57 Москвее некуда. По следам
2018.
Диагноз искусства - стоп-арт!
Начало регресса - стоп-арт!
Впрочем, категоричность всегда приводит к внутренним противоречиям.
После всех лозунгов, я очень внимательно отнёсся к аранжировке этой песни.
А как сконструированы и «аранжированы» сами стихи.
Но, согласитесь – песня хороша!
И «Дождь..» тоже отличная песня!
А какой искусствоведческий фрагмент сформировался!
Перерыв сделаю. Позазнаюсь с полчасика (1/2).
57 Москвее некуда. По следам.
Как бы мне с психологическим аспектом не сплоховать, не оплошать, не опростоволоситься. А то ведь вполне подходящий случай.
Я всё время подчёркиваю, что в психологии хорошо разбираюсь.
Всю жизнь всех вокруг тестирую.
Ссылаюсь на похвалы весьма авторитетных специалистов.
Но вот прикладной пример - мой собственный текст.
Песенка «Дождь смывает все следы».
Вполне простая и прозрачная. О чём, зачем, как сделана – всё ясно.
Есть, правда, у этой песни один (1) забавный нюанс.
Не я даже в стародавние времена нашей молодости первым (1) заметил.
Давно уже ушедший из жизни Олег Латышев.
(Немало моих друзей – ровесников так и не вошли в новое тысячелетие (1000), достаточно для того, чтобы подтверждалась устрашающая, позорная статистика. Средней продолжительности жизни мужчин по стране и в моём окружении,
моей компании. Она, как известно, ниже пенсионного возраста.
Ничего не изменилось и в двадцать первом (21) столетии (100).
Вот ближайший пример. Двое (2) наших с Олегом друзей, двое (2) из его институтской группы. Сашка Дегтярёв переступил-таки заветный рубеж шестидесятилетия (60), звонил, консультировался, но оформить пенсию не успел.
А Дима Амирджанов тут же поправил, поддержал чуть покачнувшуюся статистику, не дожил несколько месяцев. В последние годы ни с кем я так часто не встречался, как Сашкой и Димкой. И вот опять, в который раз (1), пополняю мартиролог
на этих страницах. Незнакомки и незнакомцы, поверьте, называю фамилии замечательных людей, сделавших в жизни лишь малую долю от того,
что бы могли сделать. Жизнь и Смерть не позволили.
А те, что читая сейчас, представляют меня ещё лохматым, те, что внутри моей истории, инсайдеры – согласитесь, подтвердите, повторяйте.
Надо закрывать печалящие скобки).
И возвращаться к поэзии, музыке, психологии и женщинам.
Заново.
Давно уже ушедший из жизни Олег Латышев, несколько раньше выпавший
из моего круга, как, впрочем, и из всех кругов, исполнявший те мои песни
точно чаще, чем я, рассказывал когда-то:
- Женская у тебя песня получилась. Не в том смысле, что по-женски написана,
а просто всем девчонкам нравится. Только возьму гитару, они сразу:
- Давай Славкин «Дождь».
А я над ними издеваюсь.
- Какой дождь? У Славки много дождей. У него «дождь» - любимое слово.
А они:
- Ну, ты что. Ну, про следы.
И все последующие сорок (40) с лишним лет подтверждают – прав он был.
И сейчас женщины чаще всего именно об этой композиции мне пишут.
А почему, при всей своей психологической подкованности, не понимаю.
Что в ней такого, специфического женского, подскажите.
Не могу сказать, что у меня вовсе нет версий. Я бы не постеснялся простого,
даже банального объяснения. Принял бы его для себя. Помните Оккама.
Но что делать, если любая возникавшая сентенция, мгновенно тянула за собой собственное опровержение. Думал даже, одно (1) время, что дело вообще не в тексте.
Некая композиционная последовательность звуков?
Непредумышленно изобретённый телепатический код.
Тут и до психогенного оружия недалеко.
Но ведь, на самом деле, вся музыка - средство того или иного психологического воздействия. А стихи – разве нет? А просто разговоры?
Может, отсылка к фильму, ассоциация.
Но ведь уже несколько культурологических поколений понятия о нём не имеют.
В общем, без выделения конкретного элемента всё равно не обойтись.
А вот с этим как раз (1) и сложности.
Так что, даю возможность самим поразмыслить.
А сам в данном случае свою ипостась психолога предусмотрительно выключаю.
Сам фильм мне потом уже на фестивале случилось дважды (1) посмотреть.
Помню, что хороший, но это всё, что помню. (Пересмотреть, что ли?)
Нашей цензуре картина пришлась по вкусу, и почти сразу после фестиваля
он появился на экранах кинотеатров.
И тут Костик захотел посмотреть фильм, из-за песни – так и сказал.
Мы нашли его на сводной афише (такие щиты стояли тогда по всему городу)
в кинотеатре «Уран», на Сретенке. А мне нравился «Уран», я ведь в детстве жил неподалёку. У Склифа, на Коптельском.
Напротив «Урана» в детстве жил мой отец. Здесь же находилась его школа.
Всё это, конечно, многократно рассказывалось и показывалось мне.
Моя мама очень часто ходила на работу пешком.
В её маршрут полностью была включена Сретенка, она, по сути, и была им.
Плюс (+) только Колхозная (то бишь Сухаревская) площадь у дома
и тёзки, улица - площадь Дзержинского (читай: Лубянка) у места службы.
И я тоже всё там исходил, сначала с ней, а позже, но будучи ещё совсем мальцом, один (1). Ещё ближе, за углом был кинотеатр «Перекоп». Но и в «Уран», и в «Форум» (близёхонько по Садовому) нас отпускали без сопровождения уже семилетками (7).
Итак, я согласился на третий (3) просмотр из-за девчонок и Кости,
но не рассчитал своих возможностей. Уже минуте на пятнадцатой (15), я стал
ёрзать и активно мешать окружающим. А ещё через пять (5) сбежал в фойе.
Буфет работал, и один (1) весьма яркий паренёк, лицо которого показалось
мне знакомым, уже посасывал пиво, видимо тоже дожидаясь конца сеанса.
Мы немедленно познакомились. Даю, вам честное слово, что давно уже забыл,
к своему стыду, конечно, как его звали. Здесь буду называть его просто В.
Оба (2) мы ребята воспитанные, понимаем, что не совсем правильно поступили, покинув зал во время сеанса. С этих объяснений и начинается разговор.
Моё – тривиальное, вы его уже знаете.
Его – почти слово в слово повторяет моё, но единственная (1) отличающая деталь неожиданно делает рассказ крайне интересным.
В. тоже уже видел фильм. И тоже привёл в «Уран» дам – жену и сестру.
Но в отличие от нас, на первом (1) фестивальном просмотре они были в том же составе. И до вчерашнего вечера вовсе не собирались пересматривать кино.
Однако накануне всех взбаламутил ударник.
(Да ты музыкант. В голове снова закрутились смутные ассоциации.)
Он (ударник) притащил неизвестно откуда взявшуюся запись
(он и сам переписал её у недостаточно информированных людей),
на которой какой-то парень исполняет на русском то ли что-то из фильма,
то ли что-то связанное с фильмом, но, в любом случае, замечательное и всем им понравившееся. Возникли разнообразные споры, и сегодня они пришли
не смотреть фильм, а слушать музыку.
В. сразу убедился, что был прав - у вчерашней песенки, нет ничего общего
ни с фильмом, ни с его саунд – треком. (Sound – track.) Только название.
Девчонки, всё-таки, решили дослушать кино до конца.
Я чуть, лишь на мгновение, напрягся. Ко мне история не имела никакого отношения. Я ещё не сделал ни одной (1) записи своего «Дождя».
Более того, ни разу (0) не пел её целиком, считая недописанной.
Он лишь подтвердил общеизвестность фразы, вынесенный, возведённой
в название и авторами фильма, и мною, и ещё кем-то.
Тут мне стало интересно, из-за своей песенки, зачем им всё это нужно.
Ну, они хотели бы сделать эту песню, а там, на кассете, нет ни целостного
текста, ни внятного аккомпанемента. И, вообще, парень им показался очень интересным, хотелось бы познакомиться.
Тут уместно рассказать о самом кинотеатре. Возможно, судя по фасаду,
когда-то особняк, или просто стилизованное под Сретенку здание,
на самом деле ещё до революции служил кинотеатром.
Бабушка моя преподавала музыку, и, в связи с этим, в раннем детстве,
я посещал музыкальную школу. Так вот, наш учитель - скрипач, который,
кстати, совершенно не выглядел глубоким стариком, в молодости подрабатывал
там тапёром. Об этом все знали. Я был начитанным ребёнком, знал что такое «тапёр», видел их в кино, и мне было решительно непонятно, как в его неразлучный с ним футляр могло поместиться пианино, а тем более рояль.
Уже значительно позже, когда я начал всерьёз жалеть, что саботировал музыкальную школу я узнал – увидел – услышал: все знакомые мои скрипачи играли «на клавишах». «Обратное, вообще говоря, неверно».
Такие смешные заблуждения – «обсчёты» свойственны отнюдь не только детям.
Вот и сию секунду, я вдруг осознал, что для того, чтобы работать тапёром
вовсе не обязательно было рождаться в девятнадцатом (XIX) веке.
Звук пришёл в кино существенно позже Великой Октябрьской Социалистической Революции (по другим источникам – Октябрьский переворот).
А значит, и скрипач вполне мог быть всего лет на десять (10) старше
моих молодых родителей. Так или иначе, но именно от него мы – дети знали,
что в «Уране» крутят кино уже очень давно.
Снаружи привлекательный, внутри кинотеатр напоминал два (2)
железнодорожных вагона. Передний, типичный вагон – ресторан, с абсолютно
аналогично расположенной буфетной стойкой, только с укороченными рядами столов. Сходство усугублялось сплошным рядом окон, частично закрытыми щитами, частично зашторенными и полностью густо запылёнными.
Ещё «железнодорожнее» смотрелся зрительный зал.
Узкий, кажется, по девять (9) мест в ряду и длинный. Точно рядов тридцать (30).
Электричка. (Как раз тогда они появились на всех пригородных направлениях.)
Была, по-моему, тыловая дверь, открывающаяся по окончанию сеанса,
но кому хочется идти в обход по грязному тёмному двору,
народ традиционно выходил через «вход», сразу на Сретенку.
В. по моим репликам и ответам быстро понял, что имеет дело со «своим человеком» и с удовольствием рассказывал мне о сложностях с инструментами и оборудованием.
Об идиотских прослушиваниях в МУМА (или МОМА).
(Я не помню сейчас, как тогда называлась «разрешающая» организация.
То ли жёсткое «Московское Управление Музыкальных Ансамблей»,
то ли демократично переименованное «Московское Объединение…»)
О деньгах за концерты, которые чуть ли не каждый раз (1) приходилось получать с риском угодить в тюрьму.
Но главное (он постоянно к этому возвращался), о почти полном отсутствии «нормальных» песен с русским текстом. Вот почему ему нужен тот парень.
Я уже почти злился и готов был возопить.
- Искать, конечно, нужно. Но я-то, я – рядом, точно лучше. И у меня тоже есть песня с таким же названием. И ещё тысяча (1000) гениальных под самыми разными.
Продолжение следует. 58МН…
4 страницы. 180 сток.
Свидетельство о публикации №225082001569
Михаил Быстров -Павлов 23.08.2025 11:46 Заявить о нарушении