Глава 5. Предсказание

Фуфота задумался, пожужжал, и заговорил несвоим голосом.

- "Мальчик Тотошка сможет вернуться домой, если отправится к Порталу на Оборот, и там же может сменить имя. По дороге он должен помочь трём существам в исполнении их самых заветных желаний."

- А где находится этот Портал наоборот? Далеко? Как он может помочь мне вернуться домой?

- "Портал находится на Обороте. Расстояние от этого места до него на данный момент составляет четыре тысячи пятьстот семьдесят два километра девяносто пять метров. Но это не точно. Работа Портала основана на секретных принципах, которых вам знать не нужно. Просто зайдёте внутрь и представите место, где хотите оказаться. И нажмёте красную кнопку."

- А как выглядит этот Портал? На нём, что, вывеска с названием? Как нам определить, что пришли?

- "Золотокомпас вам на него укажет. Сейчас он находится вон в той куче мусора. Найдите и активируйте его."

- А если он сломается? Или мы его потеряем? Дорога-то неблизкая, всё может случится.

- "Он никогда не ломается. Только если его сильно ударить или опустить в воду. Если же вы его потеряете, он сам вернётся к вам."

Чернобур и Тотошка принялись копаться в куче обломков. Чего там только не было! Руки и ноги, больше похожие на конечности роботов, чем на человеческие. Головы и туловища, похожие на обрубки бревен и сантехнические изделия. Какие-то шестеренки, поршни и рычаги, похожие на автокомплектующие. Им пришлось раскидать всю эту кучу, пока, наконец, в самом низу, не обнаружился маленький чемоданчик ярко-жёлтого цвета. Они сразу догадались, что это и есть Золотой компас. Но перспектива таскать с собой этот чемодан Тотошку не обрадовала. К счастью, когда они его открыли, внутри обнаружилось ещё несколько коробок поменьше, вложенных одна в другую. В последней, самой маленькой, с надписью "Ролекс", лежали швейцарские золотые часы.

Харитон сначала обрадовался, но потом немного разочаровался. Когда он вытащил часы из коробки, оказалось, что на циферблате написано "Компас", а стрелки вообще отсутствуют. Значит, всё-таки, это не ролекс. Сбоку имелись три кнопки, но ни нажатия, ни вращение на них никак не отразились. Чернобур тоже попытался что-нибудь сделать своими квадратными неуклюжими пальцами, но из этого, естественно, ничего не вышло. Неудачливые археологи пригорюнились. Немного порылись в чемодане, но никаких инструкций не было.

- Надо их, всё-таки, активировать! - напомнил Харитоша. - Но как? Не могу придумать ничего другого, кроме как сказать крекс, пекс, фекс!

Неожиданно над часами-компасом, с мелодичным звоном, возникла светящаяся золотистая голограмма - сфера с вращающейся внутри стрелкой. Она исходила из центра и вычерчивала беспорядочные зигзаги на внутренней поверхности сферы. Вокруг неё возникали и пропадали какие-то надписи.

Чернобур сказал:

- Портал на Обороте! - и стрелка остановилась. Она указывала куда-то вниз. Фуфота взял компас и стал его наклонять в разные стороны. Изображаение сферы не менялось, а стрелка всё время показывала одно и то же направление. - Ну вот, мы его активировали! Надо идти туда, куда показывает стрелка!

- Ага, копать подземный ход, что ли? - ответил Тотошка.

- Не, сейчас по другому попробуем. "Дорога к Порталу на Обороте".

Стрелка поднялась и замерла горизонтально. Она указывала в дальний конец кукурузного поля, как ни крутили компас.

- Ну вот, нам туда! - сказал чернобур и новая ячейка общества - господин и его раб (ну или, всё-таки, слуга), двинулась в путь.

•••

На первом же привале Харитоша опять пристал к Фуфоте с распросами.

- Включи Бандан, мне срочно нужно кое-что узнать о вашем мире. Иначе не засну!

Чернобур закрыл глаза, пожужжал, и сказал скрипучим карлсонским голосом:

- "Спрашивай, чужеземец!"

- А как вы тут определяете время, в царстве вечной тьмы? У нас-то проще - там солнце есть, оно очень чотко движется по небосводу, с точностью до секунды, кажется. И никогда не выбивается из графика. Можно даже часы сверять. Это такой приборчик, вроде компаса. А раньше, я читал, были даже солнечные часы. Их подключали прямо к солнцу, они от него питались и показывали его положение на небе. Тоже суперточно. А здесь, в Среднем Мире, вместо солнца пугливое небо - как по нему можно что-нибудь определить?

- "По нему можно определить засаду впереди - если оно светится, значит там кто-то есть. Это очень полезно в путешествии!"

- Ну а время? Чем вы тут для этого пользуетесь?

- "Для этого у нас есть клипсидры. Это такие улитки. Они есть в каждом доме. Их держат в сосуде с водой. Утром они начинают вылезать из воды, а на ночь спускаются обратно".

- О, у вас даже утро и ночь существуют! А час или минута есть?

- "Часа нет, вместо него - клипс. Полный набор клипсов - это клип, соответствует вашим суткам. В клипе двадцать четыре клипса. Двенадцать дневных и двенадцать ночных. Четыре первых клипса - это утро. Потом четыре - день. Ещё четыре - вечер. Потом начинается ночь. Первые ночные клипсы так и называются - ночные. Потом - полночные клипсы. И последние - тёмные клипсы, в них лучше всего спится. Организм к этому времени полностью успокаивается."

- А как вы всё-таки время определяете? Есть прибор какой-нибудь?

- "Прибор называется клипсидра. Это такой стеклянный ящик с водой. Чем больше, тем лучше. В нём сидят улитки - это такие твёрдые зверьки с мягким телом. Они живые, поэтому чувствуют время".

- И что, вы их спрашиваете "сколько время", а они в ответ кукуют?

- "Нет, они не умеют куковать. Они вылезают из воды. Утром начинают. Если в клипсидру посадить двадцать четыре улитки, можно очень точно определить, сколько времени. Если вылезла одна улитка, значит - один утренний клипс. Если две - два клипса. Если пять - значит один дневной клипс. Если девять - один вечерний. И так далее. Всё очень просто."

- А если тринадцать, значит началась ночь? - с сомнением спросил Тотошка.

- "Нет, это значит - клипсидра сломалась. На ночь они возвращаются в воду, на дно. Надо считать улиток на дне. Но это редко кто делает, ночью спать надо."

- Блин, как всё сложно-то... А если нету двадцати четырёх улиток?

- "Тогда можно определять время примерно. Даже одной достаточно. Если вылезла из воды, значит день. Если сидит на дне - значит ночь. Только это особо никому не нужно. Каждый сам может определять время, по внутренней клипсидре."

- Понятно... А как дни считаете, есть какой-нибудь календарь, или какой-то аналог?

- Дни объединяются в декады - по десять дней. Три декады - это тридесяц, или просто десяц. Двенадцать десяцев - это оборот. Только не тот, куда вы идёте, а... аналог вашего года, в Верхнем мире. Мы же на одной планете живём, всё должно быть взаимосвязано.


Рецензии