНЕ квартиры. Это сейчас городская квартира (с центральным отоплением, плитой, санузлом, стиральной машиной и прочими благами — хоть бы и совсем из квартиры не выходить) может быть вполне автономной и потому стала объектом приватизации (до революции собственностью были дома, не квартиры), а необходимость делить кухонное и гигиеническое пространство с соседями воспринимается как унизительный нонсенс.
Психологически же коммунальное существование тоже воспринимает кто как, разно. У нас соседи по коммуналке в блокаду на Б.Пушкарской стали, уже разъехавшись по отдельным квартирам, на всю оставшуюся жизнь практически родственниками.
С уважением, Анна

Анна Лист   28.08.2025 04:22   Заявить о нарушении