Орёл Гарри Исаакович - кларнетист, педагог, дириже

Очерк к 93-летию со дня рождения Гарри Исааковича Орла (1932–2017)
«Мастера минувший эпохи»

Есть в жизни города люди, чьё имя становится частью его музыкальной души. Для Одессы таким человеком был Гарри Исаакович Орёл — музыкант, педагог, дирижёр, кларнетист с удивительно тёплым и благородным звуком.

Родился он в августе 1932 года, и путь его к музыке был непростым. В годы войны судьба забросила его в Иркутскую школу военно-музыкальных воспитанников, где мальчику в одиннадцать лет впервые доверили кларнет. С этого момента началась история, которая длилась всю жизнь: история человека, выбравшего музыку своим призванием.

После окончания Одесской консерватории Орёл долгие годы играл в оркестре Одесского театра оперы и балета. Сколько слушателей замирали от его проникновенного кларнета в «Травиате», «Жизели», «Щелкунчике»! Коллеги вспоминали его как музыканта редкой чуткости, способного оживить каждую ноту.

Но ещё больше Гарри Исаакович запомнился как педагог. Более полувека он преподавал в музыкальной школе-интернате им. П. С. Столярского, и в каждом ученике стремился зажечь искру любви к музыке. Его ученики признавались: он был строгим, но справедливым; требовательным, но всегда добрым; настоящим наставником, которому верили и которого любили.

Мне самому довелось испытать это. Весной 1976 года оркестр Одесского военного училища, где я служил, готовился к очень ответственному концерту в окружном Доме офицеров. На нём присутствовал гость из Москвы — профессор Московской консерватории и Института военных дирижеров Борис Александрович Диков, легендарный педагог кларнета  и дирижёр, фактически экзаменатор для нашего руководителя А. Я. Салика. Атмосфера была напряжённой, ведь от этого выступления зависала репутация всего коллектива.

На генеральную репетицию пришли поддержать нас известные одесские музыканты — композитор Михаил Сафьян и кларнетист Гарри Орёл. Они внимательно слушали, делали профессиональные замечания, помогали нам настроиться на успех. В репертуаре было много сольных эпизодов для кларнета — особенно в концерте А. Арутюняна для квинтета духовых и в свежей аранжировке «Калины красной» Светланова. Исполнял эти места я, и, признаться, волнение было немалое.

В перерыве Гарри Исаакович подошёл ко мне. Спокойно, с уважением, словно старший товарищ, он рассказал, как можно сделать мои сольные фразы содержательнее, как «оживить» их дыханием, интонацией, смыслом. Трудно сейчас дословно вспомнить его слова, но я ясно помню, как вдруг увидел ноты иначе. Они перестали быть просто знаками на бумаге и превратились в настоящую музыку.

Концерт прошёл блестяще. Профессор Диков высоко оценил наш оркестр, сказав, что такие коллективы — редкость даже для армии. А для меня это было ещё и чувство личной гордости: в успехе концерта была и частица поддержки Гарри Исааковича, его добрый совет, его опыт. Тот разговор я храню в памяти как один из самых ценных уроков в жизни.

Он умел работать и с детскими оркестрами — с душой, с азартом, вкладывая сердце в каждое выступление. Долгие годы был дирижером духового оркестра Дворца пионеров. И, наверное, именно поэтому юные музыканты тянулись к нему: они чувствовали в нём не только учителя, но и друга.

В воспоминаниях друзей и коллег Гарри Исаакович Орёл остаётся человеком большой интеллигентности, тонкого юмора и доброты. Его музыка звучала на одесских сценах, а его ученики несут её дальше — в разные города и страны, сохраняя память о своём учителе.

Сегодня, когда исполнилось бы 93 года со дня его рождения, хочется сказать главное: он жил музыкой и дарил её людям. А значит, жил счастливо — в том самом чудесном городе, где когда-то родился и который любил всем сердцем.

Спасибо вам, Гарри Исаакович, за музыку, за добрые слова, за тот урок, что вы подарили мне. Ваш кларнет звучит в памяти и сегодня, а ваша доброта — в сердцах всех, кто имел счастье знать вас.

Борис Турчинский
Музыкальный публицист
авг 2025 ; Израиль


Рецензии