15. 8 Когнитивные теории эмоций
Одной из первых подобных теорий явилась теория КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится, как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придаётся в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциональных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек даёт ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания. …
… немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название КОГНИТИВНО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ».
Факторы возникновения эмоций, согласно когнитивно-физиологической концепции С. Шехтера.
На переживание эмоций (на основе интеграции физических, физиологических и психологических факторов) влияют:
1 Физические факторы (воздействующие стимулы).
2 Психологические (когнитивные) факторы: память, оценка настоящей ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей.
3 Физиологические факторы (изменения нервно-мышечной системы).
«Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, а в другом состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависит от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причём у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э = F (П , (Ин – Ис, …)),
Где Э – эмоция, её сила и качество; П – величина и специфика актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врождённого и прижизненно приобретаемого опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название – ИНФОРМАЦИОННАЯ), сила и качество возникшей у человека эмоции, в конечном счёте, определяются силой потребности и оценкой способности её удовлетворения в сложившейся ситуации».
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 379).
Свидетельство о публикации №225081900360