Мученичество святой Златы

МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОЙ НОВОМУЧЕНИЦЫ ЗЛАТЫ,
ПОСТРАДАВШЕЙ В ГОД ГОСПОДЕНЬ 1795-Й.


В муках, о Злата, ты сияешь,
словно золото, огнем очищенное.

ЗЛАТА,1 НОВОМУЧЕНИЦА и непорочная невеста Царя Небесного Христа Бога, была родом из селения Слатино Могленской епархии, что близ границы Сербии и Болгарии. Она была из бедной семьи, будучи одной из четырёх дочерей. Однако она была богата добродетелями приобретенными и природными: добродетелями приобретенными, то есть горячей верой в Бога, девством и целомудрием; добродетелями природными – благообразием и красотой, за которые блаженная и удостоилась совершенствования славным и благородным мученичеством.

___
1 В греческих Минеях святая именуется Хрисой, в славянских — Златой. В обоих случаях это слово означает «золотая».


СВЯТАЯ НОВОМУЧЕНИЦА ЗЛАТА.
Память 13 октября.

ТРОПАРЬ, глас 3.

Сосуд девства златой+ и непорочная Христова невеста+ была еси, Злата, праведная дева+; ибо, сохранив девство непорочно+, благочестиво за Христа подвизалась еси.+ Славная мученице, моли Жениха твоего+, да дарует нам велию милость Свою.


Там был некий турок, который, увидев её красоту и миловидность, был пронзен в сердце нечистой страстью к ней, и он высматривал подходящее время, чтобы осуществить задуманное им злое намерение. Однажды святая вышла с другими женщинами собирать дрова. Когда агарянин, замышлявший лишить девственности святую, узнал об этом, он взял с собой и других турок, и, придя туда, схватил её и силой увёл в свой дом. Сначала он начал льстить святой многими обещаниями, пытаясь таким образом извратить её убеждения и обратить в свою религию. Он сказал, что если она примет ислам и станет мусульманкой, он возьмёт её в жёны. В то же время начал угрожать ей и говорить, что если она не уступит ему, он подвергнет её великим мучениям. Но когда она, поистине златая и умом, и именем, услышала эти слова столь неожиданно, нисколько не устрашилась, но в сердце своём призвала имя Господа нашего Иисуса Христа на помощь и с великим благородством и дерзновением ответила: «Верую и поклоняюсь Христу моему, и только Его имею своим Женихом, от Которого я никогда не отрекусь, хотя бы вы подвергли меня десяти тысячам пыток, хотя бы вы рассекли моё тело на мелкие куски».

Услышав это, агаряне поняли, что им одним не убедить её. И они прибегли к другим средствам. Зная, что женщины искуснее мужчин в обмане других, особенно других женщин, они передали святую своим женщинам и повелели им использовать все средства и уловки, чтобы убедить её. Когда те схватили мученицу, чего они только не делали, чего только не придумывали, какие чары не применяли против девы… Почти полгода они уговаривали блаженную принять их веру, но тщетно трудились, ибо святая Злата твердо стояла на незыблемом камне Христовой веры. После этого они призвали родителей и сестёр мученицы и с великими угрозами приказали им склонить свою дочь к мусульманству, иначе её казнят, а их самих будут пытать и нанесут им великий урон.

Поэтому, когда родители и сёстры мученицы приблизились к ней (страх побудил их сделать это, хотя и неохотно), они говорили и делали всё то, что может смягчить даже самую чёрствую и несокрушимую душу, и плакали, и рыдали, и говорили: «О возлюбленная дочь, сжалься над собой и над нами, твоими родителями и сёстрами, которые все находятся в опасности погибнуть из-за тебя. Отрекись от Христа хотябы внешне, чтобы и ты, и мы были спасены. Христос милостив и простит тебе этот грех по необходимости и по принуждению». И здесь пусть каждый задумается, как яростна и как велика была эта брань, которую замыслил и пустил в ход диавол против Мученицы, и какие мысли, немощи и сострадания могли склонять нежную деву в потоках слез, которые проливали в ее присутствии ее мать, отец и сестры.

Но мужайтесь, возлюбленные, сила Христова победила даже эту брань и козни диавола; ибо, воспламененная пламенным огнем любви ко Христу, Злата, мужественная и сильная душой, вовсе не склонилась к сочувствию к словам и слезам родителей и сестер, как того требовала природа. Напротив, как нечто выше плоти и крови, выше пределов и законов природы, она обратилась и сказала родителям и сестрам эти достойные похвалы и премудрые слова: «Вы, побуждающие меня отречься от Христа, истинного Бога, больше не мои родители и сестры, и я не желаю иметь вас таковыми впредь. Но вместо вас у меня Отец – Господь мой Иисус Христос, Мать – Госпожа моя, Богородица, а святые – братья и сестры». И с этим ответом она отвернулась от них.

Хорошо, святая, твое мужество! Хорошо, что ты пребыла в истинной любви к Богу! Хорошо, что ты мудро утвердила свои убеждения, достойные Небесных похвал! Воистину, братья, в этой святой исполнилось сказанное Божественным Давидом: «Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26:10), и сказанное Господом: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее... И враги человеку – домашние его» (Мф.10:34-36).

Когда мусульмане, и особенно этот злой, влюбленный в деву, увидели, что им ничего не дано и что они не могут отвратить святую от веры Христовой даже теми средствами и орудиями, которые они задумали, они с того времени оставили лесть и слова и начали истязать мученицу. Сначала, в течение целых трех месяцев, ежедневно били ее дубинками. Затем сняли с неё кожу и, отделив множество полос от её тела, оставили их висеть перед ней, чтобы она ужасалась при виде их. Кровь текла рекой из девственного тела мученицы, и земля вокруг покраснела. Затем они раскалили вертел и продели его прямо через уши мученицы, так что из её носа и рта повалил дым.

Претерпевая столь многочисленные и тяжкие муки, которые сломили бы даже самых стойких людей, мученица Христова переносила их с великим мужеством, укрепляемая силой Креста и сердечной любовью ко Христу. Ибо, как говорит блаженный Симеон Метафраст: «Душа, ята будучи узами любви к Богу, ни во что вменяет страдания, но услаждается прискорбностями и цветет в злострадании». Когда святая услышала, что поблизости находится отец Тимофей, игумен августейшего монастыря Ставроникита на Святой Горе, человек смиренный и благонамеренный, который был ее духовным отцом и который предсказал ей о ее мученичестве, она послала к нему через некоего христианина, чтобы он умолил Бога, дабы она удостоилась окончить подвиг свой Богоугодным образом.

Наконец, не довольствуясь многочисленными муками, которым подвергли святую, но дивясь тому, как она осталась жива и не умерла, эти жестокие и бессердечные, нет, следует сказать, более жестокие, чем дикие звери, не могли вынести того, что все они были побеждены девицей, и стали такими злыми и упрямыми. О! чего только не придумает зло! – они повесили агницу Христову на дикой груше, и все бросились на нее с ножами и изрубили священное тело девы на куски.

Так была испытана добрая Злата, просиявшая многочисленными муками, подобно золоту в горниле. Она предала свою святую душу в руки бессмертного Жениха и получила двойной венец – как девственница и как мученица. И ныне она ликует и радуется вместе с благоразумными и достойными наград девами в Небесных чертогах, и стоит одесную своего Жениха, Христа, и царствует с Ним во веки веков. Что же касается ее победоносных и девственных мощей, то некие христиане тайно взяли их и с честью и благоговением погребли. Ее молитвами да сподобимся и мы Царствия Небесного. Аминь.


Рецензии