Ктиторство запорожских казаков на Афоне

Существует множество описаний того, как афонские монахи собирали пожертвования и милостыню на Запорожской Сечи. Например, епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) утверждает, что афонские и греческие монахи всегда были желанными гостями на Запорожье, часто приезжали и даже задерживались на Сечи на несколько лет. Они совместно с монахами украинских монастырей обошли все населенные пункты и хутора православного казачества, чтобы совершать церковные обряды и оказывать духовную поддержку верующим. Кроме того, как отмечает епископ Феодосий, запорожцы иногда сами отправлялись в паломничества не только по украинским монастырям, но и на Афон, а также в молдавскую Драгомирну.

Иеромонах Леонтий (Яценко-Зеленский) также описывает свои поездки по Запорожью для сбора милостыни в пользу Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Он упоминает, что они жили на Сечи в отдельном «чернецком дворце», где останавливались монахи и священники. С собранными пожертвованиями они выехали из Сечи караваном, взяв с собой множество материальных благ, включая лошадей, ткань, рыбу и соль.

Похожая информация содержится в свидетельстве запорожского Коша, выданном посланнику прп. Паисия (Величковского) отцу Пахомию. В этом документе упоминается, что на четырех возах было собрано железо, канаты, полотна и церковная утварь от добрых людей Запорожского войска.

По данным А. Скальковского, археолога, изучающего архивы Запорожской Сечи, монахи из Афона приходили в Запорожье для сбора милостыни в помощь своим монастырям, и в архиве регулярно встречаются упоминания о собранных деньгах и других пожертвованиях.

В отличие от высшей элиты Российской империи, которая в екатерининскую эпоху начала отдаляться от православия, запорожское казачество сохраняло традиционные религиозные ценности. Щедрые пожертвования на православные храмы и монастыри были одной из устоявшихся традиций казацкой культуры. Казачество часто жертвовало на церковь в знак благодарности за спасение на войне или исцеление от болезней. Каждый запорожец старался оставить пожертвование на церковь или монастырь «на помин умерших».

Как отметил Д. Яворницкий, активные посещения богослужений и молебнов запорожцами, особенно пожилыми, щедрые пожертвования и завещания имущества в пользу церкви свидетельствовали о сильной вере казаков. Эти факты подчеркивают их преданность духовной жизни и формируют контекст для понимания государственной поддержки и ктиторства запорожских казаков к афонскому скиту «Черный Выр».

Феодосий (Макаревский), еп. Указ. соч. С. 90.
80 
Там же. С. 85.
81 
Там же. С. 92.
82 
Две поездки в Запорожскую Сечь Яценка-Зеленского. С. 8.
83 
Там же. С. 64–65.
84 
ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 304. Л. 26.
85 
Скальковский А. История Новой Сечи. С. 81.
86 
Шумило С. В. Указ. соч. С. 377.
87 
Скальковский А. Указ. соч. С. 81–82; Яворницький Д. І. Історія Запорізьких козаків. Львів: Світ, 1990. Т. 1. С. 196.
88 
Яворницький Д. І. Там же. С. 196.
89 
Там же. С. 194.


Рецензии