Платье в горошек

Пролог
Иногда тишина на чердаке бывает самой громкой. Она не давит отсутствием звука, а наполняется шепотом прошлого: скрипом половиц, шуршанием пожелтевшей бумаги, мерным боем давно остановившихся часов. Именно такая тишина встретила Анну, когда она поднялась по шаткой лестнице в доме своей недавно умершей бабушки, Веры.
Разбирать вещи после похорон было тяжело, но необходимо. Мать Анны, вечно практичная и замкнутая в своем горе, поручила ей это, сказав коротко: «Оставь, что ценно, остальное выбросим». Фраза «выбросим» резанула Анну по живому. Выбросить жизнь? Выбросить память?
Среди запыленных рам, сундуков с зимней одеждой и пачек старых писем ее взгляд упал на большой картонный чемодан с потрескавшейся кожей и тусклой латунной фурнитурой. Он был задвинут в самый дальний угол, словно его хотели навсегда забыть. Анна отщелкнула ржавые замки. Внутри, аккуратно сложенное и переложенное папиросной бумагой, лежало платье. Не простое платье. Платье в горошек.
Ткань была из тончайшего шелка цвета слоновой кости, а по ней рассыпался жизнерадостный, почти кокетливый горошек – ярко-алый, как капли свежей крови или спелая земляника. Фасон был старомодный, но изысканный: пышная юбка, тонкая талия, изящные кружевные манжеты. От него пахло не нафталином, а духами «Красная Москва» и временем.
Анна осторожно прикоснулась к ткани. И тут же отдёрнула руку. Ей почудилось легкое покалывание, будто от статического электричества, и в ушах прозвучал отдаленный, словно из-под воды, смех – молодой, беззаботный и счастливый.

Часть 1: Наследство
Анна привезла чемодан в свою маленькую московскую квартиру. Платье она не повесила в шкаф, а разложила на диване, и оно словно заполнило собой все пространство, стало главным героем комнаты. Она расспрашивала мать о платье.
— А, это старое… — махнула рукой мать по телефону. — Бабушка Вера его берегла, но никогда не носила. Говорила, память. О какой-то подруге, кажется. Не знаю, Анна, не до расспросов сейчас.
Но Анне было нужно знать. Она чувствовала странную связь с этим платьем. По вечерам она садилась рядом с ним и разглядывала старые альбомы. На большинстве фотографий бабушка Вера была уже той, какой знала ее Анна: строгой, с седыми волосами, убранными в тугой пучок, в практичных темных платьях. Но на одной, пожелтевшей и угловатой, снялись две девушки. Они стояли, обнявшись, на фоне Волги. Одна – узнаваемая молодая Вера, с серьезным взглядом. А вторая… Вторая была вся – воплощение радости. Распущенные волнистые волосы, безудержная улыбка до ушей, и на ней было то самое платье в горошек. На обороте фото было выведено старательным почерком: «Вера и Лида. Лето 1941-го».
1941-й. Последнее мирное лето.
Анна погрузилась в investigatio. Она перечитала все письма с фронта, которые хранила бабушка. В основном они были от деда, но в одном из конвертов, датированном осенью 1942 года, она нашла крошечный, смятый листок.
«Верунчик, милая! Жива-здорова, воюю, как могу. Нашла здесь одну швею-чудесницу, так она мне починила мое платьице в горошек! Представляешь? Носила его на концерте для раненых. Говорят, поднимает боевой дух. Скоро победа, и мы с тобой снова наденем наши платья и пойдем танцевать! Крепко обнимаю. Твоя Лида».
Больше упоминаний о Лиде не было. Ни в письмах, ни в документах. Она исчезла.
Однажды вечером, чувствуя себя немного глупо, Анна надела платье. Оно сидело на ней идеально, будто было сшито для нее. Она подошла к зеркалу. И отражение поплыло. Комната исчезла, и вместо него Анна увидела другое лицо – то самое, с фотографии. Лиду. Она смеялась, кружилась, а вокруг нее слышались звуки патефона и голоса. Сердце Анны заколотилось. Она сбросила платье, как ошпаренная. Видение исчезло.
Платье было не просто артефактом. Оно было порталом.

Часть 2: Тень Лиды
С этого дня Анна стала видеть сны наяву. Каждое прикосновение к платью рождало в ее сознании вспышки чужой, но такой яркой жизни.
Она видела, как Лида и Вера, две юные сотрудницы архива в Куйбышеве (куда эвакуировали их институт), бегут с работы на свидание к реке. Как они делятся мечтами. Лида хочет на сцену, она обожает петь. Вера – более приземленная, мечтает о семье, о тихом счастье. Они купили ткань на толкучке и сшили два одинаковых платья в горошек – свой тайный знак дружбы, вызов суровой действительности.
Анна видела, как начинается война. Как Вера, более осмотрительная, остается в тылу, работает по двенадцать часов в сутки. А Лида, пылая яростью и желанием защищать, уходит на фронт добровольцем. Не санитаркой, а связисткой. «Я буду соединять жизни», — сказала она тогда Вере на прощание.
И Анна видела fragments войны глазами Лиды: грохот орудий, свист пуль, грязь окопов и… невероятные моменты красоты. Лида пела для таких же, как она, девчонок в землянке, аккомпанируя себе на трофейной гармошке. Она носила свое платье в горошек, спрятанное в вещмешке, как талисман, как кусочек прежней, мирной жизни. Оно было ее броней против ужаса.
Но однажды вспышка стала темной и обрывистой. Ночь. Лес. Приказ срочно восстановить связь. Лида, ползущая с катушкой кабеля по сырой земле. Вспышки ракет в небе. Резкая боль. Тишина. И чувство леденящего холода.
Вера получила похоронку. «Пропала без вести». Но платье вернулось к ней. Его привезла однополчанка Лиды, которая нашла его в ее рюкзаке. «Она его так берегла…» — и все.
Для Веры «пропала без вести» не значило «умерла». Это значило «где-то там». И она хранила платье – последнюю ниточку, связывающую ее с самой яркой частью ее youth, с подругой, чья улыбка могла осветить любое небо.

Часть 3: Зацепка
Анна не могла остановиться. Она понимала, что обязана узнать правду. Для бабушки Веры. Для Лиды. Для себя.
Она связалась с архивом Министерства обороны, с поисковыми отрядами. Имена Вера и Лида были слишком распространенными, данных катастрофически не хватало. Тупик.
Отчаявшись, она снова надела платье. На этот раз она не просто ждала видений. Она задавала вопрос мысленно, вглядываясь в свое отражение: «Лида, где ты? Покажи мне».
И перед глазами поплыли образы. Не лес, а поле. Старая, полуразрушенная церквушка с колокольней. Крупные капли дождя, стекающие по камню с выбитой датой – «185...». И чувство безысходной тоски.
Анна зарисовала все, что увидела. Она днями сидела в интернете, сравнивая старые карты местности, где предположительно воевала часть Лиды, с современными спутниковыми снимками. Это была игла в стоге сена.
Помог случай. В одном из краеведческих блогов о Смоленской области она нашла фотографию. Ту самую церковь. Ту самую колокольню. Подпись гласила: «Село Заозерье, церковь Рождества Богородицы, 1854 года постройки. В ходе боев зимой 1942-го была сильно повреждена».
Сердце Анны замерло. Она нашла это место.

Часть 4: Заозерье
Поездка в Заозерье была больше похожа на паломничество. Деревня была почти заброшена. Церковь стояла, как и в видении, печальная и величественная в своем запустении.
Местный старожил, дед Игнат, указал ей на поле за церковью. «Тут кругом наши ребята полегли. И немцы тоже. Вся земля в железе и костях. Каждую весну отряды приезжают, поднимают».
Анна прошла по полю, и платье в ее сумке словно стало тяжелее. Она чувствовала его, как живое существо.
Она разговорилась с руководителем поискового отряда «Память», который как раз вел работы неподалеку. Показала фотографию, рассказала историю.
— Лидия? Связистка? Зимой 42-го? — Поисковик, мужчина лет пятидесяти с усталым и мудрым лицом, задумался. — Знаешь, в прошлом году мы подняли останки бойца недалеко отсюда, в лесу у старой линии связи. При нем была катушка, котелок и… — он сделал паузу, глядя на Анну, — и пуговица. Фарфоровая, белая, в красный горошек. Ничего больше. Непонятно было, что за диковина. Она у нас в полевом музее хранится.
Анна похолодела. Ее руки задрожали. Она открыла сумку и осторожно достала платье. Поисковик ахнул.
— Да, — прошептал он. — Горошек точно такой же.
Они молча пошли к месту, где была найдена пуговица. Это была небольшая поляна на опушке леса. Теперь Анна узнавала ее. Тот самый лес из своего видения.

Поисковик отошел, оставив ее одну.
Анна расстелила платье на земле, на свежей, уже без снега, траве. Алый горошек весело и нелепо пестрел на фоне прошлогодней листвы.
— Лида, — тихо сказала Анна. — Мы нашли тебя. Ты дома. Спасибо. За все.
Она не плакала. Она чувствовала не горе, а огромное, вселенское облегчение. Воздух словно дрогнул, и Анне показалось, что она снова слышит тот самый беззаботный, молодой смех. Только теперь в нем не было боли. Была только радость и свобода.

Эпилог
На мемориальном кладбище, где перезахоронили останки Лидии Смирновой (так полностью звали Лиду, как выяснилось из архивов), теперь лежит скромный камень. А рядом с ним в специальной капсуле замурована та самая фарфоровая пуговица в горошек.
Платье Анна не стала убирать в чемодан. Она отреставрировала его и повесила в своей комнате в рамке под стеклом. Оно больше не покалывало током и не показывало видений. Оно выполнило свою миссию.
Иногда, в особенно солнечные дни, Анна надевает простое современное платье с рисунком в горошек. Она выходит на улицу, и ветер развевает подол. Она идет по современному, шумному городу, и ей кажется, что рядом с ней идут две тени – строгая, но добрая Вера и неугомонная, смеющаяся Лида.
Они наконец-то вместе. И они снова молоды. И платье в горошек – уже не реликвия скорби, а вечный символ их дружбы, любви и жизни, которая сильнее любой войны.
И Анна знает, что память – это не груз прошлого. Это крылья, которые позволяют нам помнить, кто мы и откуда. И лететь дальше.


Рецензии