Проси другую жизнь
В один прекрасный день как-то всё навалилось... И в нужный момент удержать равновесие не получилось… И всё повалилось, посыпалось... Ум видать перегрузился, психика заискрила и затрещала, стала расползаться по когда-то сшитым самим умом швам... И всё, что вокруг видел и слышал, стало жутким дурдомом. А доселе вполне духовно умащавшие и вроде как помогавшие источники мудрости враз стали бессильными и бессмысленными...
Зачем всё это?! Весь этот исказившийся и извратившийся, опоганивший себя мир… Мир уже даже не кривых зеркал, а тупо фанерных щитов с похабно нарисованными картинками... Зачем все эти вечные переживания, бесконечный страх за близких, волнения ожиданий и обломы в ответ этим твоим мечтаниям...
И я в таком своём помутненном оборзении так прямо и вопросил: "Господи, зачем Тебе всё это? Если во всём этом Твоя воля, то объясни, почему она не противостоит явному злу и растлению? Какой смысл жить вот так, тупо навстречу смерти?"...
Помню, бывало и раньше, и приблизительно о том же вопрошал, - и конечно оставался без ответа... А собственно ответа и не ждал… Но сейчас наступило та-а-а-кое помрачение...
Что ж, в уме легко и быстро образуется морок, это одно из гнусных свойств ума...
Но как-то нежданно-негаданно… В этом помрачении будучи, не успев ещё всё это изнутри выплеснуть, как своим умом (что бывает редко) вдруг подумал:
- Идиот, ведь весь этот кипеж и мандраж из-за твоего же ума! Который, как всегда, перегрузился из-за неспособности перезагрузиться, и теперь вовсю глючит… А тебя, дебила, теперь крючит и дрючит"...
Это как говорят, "меня как будто кто надоумил". Всё правильно: это про то, что НАД умом понял - и сразу принял.
И сразу потом ПРИШЛА мысль:
- А ведь чтобы услышать ответ, надо бы тишину, нужно бы помолчать... Этому моему вечно галдящему уму надо предложить помолчать...
И потом ещё:
- А вот чтобы, услышав в молчании, принять, да правильно ответ осознать, - тут нужна БЛАГОДАТЬ, которая - только по Господней милости, и никак без этой милости... И может она, благодать, уже рядом или вокруг, а я её не принимаю, потому что нынешний я - это мой воспалённый, беснующийся ум... Излечить его я вот так сразу не смогу. Нужно его хотя бы выключить... Как телевизор…
И я тут же попробовал... Ум выключился и... снова включился, и... всё, не помогло...
- Так. Из розетки его надо бы выдернуть! - ещё одна дурацкая мысль...
И тут в голове само прозвучало: "МОЛЧАНИЕ УМА", и я это ещё раз машинально повторил.
Стало спокойнее. И захотелось это закрепить, и само собой другое прозвучало: "меня здесь нет, я - с Господом". И ум замолк!
А потом, тоже как-то само собой всё, что долбится извне, разделилось на бессмысленное и на смысл имеющее. То есть на человеческое и Божественное. На временное и вечное.
Почему это человеческое бессмысленно? Потому что противостоит Божественному, а там, где Божественное, лишь оттуда чувствуется любовь и благость, - да, только оттуда... Любовь без страха и упрёка - только она сможет связать человеческое и Божественное...
А что есть ум? Чем сейчас человечий ум отличается, скажем, от телевизора? Да мало чем! Но почти все считают, что ум сам выбирает сюжеты, рисует в воображении картинки, сам оценивает, комментирует и прочее...
Однако, оставшись в полной прострации в условиях полной изоляции от болтовни, ум довольно быстро меняет режим и качество работы. Он уже почти ничего не продуцирует, а чаще прокручивает то, что было.
А что будет, если ум по-хорошему попросить помолчать? На некоторое время, у кого насколько получится - совсем без ума в нынешних условиях опасно для жизни.
Это нужно попробовать!
Вот только чтобы попробовать, нужно сильно захотеть. Чтобы захотеть, нужно разочароваться в своём уме - а вот этого у нас, человеков почти не случается...
Но суть-то в том, что если хочешь действительно понять свой ум, да и себя в придачу, когда-то это придётся сделать.
Если ты действительно хочешь разобраться, что в тебе есть, и зачем это в тебе есть.
И что НАД тем, что здесь и сейчас, ведь есть ещё нечто, которое определяет этот наш мирской уровень - явно уродливый, злой и тупой... И что это - именно НАД, то есть - свыше...
Прошу обратить внимание: я вызываю молчание ума, а не отключаю ум. Ибо ум не отключится ни за что.
И тогда, даже если ты считаешь, что ты - это ум, то ум можно попросить соизволить позаботиться о его неприкаянном носителе, о его здоровье, которое может так легко подорвать перенапряжение, - просто помолчать.
Мне со своим умом это получилось сразу. Ум-то уже старый и тоже, бедолага, усталый, хоть ещё и тарахтит…
И я ничего не говоря, в себе услышал:
- Молчание ума - я только с Господом - и вместе с нами мои родные и близкие, и все мы в одном пространстве Бога. В этом пространстве любви не только живые, но и ушедшие за видимую нами грань...
И отпустило от всех болей и психозов сразу! Сразу отпускает от морока в этом пространстве любви!
Попробуй!
Понятно, что получится не сразу. Не всегда и не у всех сразу ум сподобится молчанию. Даже при понимании, что его логика ущербна, что он сбоит и тупит под прессом эмоций, ум не устанет самооправдываться. У всех, кто себя только грузит, ничего не сортируя на тленное и вечное, ум перегружается и не перезагружается.
Пусть лучше тебя грузит СОВЕСТЬ, совесть-то связана не с логикой ума, а связана напрямую с высшей логикой, до которой умом не подняться... Альпинизм не поможет. Даже альтруизм тут будет бессилен... Каждый раз, когда что-нибудь происходит, ты напрягаешь ум, чтобы найти решение. И не вступаешь в общение с духом, тем более - с Господом, потому что условие такого общения - молчание ума...
А если я - это только ум, то я не могу даже себе верить. Если мне приходится постоянно обмысливать и измысливать свою жизнь, свой путь - я никогда не смогу быть уверен, куда иду и где нахожусь, потому как ум не только переменчив, но и изменчив. Он изменяет всем, кроме своего опекуна - эгоизма, с которым неотрывно связан. Впрочем, может и эгоизму изменить, когда будет чем-то сильно повреждён, таковы обычно причины самоубийств...
Ум настолько переменчив, что в его описание точно ляжет в строку присказка "хоть всех святых выноси", - где вынос "всех святых" означает не вынос мозга, а тьму кромешную... То, что происходит в мире и что часто называют "безумный мир" - это на самом деле "мир с умом", только с умом, полностью подчинённым не истине и духу, а эгоизму с гордынею…
Это тот самый когнитивный диссонанс, а вытягивает из беспробудного эгоизма только РЕЗОНАНС сознания с духом. Такой резонанс может дать только любовь, которая от Бога. А Любовь Бога ощущается как благодать. При этом составляющие чувства благодати - это с Божией помощью приходящее молчание ума, и именно с ним (или - вслед за ним) приходит ощущение Бога.
Почему сначала необходимо молчание ума? Понятно почему: без этого никак не придёт ощущение Бога.
Но как только придёт, тогда ум встроится в систему благодати, - "хождения в духе", встанет на своё место, подчинённое духу. Тогда включается СОзнание, которое выше ума-разума, которое есть "СО-Богом знание".
Можно изложить понимание необходимости молчания ума ещё таким образом.
Человек, связывающий себя, своё "я" с умом, связывает себя с функцией, а не с сущностью. Область значений функции есть множество всех возможных значений переменной, которые может принимать функция при различных допустимых значениях аргумента.
Проще говоря, это все возможные "выходные данные" функции, а ум настолько переменчив, что все переменные покажутся в сравнении чуть ли не постоянными…
Тут можно констатировать, что такой человек галдящего ума не имеет возможности общаться с духом и значит с Господом, и что он отделился от Бога, т. е. отделил себя от Бога. И поэтому не может принять жизнь от Бога, - истинную жизнь.
Молчание ума позволяет принять Христа, а потом от Него принять слово Благой Вести. По мере того, как мы принимаем Христа и Слово, Дух жизни Бога входит внутрь нас и возрождает нас. Это и есть Возрождение - принятие к своей временной жизни жизнь вечную от Бога. С Возрождением в нас действует Дух и оживляет наш дух. Только через Возрождение можно стать подобными Богу и удостоиться Царства Божия.
А всё это начинается с молчания ума - это есть условие начала духовного восприятия и последующего роста духа.
И это наверное единственная возможность жаждать Бога душою и сердцем, освобождёнными от привязанного к миру сему ума. И вступать в общение с Богом - а это позволяет жизни Бога свободно распространяться внутри. Это ощущается как благодать. И именно ощущение благодати связано с ощущением Бога и значит, с духовным ростом от состояния праведности вплоть до святости.
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5:22).
ЖИЗНЬ ОДНА И ЖИЗНЬ ДРУГАЯ
Поступки человека всегда привязаны к мыслям. Обычно - к его собственным, бывает - к чужим, которые воспринимает.
Трудно найти человека, который не жил бы в своих мыслях.
Но как говорится, "не все мысли одинаково полезны".
Чувства - в душе. Есть много людей, которые поступают чаще в соответствии с чувствами. Убеждать их жить в разуме будет бесполезно.
Воля человека также в душе. Есть волевые люди, которые живут волей. Или своей, или же чужой, более сильной.
Можно подитожить, что в душе есть разум, чувства и воля. У кого что сильнее, то и верховодит.
Душевный человек нестабилен, шаток. Он не чувствует необходимости вступать в общение с духом. Обычно потому, что то слушает ум, то следует чувству, или же подвигается волей.
А условие общения с духом - молчание ума, хотя бы временная отмена своего эгоизма.
Только связь с духом и управление со стороны духа создаёт в нём истинное намерение и впоследствии - наполнение из духовного мира, - благодать.
Атрибуты духа особые, их не перепутаешь ни с чем, - это совесть, и ещё - интуиция. Интуиция - основанное на духовном опыте ощущение, его можно назвать чувствознание.
Именно "парочка" совесть+интуиция дают нам возможность распознавать волю Божию, причём без вмешательства иных "инструментов" типа хитроумствований, а тем паче - новомодных нейросетей.
Чувствознание может обеспечить общение с Богом, а никакой интеллект не превысит мудрости Божией, и не распознает промысла Его.
И истинная жизнь - в духе. В Духе Творца – Источник Истины.
Можно ли требовать у мертвеца, чтобы он слушал? Или того, что он должен дышать, обязан есть, пить, спать, двигаться?
Так же бесполезны требования к мёртвому в духе о чём-то духовном.
И понятно, что вся духовная жизнь не может быть осуществлена никакими собственными усилиями, упорным самосовершенствованием или разными техниками типа аутогенной тренировки, мистического катарсиса и прочих.
Все мудрецы прошлого бывали озабочены усовершенствованием или самосовершенствованием человеков, а креативщики настоящего очень хорошо зарабатывают тем, что тешат самолюбие "типа саморазвивающихся".
Результат налицо. В этом мире абсурда и это - тоже просто абсурдно, - не более того.
Самосовершенствование, даже самое упорное, ограничено возможностями человека. И поэтому, чтобы идти к совершенствованию, нужно подставиться под действие Духа, возможности которого безграничны.
И конечно же на первом этапе просто необходимо, чтобы ум молчал. Когда он займёт своё подчинённое духу положение - вот тогда он воспрянет в новом, более совершенном качестве.
А жизнь Божья начинает работу в нас с того, что возрождает к новой жизни. Рождение "нового человека", точнее - ВОЗРОЖДЕНИЕ, есть первейшие функции этой Высшей Жизни.
Цель Бога в творении не в том, чтобы получить хорошего добренького человека, или обчества поголовной соцсправедливости и всеобщего процветания.
Цель видимо в том, чтобы получить духовную сущность, подобную Ему.
Для этого человеки и призываются получить жизнь Божию (Высшую Жизнь) помимо своей маленькой и часто убогой жизни.
И по Евангелию для такой Жизни нужно возродиться: от старого существования наново родиться.
Быть возрождённым - значит родиться от Духа (Ин 3:3-6). Дух Божий касается духа человека, и через это его дух становится живым, - обретает Жизнь.
Физическое рождение от родителей - это рождение в жизнь человеческую, новое рождение от Бога - в Жизнь Божию.
Жизнь, полученная от Бога через возрождение, даёт возможность стать детьми Божиими, которые уже в состоянии стать подобными Ему.
Результат возрождения - Дух Божий входит в дух человеческий, или, если сказать более развёрнуто, Святой Дух через веру и посредством Иисуса Христа вкладывает Жизнь Божию в наш дух, и мы в новом творении объединяемся с Богом и Христом в одном пространстве - в Царствии Божием на Евангельском языке: "Ищите прежде Царствия Божьего..." - как раз об этом...
Итак, возрождение происходит, когда Дух Святой Божий влагает Жизнь Бога в наш дух. А Бог есть любовь, значит, Жизнь Бога есть жизнь любви.
Подобно тому, как Бог любовью вершит праведность, так и мы, имея в себе Жизнь Бога, можем обрести праведность - только так, никак иначе. И таким же образом мы можем становиться подобными Господу, - и никаким другим путём.
Только когда Божия Жизнь есть в нас, мы обретаем силу изменяться от плотской сермяжности до праведности и святости.
Только так мы получаем возможность не только знать волю Божию и ей следовать, но и действительно познать Бога, - войти в Царствие Его.
И это значит, что мы можем жить в духе в соответствии с духовным чувством жизни уже здесь и сейчас.
В Благой Вести говорится, что при возрождении Бог даёт нам новое сердце, имеющее более всего любовь, и обновляет наш дух - потому как сердце не может касаться Бога, а только дух может. Дух может и касаться, и иметь общение с Ним. В Послании Римлянам 8:9,16 апостол Павел пишет: "Дух Божий живёт в вас... Сей самый Дух свидетельствует духу нашему".
А в Послании к Ефесянам 4:23, апостол говорит: "и обновиться духом ума".
Это как? Какое отношение ум имеет к духу?
Апостол говорит о том, что обновления Божьего Духа распространяются от духа к уму, и никак не наоборот.
Дух Жизни Божией обновляет наш дух, который становится во главе человеческой сущности.
Затем, если мы посвящаем себя Господу и "принимаем крест свой", то Он распространится от духа к душе, и разумение ума будет обновляться через духовные переживания и духовный опыт жизни со Христом.
Из Послания к Филиппийцам 2:13, слышим, что "Бог производит в нас и хотение, и действие". Нам только надо оставаться полностью Ему открытыми. Если нет этого, Бог не может действовать в нас. А когда открыты, Дух будет действовать до тех пор, пока не примем "духовную перепрошивку" и она не станет определяющей программой жизни. Другими словами, пока мы не примем способность к духовному переживанию, и оно не станет духовным знанием.
Точка воздействия - сердце, а не ум. Ум будет важен только как инструмент перевода духовных состояний и переживаний на наш привычный язык.
Бог начинает свою работу прежде всего в нашем духе, распространяется на душу, затем уму только нужно уразуметь, - а для этого и нужно обновление ума Словом Божиим.
КАК НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ?
Ну, и как прийти к Божественному, к Божественной жизни?
Святые отцы все как один говорят: в сердце, и только через сердце. И сам не придёшь – это можно только от Господа ПОЛУЧИТЬ. Сначала нужно сердцем Его попросить, ибо Он видит и знает то, что у человека в сердце.
Святые отцы это ЗНАЮТ, познали своим духовным опытом.
Во всех практически духовных источниках сталкиваемся с понятиями сердца, в том числе с пониманием сердца как конгломерата душевных и духовных свойств.
Слово "сердце" является одним из самых многослойных и эмоционально насыщенных. Оно обозначает не только орган, отвечающий за кровообращение, но и имеет глубокие символические значения, связанные с чувствами, духовностью и любовью.
В различных культурах видим глубокий символизм сердца и как центра эмоций, связь между сердцем и понятиями жизни и любви. В религиозном контексте сердце имеет особое значение как центр духовности и веры, место пребывания высших духовных качеств и способностей. Оно связано с добротой, состраданием и милосердием - как центр человеческой эмпатии.
Уже доказано и показано, что даже в физиологическом аспекте сердце не является просто насосом. Динамика потока крови, лимфы и интерстициальной жидкости свидетельствует о том, что сердце работает посредством всасывания, вытягивая кровь вверх и закручивая, что даёт ей максимум энергии. Внутри сердца имеется около 50 вихрей, и все они отнесены к различным органам тела. И именно процессы в сердце генерируют магнитные поля вокруг тела.
Есть такое понятие, как "сердечная когерентность", - когда проявляются "эмоциональные картины" внутри сердца, причём они настолько самоподобны (или фрактальны), что исследователи полагают, что при взаимоотношениях людей они становятся фрактальным аттрактором*, всасывающим внешнее и тем самым создавая влечение к другим людям, испытывающим в сердцах схожие эмоции. Этот рекурсивный "выворот наизнанку" представляет собой электрический прилив, связанный с чувством и законом притяжения. Достижение гармоничной инклюзивной фрактальности сердца делает сострадание физически идентичным. И, по-видимому, не только сострадание, но и другие переживания.
* компактное подмножество фазового пространства динамической системы, все траектории из окрестности которого стремятся к нему при времени, стремящемся к бесконечности.
В каббалистической духовной традиции сердце - это наш эгоизм, а "точка в сердце" - это побуждение к Творцу, которое заложено в нас изначально, иначе мы не смогли бы воспринять происходящие в нас изменения.
Именно потому, что мы состоим из двух частей - сердца и "точки в сердце", можно, исходя из этих двух противоположных свойств, увидеть, что есть как бы две разных жизни.
Сей мир не относится к духовному миру и поэтому его не надо исправлять. Живя в нём, я обнаруживаю в своём сердце точку - зародыш духовного желания. Вот её-то мне и нужно расширить так, чтобы в ней раскрыть духовный мир.
А наш мир остаётся, каким был. До самого конца своего духовного исправления человек должен ощущать эту тутошнюю реальность, и невозможно исправить её ничем и никак. История учит этому во всех временах и народах.
Люди направляют свои усилия в плоскость этого мира - совсем не туда, куда надо. И мир от этого изменяется только в худшую сторону. Потому что мы его не исправляем, а только искажаем и извращаем...
Исправление и развитие - только в духовном мире, когда человек под действием Духа расширяет эту точку до сферы, в которой ощущает высший мир, высшее измерение, - тогда из этой центральной точки он начинает подъём, обретая свет - силу исправления и развития.
Таким образом, сердце связано с жизнью - как плоти, так и с Божественной жизнью. Это и "вход", и "выход" для жизни.
Только вот если речь о жизни Божественной, то важен только вход, обо Божественное - это категория вечности. Только когда затронуто сердце, дух может принять Божию Жизнь.
Духовные светочи говорят и учат, что лишь сердечная молитва слышна Богу - она связана с духом. И часто слышим, что Бог видит и знает, что на сердце человека - через дух конечно, - как иначе?
А когда говорится о "разуме сердца"? Только когда сердце затронуто духом.
Но прежде чем вступать в общение с духовным миром, с духовными сущностями,
не обойтись без вступления в общение, без вступления во взаимоотношения с духом. Только дух есть и средство, и способ общения, взаимосвязи с духовным миром.
Язык общения - любовь. Поэтому прежде нужно ощутить любовь и то, как касается, где и как ощущается дух. Получить такое переживание, набрать духовный опыт. И только после через разные восприятия и принятия развивается разум сердца.
Это как восприятие звука: сначала он вступает в контакт с ухом, а затем распознаётся разумом. С восприятием музыки уже сложнее, и только чуткий и имеющий безупречный слух музыкант способен слышать музыку всего лишь по знакам - нотам. Это некий аналог "духовного разума".
В Евангелии от Матфея 5:8, говорится: "Чистые сердцем Бога узрят". Вот только чисто не там, где постоянно убирают, а там, где не мусорят... По жизни нашей нынешней не получится убрать мусор и грязь. Только в том "месте", к чему есть любовь, человек побуждается к внутренней чистоте.
Если внутри сердца есть такая чистота-любовь, на частоте любви Господь проникает в сердце и растёт внутри. Не имеющее любви сердце непроницаемо частоте Божией.
О том, как мы можем принять Господа в качестве жизни - доступно и просто сказано в Евангелии любви от Иоанна.
Только вот что важно: человек сотворён не для того, чтобы на халяву принять жизнь Божию, пользоваться благами цивилизации и радоваться. Он для того, чтобы жизнь эту распространять, а это возможно только через любовь.
Вера и любовь - это условия движения Божественной жизни в человеках.
Однако важно и другое: "быть послушными со страхом и трепетом".
Страх Божий - это страх провиниться перед Богом: "Не имей страха перед Небом и не имей страха перед Землей. Будь в страхе от возможности провиниться перед Богом".
"Итак, возлюбленные мои … со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода" (Флп 2:13-15).
Итак, действие Бога внутри начинается с любви и послушания, но любовь тут конечно важнее, - без любви не будет и послушания.
Послушание же начинается со слышания. А слышанию у нас препятствует не умолкающая болтовня ума.
Сейчас болтовня стала вообще заменять жизнь. Так же болтовня в уме заменяет напрочь жизнь духовную.
"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир" (Рим 8:6). Упомянутый здесь мир имеет отношение не к внешнему, а к внутреннему состоянию, он более связан с сознанием. А сознание это даётся нам Духом как ощущение - ощущение Жизни и Бога. Дух часто и называют Духом Жизни. Наше изначальное внутреннее сознание (как совместное с Богом знание) - это СОВЕСТЬ.
И всё Божественное имеет отношение не к внешнему, а ко внутреннему, не к действиям и поведению, а к состояниям. У апостола Павла также и смерть может прийти как внутреннее состояние, а если говорить о душе, то смерть и есть состояние души.
В чём, собственно, состоит действие Духа Божия - Духа Жизни внутри нас?
Изымаемое - это Адам в человеках, добавляемое - Христос. Изымается мёртвое, добавляется живое. Аналог воскрешения к жизни даётся в сказках: сначала мёртвая вода, после чего - живая вода.
Жизнь Бога будет осуществлять своё регулирующее действие в двух функциях: изъятие того, что не от Бога и добавление того, что есть Бог.
Под действием Духа Жизни Бога у нас появляется сознание - совместное с Богом знание. Жизнь Бога в нашем духе будет продолжать давать это сознание - до достижения подобия по внутренним свойствам души и духа. Душа + дух = сущность.
Путь жизни, вода жизни (её наполнение) - в этом!
ЧУВСТВО ЖИЗНИ И ЧУВСТВО СМЕРТИ
Для того, чтобы напиться воды, нужно захотеть пить. Так же, если не жаждать воды жизни - какой будет толк в разглагольствованиях о наполненной жизни?
Чтобы под действием Духа появлялось сознание, - совместное с Богом знание, - никак не обойти вопрос познания Бога.
Зачем оно?
Для сознательного слияния с Ним. Земная жизнь - это обучение и испытания в "дурдоме", ибо "мудрость мира сего есть безумие перед Богом" (1Кор 3:20).
Но с верою в Бога Отца, с принятием Христа и жизнью в Нём ты можешь сделать земную жизнь сознательным служением.
Познание Бога - это опытное ощущение, ощущение Его действия в нас, направленности Его благой воли.
Знание Бога извне не может быть объективным, - нет у нас таких знаний, кроме писаний, да и те - не об объекте, а о субъекте. Субъективное познание Бога внутри - вот что нам доступно. Когда мы касаемся природы Бога (любовь, отдача, совершенство), - не столько в том, что снаружи, а более внутри, - мы невольно поднимаемся до этих Его свойств.
И при познании ты чувствуешь и осознаёшь, что в тебе ещё не согласуется с природой Бога, - и разбираешься с этим. Только не нужно напрягать своё разумение! Все силы нужно тратить не на то, чтобы понять, а на то, чтобы почувствовать!
Устранить лишнее и вредное самосовершенствованием по уму-разуму нашенскому не получится.
Вот говорят: "ум за разум зашёл" - это обычно звучит, когда теряется способность логически рассуждать умом. То есть, в общепринятом понимании это про неадекват.
Почему так, а не наоборот?!
Это в нашей современности ум стали называть "характеристикой познавательных возможностей человека" и пословица понимается наоборот.
В названии вида "человек" гордо звучит "гомо сапиенс", то бишь "разумный". Разум относят к мыслительной активности с применением абстрактных и духовных категорий. Другими словами, это просветленный ум.
Если разобраться, что такое ум? - "мыслительный орган", обладающий набором знаний, способный воспринимать и анализировать информацию, находить причинно-следственные связи, строить логические цепочки и делать выводы.
А что такое разум? Это способность разумно мыслить, рассуждать. Это не просто про обработку информации, это уже про выход за рамки имеющихся знаний.
Так вот и получается, что "ум за разум зашёл" можно трактовать, как выход за рамки...за рамки ума, из-под контроля ума. Ум тормозит интуитивное знание, чувствование. Для ума оно нелогично, необъяснимо исходя из имеющихся знаний, которыми он ограничен, через призму которых он оценивает. Мало того, когда деятельностью человека стал руководить не разум, а ум, - как известно, и пришло "горе от ума", в этом горестном состоянии и живём…
А ведь над умом да разумом ещё есть СОЗНАНИЕ – а это соединённость со знанием Высшим.
Лучший по простоте и результату способ соединиться - "меня нет, а есть Господь, в Котором моя вечная жизнь". Его воле я следую, прошу Его меня вести.
Это будет то внутреннее понуждение, которое мы чувствуем и которое не проходит, и при этом мы догадываемся, что оно - не от мира сего…
Потом при делании придёт внутреннее удовлетворение, - это результат понуждения интуиции в нашем духе. Через это мы чуть не непосредственно касаемся Бога, познаём Его и Его волю. А на благой Его воле научаемся благости.
Наиболее яркое познание в интуиции духа - это Евангельское Откровение. Это не что иное, как действие Святого Духа в нашем духе, дающего правильное разумение. Такое знание и будет глубочайшее познание Бога внутри.
Какие же сознательные действия могут этому способствовать с нашей стороны?
"Упражнение в духе" - сознательное пользование духом, а не умом. Чтобы упражняться в духе и пользоваться духом, нужно учиться обращаться к духу. Для чего надо учиться отметать, насколько получится, воздействия мира сего и не позволять уму гасить благое внутреннее ощущение Жизни Божией.
И здесь лучшее, что может быть - молчание ума. В эту паузу можно обратить внимание на движение в духе и на реакцию в глубине души.
Далее - осознание этого, желательно не включая ума, а подключая сердце и чувствилище души. Главное - не выходить из состояния "я - с Господом", не удаляться от Господа и при этом уже использовать духовное разумение.
Посвящая себя Господу, получаешь от Него ПОСВЯЩЕНИЕ. Это - естественный результат духовного устремления, которое будет встраивать ум в нужном намерении и в направлении к Господу. Высшее состояние, преддверие святости: служить и терпеть всё, даже поношение.
Когда Бог тебя избирает на служение - это будет ПОМАЗАНИЕ. Это освящение и посвящение души какой-то цели, деятельности.
Помазание - в духе и через дух, а в душе - разумение. Если разумение направлено на обучение, то в духе - интуиция, и только распознавание её голоса происходит в разуме, объединённом с душой полученными духовными научениями.
Совесть - это закон жизни в нашем духе, который принадлежит порядку сознания. Собственно, это и есть звучащее внутри СОзнание, совместное знание от Бога. А чувство Жизни равноценно ощущению Бога. И уже тут нам никого не надо, чтобы знать, благоугодно ли Богу то, что сейчас мы делаем. То есть совесть - нечто собственное. Это функция духовного закона в нас. Попросту говоря, следовать совести - значит следовать духу.
Святой Дух приводит к ощущению Жизни Божией, поэтому Дух даёт возможность иметь общение с Богом в нашем духе.
Поток нами ощущаемой жизни Божией есть действие Духа: "Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа со всеми вами" (Кор 13:13).
Плоть и дух - противоположные понятия.
Жизнь - это плод Духа и производная от Духа.
Говорят: "дух жизни", а когда "вышел дух" или "испустил дух" – значит, вышла жизнь. "Дух вышел из тела" - это смерть, как физическая, так и духовная.
Дух жизни - это жизнь Самого Бога, Который есть наивысшее выражение жизни.
Поэтому жизнь Божественная наполнена СОзнанием, духовной сутью. И Бог - наивысшее выражение Жизни.
Тогда зачем чувство смерти? Чтобы возвращать человека к Жизни через боль или пустоту, если не получается через переживание любви? Видимо - так!
Только со спасением, осуществляемым Христом, Дух Божий вошёл в человеков Духом Жизни, чтобы Жизнь Божия могла быть у них внутри. Будучи движимы Духом, мы уже способны изменяться, обновляться, уподобляться Господу, - становимся Божиими и открывается вход в Его Царство. Жизнь Божия в нашем духе - это, можно сказать, Сам Бог. И когда мы живём в духе и ходим помышлениями духовными, которые так же от Духа, а не от ума.
Дух Божий в нашем духе раскрывает нам Христа. Если мы будем в духе, мы будем касаться Божиего Духа. И тогда если то, что мы сейчас представляем, согласуется с Божественными свойствами, чувство Жизни как бы это одобряет - принимает всё то, что соответствует Божественной природе. Или отвергает то, что не соответствует.
Чувство жизни можно назвать ощущением Бога, и наоборот, - ощущение жизни назвать Богом.
В чем важность этого ощущения?
По нему мы узнаем, где наша душа, где сердце и ум - с Богом или с окружающими миром.
В противоположность чувство смерти извещает о том, что мы не в духе, а во плоти, и одолевают немощность, опустошённость, угнетённое состояние, ощущение тьмы. Тогда твой взгляд направлен к смерти, которая в духовном смысле есть отсутствие духа.
То есть, ощущение Бога, чувство жизни - это индикатор, а по сути - путеводитель. Они раскрывают состояние души и даже подлинное положение сущности человека.
Истинно верующий, даже ощущая немощность, вместе с тем ощущает и силу - из превышающего немощь ощущения Бога. Апостол Павел говорил, что когда он немощен, он силён с Христом и во Христе (2 Кор 12:10).
Христианин может ощущать боль, но в душе его будет мир. Он сталкивается со скорбью, идущей извне, но если внутри касается Господа, - ощущает мир.
"…в мире будете иметь скорбь, но во Мне будете иметь мир" (Ин 16:33).
Все апостолы нередко используют слова "благодать" и "мир". Благодать - это Бог, обретенный нами и ощущаемый внутри, и мир - это ощущение от приобретения Бога.
Таким образом, ежели не хватает благодати - значит не хватает Бога, а когда нет внутри ощущения Бога, - в нас нет внутри мира.
Вот и следует, что если ты "соберёшь" достаточно Бога внутри, тогда будет благодать и внутри мир. Всё просто, но почему-то для нас это непросто...
ВСЁ СОДЕРЖАЩИЙ И ВСЁ ДАЮЩИЙ СВЕТ
Свет - очень ёмкое понятие. Как и все другие, в которых заложены духовные смыслы.
Поговорим о свете не просто как о духовном понятии, но и как об основе творения и мироздания.
Всё делает свет. Свет - создатель. Свет - первичен, всегда и во всём. Изначально свет определил творение, и поэтому оно полностью подвластно свету. Если бы свет исчез, творение бы перестало существовать. Все движения, изменения в творении происходят только под воздействием света. Свет - это единственная разумная энергия в мире, которая осуществляет все действия над материей.
Безполезно, безсмысленно пытаться исправлять себя и мир, но можно приводить себя к тому, чтобы свет тебя исправил. Если ты стремишься что-то в себе изменить, ты должен вызвать на себя свет, который может тебя изменить.
Свет светит всем, но не все Его принимают.
Если ты собираешься просветится - откройся свету, выйди на свет и принимай его в себя, - и он не замедлит войти.
Что-то не даёт стать открытым - проси Творца, Бога, - только сердцем проси, искренне, "просите и дано будет вам" - по вере вашей будет дано.
Однако у человека такое случается только тогда, когда уже не может страдать во тьме... В этом проблема человеков, опустошенных этим миром до полной духовной нищеты при том, что телеса их привыкли к тупому бессмысленному услаждению, которое более всего боятся потерять...
Христос есть и Слово, и Свет - это в самом начале самого заряженного любовью Евангелия от Иоанна. А Евангелие, ни много ни мало, - Благая Весть для нас у-богих.
Слово Божие записано в Библии - казалось бы, что ещё нужно? Но есть Слово, которое "беззвучно говорит" Дух Святой у нас внутри.
В слове, составленном из букв и знаков, не раз переведённом людьми с одного языка на другой, - нет силы Света Божьего. Однако, когда Дух Святой раскрывает слово Писания заново, при условии уже обновлённого сознания, оживотворяя слово для нас, - тогда слово приобретает полную силу Высшего Света.
Ин 6:63 - "слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь."
Поскольку и дух, и жизнь внутри нас, то ясно, что слова Его также относятся к тому, что звучит внутри нас, а не к буквам, которые, если не "прочитываются" духом, - вне нас. Слова вне нас - это только информация, которая может стать знанием, но не светом. Только слова в духе - живые, сияющие светом, влекущие к святому.
Если при чтении Библии открывается и воспринимается дух, то слово открывает СУТЬ жизни, путь в истинную Жизнь с Богом.
В Евангелии от Иоанна, 1:4 говорится, что жизнь Божия - она в Господе Иисусе, и жизнь эта есть СВЕТ человеков. Когда мы принимаем в себя Иисуса Христа, эта Жизнь входит в нас и становится внутри светом - Светом жизни вечной (Ин 8:12). Этот Свет не какой-то внешний, откуда-то идущий, это именно внутренний свет, который изнутри освещает, просвещает и освящает!
О том же свидетельствует Преображение Христово на горе Фавор. Ученики увидели, что «просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Сияние, которое увидели будущие апостолы, - это не чувственный свет: Отцы Церкви настаивают на том, что оно открывается нашему духовному взору, когда сердца касается Дух Божий.
Все мы, как и первые ученики Христовы, призваны к созерцанию этого сияния! Именно благодаря тому, что мы видим этот Свет внутри, мы идём к Источнику света. Можно сказать, что этот Свет проявляет себя в нашем сердце как особая интуиция, духовное чутьё - "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению".
В каббале, в которой основным является учение о Творце как о Высшем свете, и раскрываются все свойства и аспекты Света, спасение рассматривается как "Свет, возвращающий к Источнику" (или "Свет, возвращающий к Творцу"). И определяется, как создать внутри себя свойства, присущие Свету.
К сожалению, каббалисты категорически и тупо даже не рассматривают Новый Завет и не признают того, что, по сути, в качестве такого Света был явлен Иисус Христос. Хотя знают, что Свет всё определяет и творит новое.
Этот Свет-Христос обладает всеми свойствами Творца (как Сын), возвращает к Творцу (как к Отцу) и ведёт человеков к достижению подобия этим свойствам - к состоянию "образа и подобия", то есть к духовному возрождению, к выполнению Замысла творения.
"В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков … Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин 1:4, 9-13).
В Послании Ефесянам, 5:14 - "встань, спящий и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Это, конечно, обращение к христианам - раз мы спасены, у нас уже есть Христос внутри, и есть Свет. Вопрос только в том, чтобы позволить этому Свету в нас вытеснить всю мишуру, ложь и мерзость мира сего. Этому служит освящёное Духом сознание.
Святость - это уподобление свойствам Света.
Таким образом, просвещение Светом - это не требование от Бога, не поиски, не возможность прихватить себе чего-то суперского. Это обретение, приятие и принятие. Чтобы ускорить процесс, нужно только сознательно устранять завесы этого мира, чтобы принять чистый и прямой, а не только внешний отражённый свет.
А жизнь без Бога - это вечная борьба с самим собой и с другими, неизбывный дурдом с названием "цивилизация", - мир, из которого изгоняют Бога.
Это показывает опыт жизни, и никакая накачка позитивом долго не помогает. Помогает только уход в психотропные состояния, одновременно помогая поскорее закончить бренное битие... У кого опыта ещё нет - будет, жизнь здесь - она для этого...
А как же красота этого мира, прелести природы? Они и показывают красоту и благодать Бога, но человекам и она не нужна, они пожирают, или портят всё, как раковая опухоль...
Казалось бы, как можно укрываться от всеведущего Бога? Человек только уподобляется страусу, сующему голову в песок. Страусу, до которого плохо доходит из-за длинной шеи, Бог прощает, а вот человеку... Человеку, объявившему себя гомой сапиенсом, тоже прощает, вот только человек сам себя лишает того, ради чего он мучается и страдает.
Когда этот типа разумный гома сподвигнется на простое и для него спасительное "Господи, помилуй!"? Только тогда, когда всё, что его пока что влечёт мимо, так его достанет, что возопит к Творцу, даже ещё не веря и никого кроме себя не любя... Ждёт этого Всевышний, и даже таких Он УЖЕ исправил и научил, только вот они по тупости своей ещё этого не принимают и не понимают...
Препоручить себя Свету, пройти испытание и обучение этого мира, снискав чистоту и славу - это и устремление, и путь. Стать побеждающим, а это возможно только с Христом по Его Откровению. Только принятие в себя Бога даёт смысл и силы жить так, чтобы дурдом остался фоном, наружной формой.
Зло и добро, хотя и различаются по природе, по библейскому образу вырастают на одном дереве, корни которого в земле, в мире материи. И принадлежат они миру сему, в котором лозунг "миру - мир" - пустой звук. Они совсем не то, что есть жизнь. Жизнь - это иное дерево, нечто питаемое другим миром, прошитое свойствами другого царства.
Таким образом, колебания от зла к добру, и путь от зла к добру - это в этой жизни, и в стороне от истинной Жизни, от древа Жизни.
В Послании Римлянам, 12:2, говорится: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная".
"В обновление ума умом" – это, вообще-то, оксюморон. Только Святым Духом, взирая на Христа и принимая Христа, живя с Ним внутри, приходит и исправляет нас Божественная Жизнь.
Говоря об обновлении ума, будет точнее и предметнее говорить об обновлении сознания - о приобретении "ума Бога", когда ум полностью в подчинении духу.
Только тогда действительно будет обновление. Ум сам никак не может непосредственно касаться Бога и знать Бога.
Уже неоднократно говорилось, и это главное: только духом и в духе можно коснуться и ощутить Бога. Тогда, куда бы ни уклонялся ум, он будет ведомым духа, не будет уступать искушению плоти, не даст себя использовать эгоизму с его бесноватой напарницей гордыней, "отстранится от ветхих помышлений", переходя к "помышлениям духовным".
А разум нуждается в объединении с духом в одно "сознание в духе".
Весьма существенная часть души - это воля. Воля уже есть энергоинформационный импульс. Она определяет поступки и действия.
Намерение вырастает в устремление, которое уже - как руль личности.
Воля наиболее независима и индивидуальна по силе и постоянству натиска. Подчинение воли духу достигается только при условии веры и любви, и также их силы и постоянства.
Да, когда приходишь к тому, что вера в Бога любовь к Богу - главное в твоей жизни и единственное, что даст новую, вечную жизнь, чувства отказываются в это верить. Они и не поверят, ибо они - от мира сего.
Только опыт этой жизни при условии, что есть и взгляд "сверху", с духовных высот, даёт увидеть: в жизни этой нет ни потерь, ни приобретений - всё уходит как фон, как дымка. Реальными остаются только переживания, в которых ты ощутил действие на тебя Божественного Света, и своё Божественное «я». И тогда любая ситуация становится не целью, а поводом для ощущения Божественного в душе.
О ВОЗРОЖДЕНИИ В НОВУЮ ЖИЗНЬ
Обобщающий релиз (по-русски – проявление с закреплением) обсуждения темы о сути этой жизни и о том, что есть и другая Жизнь…
Бог есть любовь - это для нас, христиан, определяет сущность Бога. Через любовь Бог извне становится Богом внутри - Божественной жизнью в человеке.
Христос воплотился для того, чтобы научить людей любить, чтобы связь человека с Богом не прерывалась ни на секунду, как у отца с сыном. Христос пришёл научить всех, как стать сынами Божьими.
Эту Божественную Жизнь можно принять как дополнительную внутреннюю жизнь и при этой бренной жизни.
Если ты к ней обратился, принял её и сохранил в абсурде мира сего, Жизнь эта останется с тобой, - с тобой как Божьим дитём.
Каждый раз, когда в Новом Завете в древнегреческом оригинале говорится об этой Божественной Жизни, употребляется слово зоэ, обозначающее высшую жизнь (Ин 1:4; 1 Ин 1:2, 5:12). Кроме него для обозначения жизни употребляются слова: биос - когда говорится о жизни плоти, и психэ - о душевной жизни. Биос + психэ = собственно и есть человеческая жизнь.
В Ин 14:6 Христос говорит, что Он есть жизнь (зоэ). В Ин 1:1,14; 1 Тим 3:16 говорится, что Он есть Бог во плоти. То есть жизнь есть сущность и Самого Бога, и Христа как Сына Божия.
Значит, если принимаем Сына в качестве жизни, то жизнь Христа есть полное проявление Божественной Жизни.
И значит, эта Жизнь есть Сам Бог. А как иначе, если Бог её даёт? Причём даёт как Свою Жизнь. И получая такую Жизнь, получаешь Самого Бога. Жить Божией Жизнью - значит жить Самим Богом. В этом - высота для человеков. Возможность тянуться к совершенству. Когда Христос говорит: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" - это об этом.
Человек может принять жизнь как дух и только через дух, а Божественную Жизнь - через Дух Божий, тогда это и будет даруемая Всевышним вечная жизнь.
В Послании Римлянам, 8:6, апостол Павел разъяснил: поскольку Дух есть Дух жизни, то если человек духом своим касается Духа, он касается Божественной Жизни, он ощущает новую, настоящую жизнь. Которая будет в вечности с вечным Богом (Ин 1:4, 4:10, 5:12, 10:10, 11:25, 14:6; 1 Ин 1:2; Откр 22:1-2).
Опыт ощущения приводит к тому, что мы ощущаем Бога, и это же есть ощущение истинной Жизни.
По Новому Завету Бог не может быть нашей жизнью иначе, как во Христе, становясь через это доступным нашему плотскому ощущению. Ибо Господь не может быть нашей жизнью, будучи "на небесах", или, более того - в "неприступном свете", которого не выносит человек.
Чтобы стать жизнью внутри нас, Он должен обладать человеческой природой - поэтому Христос во плоти слился с человеческой природой.
Можно и так сказать: Бог стал Христом, чтобы человеки явственно ощущали Его. Мало того, чтобы мы могли ощущать Его как свою жизнь.
Господь в виде Духа Любви входит в нас в качестве новой Жизни - свидетельствует "апостол любви" Иоанн (Ин 14:6, 20:23).
Лучше представить, наверное, так: Бог есть жизнь, Христос есть Бог, приходящий в нас в качестве жизни, и кроме того, есть Дух жизни - Святой Дух.
И именно Дух создаёт наши духовные ощущения, ощущения жизни и ощущения Бога, что собственно одно и то же.
Ощущать Жизнь - это значит ощущать Бога, Христа и Святого Духа. Весь духовный опыт - по определению не от ума, а от Духа.
Это не из той области, где мы чего-то добиваемся и через это получаем ощущения. Здесь ровно наоборот: только когда не добиваемся, а смиряемся и оставляем ощущение себя. Это - результат деятельности Бога, через Христа и Духа Святого проявляющийся в уверовавших в Него.
Воплощение Света Божьего состоялось в Иисусе Христе. Оставаясь Светом, Сын Божий воплотился в человеке, соединился с ним. Зачем? Расширить сферы Божественного для человека, "пока не станет Бог всё во всём", и предоставить возможность родиться духовно.
"Рождение - всегда боль. Рождение тебя нового - не исключение" - свидетельствовал преподобный Паисий Святогорец.
В этом мире - всё боль, а мир Бога, Царствие Его - это открывающаяся возлюбившим благодать, "как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его»".
Если подытожить сухо, но по существу:
есть материя, форма материи (духовная форма=программа), отвлеченная форма (смысл), суть.
Из четырёх нашему разуму доступно заморочиться только материей и формой, облаченной в материю.
Только Господь Бог конкретные формы (духовные) облачает в материю.
И смысл раскрывает только Бог.
Но мы можем смысл искать, а начав искать приходим к Богу, и восстанавливая с Богом связь, у Него о смысле можем спросить.
Открытая душа, то есть психическое существо - это открытая матрица, готовая к работе с Духом. Открывает её и сохраняет вера.
В душе рождается духовная система - это называется духовное рождение.
И когда она развивается и становится во главе сущности человека, он рождается в духе - и живёт уже в духе истинной, полной и воистину прекрасной Жизнью.
А отходя от сухости к минорным тонам, и переходя как положено к мажорным, к завершающему аккорду:
внутреннее просветление - это вторичный эффект, результат устремления к Всевышнему и единения с Ним.
Чтобы преодолеть препятствующее этому эго с эгоистическим соответственно умом, мало просто отказаться от него. Никакая аскеза, никакие "техники" не могут даже помочь ощутить высокие духовные уровни Божественного. И понятно, что это совсем не коснётся нашей души.
Человек по сути своей, творение Божие и в нём заложено единство с Отцом, - значит, Бог ближе к человеку, чем его родители, дети… Значит, любить Его надо если не больше, то не меньше, чем близких людей, и конечно же больше, чем своё тело, своё человеческое «я» с "вездесущим" умом.
Только полностью, целиком подставляясь под Высшее просветление, под Свет Бога и Свет Его Жизни, можешь получить осознание того, что мы происходим из Творца, что Он - Создатель всего, что мы - Его дети; позволяет нам ощутить любовь и потребность в единении с Ним. Когда не выдумываешь, а ясно ощущаешь, куда тебе идти, - тогда появляются силы. А затем от Него придёт и само соединение - внутрь войдёт Божественная Жизнь.
Не кто-то говорит, а БЛАГАЯ ВЕСТЬ: всякий исповедующий не только своими устами, но и сердцем Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, и сердцем верующий, что Бог Отец воскресил Его из мёртвых, СПАСАЕТСЯ и на суд Божий уже не приходит, а перешёл из смерти вечной в жизнь вечную (Ин 5:24), то есть родился свыше от Духа Святого и стал дитём Божьим. И в этом не может нарушиться Слово Божие.
Пока ещё есть время, каждый человек может соединиться с Богом, и через веру и любовь получить возрождение в новую, настоящую Жизнь.
Свидетельство о публикации №225081900510