Невероятная Высота Виталия Бабича

Невероятная Высота Виталия Бабича

Весной этого года я проанализировала книгу «Новизна» – первый сборник стихотворений поэта и писателя из Белоруссии (г. Минск) Виталия Бабича.
Уже в то время был почти готов и второй сборник его стихотворений, получивший название «Высота».
https://ridero.ru/books/vysota_1/

 И теперь очень любопытно сравнить первую и вторую книгу.
Я говорила о том, что в «Новизне» не было проходных стихотворений, хотя мы все этим грешим, какие-то тексты переоцениваем, с какими-то просто не хочется расставаться, а то, что не нравится сегодня, завтра может показаться прекрасным – такое бывает. Но Виталий так тщательно работает над своими творениями, он всё-таки редактор с многолетним стажем, поэтому с ним подобного не случилось в прошлый раз, первый блин, к нашей радости, не оказался комом.
Мне очень хотелось, чтобы в моём восприятии две книги не смешались, чтобы прошло какое-то время между знакомством с первым и вторым сборником. И как поэт любит подчёркивать время года, когда творятся стихи, так и для меня это оказалось в разные временные промежутки. Бал март – весна, теперь август – почти осень, и я снова углубилась в его поэтический мир. И признаюсь честно, немного в нём утонула. Реальность написанного превзошла ожидания…
Но прежде всего надо дать слово самому автору, уж ему ли не знать, как и что изменилось, ведь всё равно лучше автора никто не знает и не оценит свои произведения, а мы только можем согласиться или высказать собственное суждение по поводу. Слово автору

В этот второй сборник я включил стихотворения, сотворённые мной в 2015-2019 годах. Теперь «Высота» стала логическим и лирическим продолжением «Новизны», причём за эти 5 лет было написано больше, чем за предыдущие 10. Почему?.. Просто всегда желанная мною, порой непредсказуемая, но бесконечно очаровательная и слегка капризная Поэзия чаще и дольше сопровождала меня на перекрёстках и перевалах жизни:

Набирая Высоту,
В неизведанные Выси
Мы отправили Мечту,
Сами в суете зависли…

А когда мечту встречать
Через месяц мы решили,
Не смогли её узнать –
Лишь одни Надежды были…

Значит, новую Мечту
Мы отправим в Счастья Космос,
Только держим Высоту
Неизменно: до и после!..

12 апреля 2025
(совпало с Днём космонавтики:)

Такая вот получилась история. То, что тексты расставлены по датам их написания, – очень любопытная тенденция, и мы можем понять, что и как изменялось в мировоззрении автора. А изменилось очень и очень многое.
Я сразу же выделила несколько тем, которых не касалась в прошлый раз, и в первую очередь это тема времён года, ведь к ним автор так трепетно относится. И постепенно я поняла, что это не просто время жизни, это отношение наших древних волхвов и славян к каждому из времён года, к его тонким особенностям, понимание цикла как периода жизни с его особенностями и со своей прелестью.
В отдельной статье я попытаюсь показать подобное отношение поэта 21 века к древнему ощущению мира. Здесь больше каких-то личных текстов, позволяющих говорить о переменах во взглядах лирического героя, здесь проступает его величество Минск, любимый и родной город нашего поэта. Минск играл важную роль в романе «Шахматный дуэт», и мы успели познакомиться с его сакральными местами, улицами, площадями и даже метро, – город там один из героев повествования и очень важный герой, а вот в лирике Виталия его почти и не было.
Здесь есть любимый образ пространства, в котором существует герой, и это бесконечность между небом и морем, недаром сборник называется «Высота», и будет ещё немало открытий чудных, которыми так щедро делится с миром наш автор.
Ещё одно явление стоит отметить. Я писала накануне пьесу и статьи о творчестве Ф.М. Тютчева с его невероятно глубокими философскими мотивами, и дивилась тому, насколько много всего этого невероятного мироощущения и у В. Бабича. Хотя могу предположить, что не настолько глубоко Виталий знаком с лирикой нашего гения, просто это живёт и дышит в нём, совпадает, витает в воздухе среди его образов, тем, мотивов. Могу утверждать всё это потому, что мы много общались именно в контексте его творчества, и это не мои догадки, это его стиль и образ мыслей. Он так чувствует, он так пишет, но тяготение к золотому веку, от которого мы все сегодня так далеки, в нём всё время прослеживается.
Второй сборник тоже живёт и дышит новизной, но на высоте он оказался невероятной. И когда его просто читаешь, это не так заметно, а вот когда начинаешь вчитываться, то захватывает дыхание от того уровня, который нам задаёт поэт.

* * *
Мгновенья радости и Вечность неделимы,
Их связь хрупка, тонка – едва ли уловима…

Мы снова эти нити разрываем,
Бежим за жизнью. Но от Жизни убегаем…

В мгновеньях счастья Вечность блеск свой отражает,
И в зеркалах таких все беды меркнут, тают...

След истины. Дорога. Бесконечность.
Свет в вышине, а с ним – Мгновенновечность…

Ноябрь 2015

То, что как журналист и словесник Виталий не только чувствует прекрасно, но и дарит нам новые слова и смыслы, в этом ничего удивительного нет, а вот когда эти смыслы наполняются философским звучанием, да ещё с мифическим контекстом, и не только контекстом, но и мировосприятием, это уже совсем другое дело.
Соотношение мгновения и вечности, отражающиеся в зеркалах и обычных, а прежде всего в зеркалах вод, – это привычное состояние поэта. Он выбирается на природу, много времени в минуты отдыха там проводит, размышляет, философствует, сочиняет не только стихи, но и музыку, и это идёт оттуда, с высоты, на которую поднимается его душа, а ещё из прошлого, далёкого прошлого – связь с ним просматривается всё яснее…
К сожалению, чаще всего, мы всё это утрачиваем, вписываясь в среду и суматоху большого города, принимая его ритм. С Виталием этого не происходит. Это его нормальное состояние жизни, оно и отражается в стихах. Он из тех, кто живёт, как дышит, и пишет так, как видит и чувствует.

В мгновеньях счастья Вечность блеск свой отражает,
И в зеркалах таких все беды меркнут, тают...

В новом сборнике он способен отделять сиюминутные огорчения, печали от радости бытия. Только потому для него открывается большее:

Свет в вышине, а с ним – Мгновенновечность…

Вечность в течении времени, возможность отстраниться от минут и часов и оказаться в ином пространстве…
Помнится, когда-то в детстве мне это удавалось, а потом как-то всё изменилось и растворилось, и пропало. А он смог сохранить в себе эти ощущения, и они прекрасно отражены в его поэтике. В том же «Августовском цикле» такого уже далёкого от нас 2016 года:

* * *
Река. Теченье. Скорость. Время.
Стремимся. Бегаем. Бежим...
Душа – делитель и дилемма.
Мы к ней и от неё спешим.

Теплее! Ближе! Интересней!..
Я для тебя. Ты для меня.
Наполнишь сердце новой песней
И прозвучишь в мотивах дня...

Ночь. Утро. День. И... бесконечность
Мерцает. Светится! Горит...
Ты слышишь, как смеётся Вечность
Или о чём-то говорит?!

Я слышу только, как застыли
Мгновенье, Время, Тишина...
И, кажется, что мы не жили
Ещё всецело и сполна.

Это тоже о способности управлять временем, не слышать и не чувствовать его ход, а потому обманывать его течение. Но если есть такие ощущения, то мы можем почувствовать не только миг, но и Вечность.

Я слышу только, как застыли
Мгновенье, Время, Тишина...

А не этого ли добивался Мефистофель от своего спутника, к нему приставленного доктора Фауста? Помните, какая там коронная фраза?
Хождения по мукам героя закончатся, если он воскликнет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!». И что только Мефистофель не творит, какие испытания не посылает, но… профессор, постигший все науки, никак не может понять красоту и восторг жизни, и тем самым остановить время, чтобы шагнуть в вечность.
У Виталия Бабича это получается где-то в середине пути, а может быть ещё раньше, если верить хронологии творений. Через несколько дней у него будет юбилей, но если верить датам написания стихотворений, то и 10 лет назад он прекрасно умел это делать.
Боюсь даже представить, что есть в стихотворениях после 2019 года, которые ещё не оформлены в поэтические сборники, вероятно, дух захватывает.
Он и сам и в этом, и в следующем стихотворении отмечает, обращаясь к читателю, своему собеседнику, что мы с тобой ещё не жили, что всё впереди, всё только начинается.

***
А мы с тобой ещё не жили
На чистой, радужной планете...
Или об этом позабыли
В бурлящей, ветреной су;те?

Мы не изведали улыбок,
Что сотни судеб согревают,
И наш с тобой мешок ошибок
Нередко путь отягощает.

Мы выше неба не взлетали
И звёзд друг другу не дарили.
Не оттого ли мы теряли
Так часто то, что находили?

Но, к счастью, крылья не сложили.
И с пряником не съели кнут.
Мы на процентов тридцать жили,
А семьдесят?.. Ещё нас ждут!

Август 2016

О том, что наш автор оптимист в любой самой сложной ситуации, мы знали и раньше, но перечитайте эти лёгкие и великолепные строки, они заряжают невероятной энергией.
Оказывается, взлететь можно и выше неба, и подарить друг другу звёзды, да мало ли что ещё можно сделать в нашей невероятной жизни, если душа крылата и наполнена оптимизмом.

Времена суровы, и как говорил наш классик, их не выбирают, но поэт должен стремиться к гармонии и нам дарить именно гармонию, чтобы потом и он, и мы могли воскликнуть «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!», и не мучить своим брюзжанием ни себя, ни тех, кто рядом.
А беда наша и состоит в том, что не пошли мы по Пушкинскому пути гармонии, нам Лермонтов с его Демоном-разрушителем оказался дороже. И путь разрушения и вечной грусти завёл нашу прекрасную литературу в тупик. Как говорил кто-то из критиков о ней, родимой, наше будущее литературы – это прошлое. И так хочется, чтобы кто-то опроверг это утверждение.
И мы всё ещё на этом пути остаёмся, уверенные: то, что у Пушкина не получилось, а у нас-то точно получится. И только немногие смельчаки решаются повернуться к Пушкину лицом и идти по его светлому пути, и даже уходящей, но  любимой женщине написать:
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это как раз про Виталия Бабича, и подобные по сути строки есть уже в его «Новизне», а в «Высоте» они царят и оставляют надежду. Но одно из самых сильных стихотворений этого периода, на мой взгляд, звучит так:

* * *
Мы её давно назвали Смертью,
А она напарник верный Жизни.
Вы ей чаще, как пророку, верьте –
И спокойно-чинной, и капризной.

Мы её боимся, дразним, гоним.
И стакан воды ей не подали б.
А она, как старый добрый клоун,
Безобидно жмёт судьбы педали.

Снова Жизни «прожитой» сплетенье
Ловко презентует Смерть для Судей…
Не сбежать. Не спрятать ни мгновенье.
Лишь узнать: какой Жизнь дальше будет…

27 февраля 2018

Если бы я жила в контексте православия, то, наверное, восприняла бы эти строки по-другому. Но именно сегодня я пишу книгу о рождении славянских богов, о том, как и чем они отличаются от тех же греческих, и потому прекрасно, лучше многих понимаю, что до нас хочет донести поэт.
Морена и Жива – две совершенно равных богини, они живут в гармонии и одна без другой не может существовать. Уберите Морену, как Сизиф убрал Танатоса, и… на земле наступил хаос, люди перестали умирать, и весь античный мир готов был рухнуть. Это Зевс приказал срочно найти и вернуть на землю бога смерти, чтобы спасти свой мир.
Но наша богиня мудра и прекрасна, она приходила к человеку, который должен был покинуть этот мир, чтобы он успел что-то исправить, чтобы попросить прощения у близких, и спокойно шагнуть за черту мира. И рядом с ней уходить было бесспорно легче, чем в страхе, одиночестве, пустоте. Потому наши далёкие предки не боялись смерти, они воспринимали её спокойно, без истерики и паники.
А человек, стремящийся к гармонии, только так и может думать и воспринимать мир.
Вообще, от стихотворения к стихотворению в этом сборнике для меня всё чётче прорисовывается образ древнего нашего мудрого волхва, постигшего тайны вечные и обречённого возвращаться в мир, чтобы поведать нам о главном.
О том, что Виталий Бабич – именно такой тип поэта-чародея, будет видно дальше, как только мы обратимся к стихотворениям о временах года, о природе, которая для него, как известно, храм. И храм в самом лучшем понимании этого слова.
Кстати, капища древних богов всегда были в заповедных лесах, а вовсе не шумных городах. И люди туда приходили именно затем, чтобы отрешиться от мира, побыть наедине с собой, и подумать о Вечном. Именно это Виталий всё время и делает. Древняя память живёт в его светлой душе.
Оттуда он и приносит в наш мир свои невероятные по сути стихотворения. Свобода – главное состояние души и для человека вообще, и для творца в особенности. Никакие оковы, никакие кандалы не могут лишить его свободы прежде всего внутренней, свободного полёта души на той самой невероятной высоте.

* * *
Дышу тобой, с тобой, моя Свобода!
Пытаюсь глубже разглядеть себя
Под ярким освещеньем небосвода,
Под тенью убегающего дня.

А если впрыгну в сеть самообмана,
Придёт на помощь удалой дуэт –
Лихая Правда, что груба и пьяна,
Да Истина – её трезвее нет.

И буду дальше жизнь пускать по кругу:
По циферблатам дня, недели, года...
И больше доверять тебе, как другу,
Дыша тобой – собой, моя Свобода…

31 июля 2018

А в современные измерения времени и пространства такой поэт не вписывается и вписываться не собирается, и это замечательно; было бы печально, если бы он стал одним из нас. Хороших поэтов немало и в наше время, но есть уникальные, неповторимые – те, рядом с которыми дух захватывает

* * *
Текут и жизнь, и время, и судьба,
Объединяясь в быстрые потоки.
Вчерашних мыслей тёплая вода
Уже несёт прохладные истоки.
Сказалось ли влиянье октября
(вчера в домах включили отопленье!),
Иль ты, себя немножко не любя,
Не в каждом новом дне ждёшь День рожденья?

А в это время осень-водопад
Уносит листья тихою рекою…
Кто каждому этапу жизни рад,
Не упускает что-то дорогое…

5 октября 2018

Продолжение следует…


Рецензии
Доброго дня, Любовь!
Вы очень последовательны. Я помню восторженный обзор предыдущего сборника Виталия Бабича. Тогда для меня это было новое имя. А сегодня я даже по заголовку понял, что Бабич издал очередной сборник, и Вы полностью в нём, в его образах и идеях. Блажен, кто верует, а те, кто погружен в поэзию - дважды блаженны. Не каждому дано проследовать за мыслью поэта и увидеть его глазами нашу жизнь, её суть и смысл. Природа за окном, благодать в душе, умение понять течение времени и изменение нас в нём. Поэт весь там, в осмыслении бытия, в осознании величия мироздания и снова нас в нём. Виталий Бабич написал об этом стихи, а Вы, как верный камертон, проверяете их, пропуская через свою душу. Мне всё это приятно видеть и понимать, хотя сам зарёкся писать стихи. Это тоже моё достижение, так как поэтический мир от этого не пострадал.
Читать было интересно!
Всего Вам доброго! Василий.
Пошел смотреть портрет.

Василий Храмцов   19.08.2025 11:01     Заявить о нарушении
Добрый день, Васлий!!!
Поэтов много, и даже хороших не мало, но те, у кого есть своя концепция мира, те, кто двигает не только поэзию, но и наши души наполняет светом и теплом, а не негативом, таких единицы, они как изобретатели в технических науках.
Могу привести простой пример, Пушкин мог поднять нас до небес в свое время, если бы не появился Лермонтов с его разрушительным направлением, оно оказалось ближе, мы пошли за ним. Куда пришли , вы прекрасно знаете, сейчас еще труднее получается изменить направление пути. Но у нас нет выбора, то мы уже прошли и надо все менять в душах людей.
Вот таким поэтам ьоуднее, чем всем остальным, новое, гармоничное воспринимается нашим людом труднее. Тм главное идти , не сворачивать с пути...
Рада Вас слышать
Любовь

Любовь Сушко   19.08.2025 12:30   Заявить о нарушении