Остров Пасхи. 30. Сказка ложь, да в ней намек

            Отрывок из книги автора «Остров Пасхи. Миражи в тумане Тайны» – СПб: «Петербург – ХХI век»*

   Очередной день на острове подходил к концу. Солнце катилось за противоположный край земли, длинные тени идолов вытягивались в сторону его утреннего восхода, окрестности окутывала вечерняя тишина, в которой лучше стали различаться отдельные слова и звуки. Уставший люд расходился по жилищам, обмениваясь на ходу дневными впечатлениями. Кто-то рассказывал про странного приблудного старика, который выпрашивал угощение, второй в тему вспомнил про давешнюю старуху, выклянчивавшую у них аппетитного омара, а у них же здесь не богадельня, да и вообще, у каменоломен стало появляться много посторонних зевак. Но чаще слышались отрывки разговоров и восторженные возгласы о Рараку-Макемаке-Ророа, о том, что он уже хорошо различим даже с берега и скоро предстанет во всей своей могучей красе, да и невиданное доселе аху будет готово к солнцестоянию. Устоявшаяся жизнь размеренно шла своим чередом.
   А завтра с самого раннего утра они продолжат вдохновенно воплощать в камне свои величайшие замыслы, дабы олицетворить свою мощь и оставить о себе нестираемый след в вечности…

   Для полноты картины, к ранее упомянутым легендам следует добавить еще две. В одной из них говорится о старухе, или колдунье, жившей около Рано-Рараку и оживлявшей моаи, с которой ваятели однажды не поделились большим омаром. Старуха так рассердилась, что заставила все статуи упасть ничком на землю. В другой, подробно изложенной Туром Хейердалом в книге «Аку-Аку», излагается история о том, как ханау момоко истребили ханау ээпе. Из нее мы узнаем, что рослые вздумали очистить остров от камней, чтобы можно было возделывать землю. Но, в конце концов, мелким таскать камни надоело, они взбунтовались и загнали всех ээпе на полуостров Поике. Там изгнанники за одну ночь вырыли двухкилометровый ров по перешейку и заполнили его бревнами и сучьями. А затем, в результате предательства, хитрости и штурма, худосочные сбросили их в пылающий во рву костер, который был разожжен беглецами для защиты от нападавших. На острове установилось моноплеменное, застойное бытие. Худосочным великие свершения были ни к чему.
   Не будем определять степень правдоподобия древних преданий, а попытаемся выделить из них ключевые моменты. А они таковы:
- признание предками и закрепление в памяти вины каменотесов,
- землетрясение с извержением двух вулканов и цунами,
- провал земли, сокращение береговой линии,
- падение моаи,
- необходимость очистки территории от камней для возделывания земли,
- на уборку острова было затрачено очень много сил,
- «ров длинноухих» образовался на глазах островитян за одну ночь, то есть мгновенно,
- во «рву длинноухих» пылал большой костер,
- все события произошли в коротком промежутке времени и ознаменовали конец периода ваяния статуй.
   Из всей этой «связки» нам незнакома лишь пара «ключей» от «рва длинноухих». Рассмотрим их внимательнее.
   Тур Хейердал во время своей экспедиции организовал археологические раскопки этой подозрительной морщины местного ландшафта и установил, что там некогда «пылал огромный костер» и «пламя было очень жарким или же костер горел долго». Были определены и размеры этого рва: «Люди врубились в камень и создали оборонительный ров правильного сечения, глубиной четыре метра, шириной двенадцать метров и больше двух километров в длину. Это было титаническое сооружение». Действительно, объем этой выемки каменной породы составляет никак не менее 100 тысяч кубических метров, а вес – порядка 250 тысяч тонн.
   Вспомним, вес всех перемещенных моаи за всю историю их ваяния и воздвижения, а это не менее трехсот лет, не превышает 5 тысяч тонн. Так какие же чудо-богатыри-великаны смогли это сделать за одну ночь?! Да еще столько дров заготовить! Однако, если ночью было землетрясение, то утром вполне можно было увидеть здесь вновь образовавшуюся трещину или провал грунта. Что касается костра, то в глубине трещины температура могла быть достаточной для воспламенения провалившихся в нее огромных пальм. С другой стороны, когда с неба сыплются раскаленные камни, возникновение лесных пожаров дело не удивительное. А раз во рву горело дерево, от которого были найдены уголь и зола, значит, в это время деревья здесь росли, и росли в достаточном количестве. Кстати, радиоуглеродный анализ углей, которые были найдены в раскопе, показал, что они образовались во второй половине XVII века. В результате из двух выделенных нами ранее землетрясений остается единственное, которое произошло 10 марта 1681 года.
   Образовалась, образно говоря, целая подборка наблюдений, зарисовок, эскизов. Остается лишь собрать все эти фрагменты в единую картину.

*– книгу можно приобрести в «СПб Дом книги», на сайте издательства или у автора (с автографом).
https://dk-spb.ru/books/900146302
https://peterburg21vek.ru/products/55464

Фото Олега Сергеева.


Рецензии