Альталена снова в бою

В Израиле решено поднять со дна корабль «Альталена» и превратить его в памятник. О чем, собственно, речь:
Это была своего рода маленькая еврейская гражданская война. А гражданские войны, как известно, однажды начавшись, уже никогда не кончаются. И главным символом этой войны стала история с кораблём «Альталена».
Так вот, на момент провозглашения независимости государства Израиль в 1948 году государства Израиль было две организации еврейской самообороны: «Хагана», и «Эцель», или Иргун Цваи Леуми («Иргун»), который возник в 1931 году как отделившаяся часть от «Хаганы».
«Хагана» (Оборона) была крупнейшей еврейской военизированной организацией в подмандатной Палестине. Она придерживалась умеренной линии: её задача заключалась прежде всего в обороне еврейского населения от арабского террора.
Именно эта политика «сдержанности» вызвала резкое неприятие у более радикальной части бойцов «Хаганы». Кроме того, странники «Хаганы» хотели построить в Израиле социализм. А сторонники «Эцедя» — капитализм. И ревизионисты полагали, что еврейское население сможет выстоять лишь с помощью силы и устрашения противников, а компромиссы и пассивная оборона приведут к поражению. Эти разногласия и привели к созданию «Эцель» («Иргун»).
В отличие от «Хаганы», тесно связанной с социалистической идеологией и возглавляемого Бен-Гурионом, «Эцель» ориентировался на идеи ревизионистского (то есть свободно-рыночной капиталистической экономики) движения Владимира Жаботинского.
После провозглашения Израиля в 1948 году конфликт между «Эцель» и «Хаганой» стал неизбежным, так как в государстве может быть только одна армия. А судно «Альталена» прибыло к берегам Израиля с большим грузом оружия и добровольцев именно ждя «Эцеля».
Первый глава государства Израиль Бен-Гурион настаивал, что всё вооружение должно быть передано под полный контроль новой армии. «Эцель» же рассчитывал часть арсенала сохранить для своих подразделений. Переговоры сорвались, и конфликт вылился в вооружённое столкновение. По приказу Бен-Гуриона подразделения ЦАХАЛа открыли огонь по кораблю, он загорелся и затонул.
После потопления «Альталены» «Эцель» был окончательно распущен как военная организация, а его бойцы вошли в состав ЦАХАЛа.  Менахем Бегин, лидер организации, перевёл борьбу в политическую сферу. Он создал партию «Херут», ставшую прообразом будущего «Ликуда», и спустя три десятилетия стал премьер-министром Израиля. То есть, в той тогдашней гражданской войне, с токи зрения идеологии победили всё-таки сторонники «Эцеля».
То есть идеи строительства социализма в Израиле сошли с повестки дня, но нынешнее противостояние между сегодняшними левыми и правыми в Израиле  — это именно продолжение той гражданской войны, во время которой был потоплено судно «Альталена». Левые считали и считают, что арабом можно купить, и тогда они не будут воевать с евреями. Правые считают, что арабов нельзя купить в принципе. Арабы не будут воевать с евреями только в том случае, если они будут евреев боятся. И, в тот момент, когда у арабов появиться надежда уничтожить евреев — они эту повторят неизбежно.
Красноречивой иллюстрацией к постулату о том, что та гражданская война не кончилась может служит пример: Обстрелом судна «Альталена командовал молодой офицер «Хаганы» по имени Ицхак Рабин. До него несколько других офицеров этот приказ выполнять отказались Это сделала толчке его карьеры, и во временя Шестидневной войны он уже был Начальником генерального штаба ЦАХАЛа. А петитом и премьер-министром. Который заключил Ословские соглашения, которые стоили Израилю много крови.  За что его убил Игаль Амир. Когда Амира спросили, «Как ты мог стелить в еврея?», Аимр ответил: «Рабин стрелял в судно «Альтелена», где были евреи. Так что в него стрелять еврею можно». А ведь это был уже 1995 год.


Рецензии