Гл. 7. Духовная сила растений

Предыдущая глава:http://proza.ru/2025/08/20/1712

Помимо внешних проявлений, физических и химических свойств у растений есть и другая
 сторона жизни. Они не просто сырье, которое растёт и красиво цветёт. Это – жизнь, имеющая свои энергии, чувства и разум, которые, как принято считать, свойственны только человеку.
Хотя это утверждение необычно, однако оно не ново! Наши предки в отличие от нас, современников, знали об этих свойствах и возможностях растений несоизмеримо больше. Начиная с древнейших времен царству флоры посвящались многие эзотерические трактаты и учения.
Дерево у шумеров символизировало связь между землёй и небом, олицетворяло жизнь и возрождение, а также отождествлялось с божественными силами. В шумерской мифологии существует множество историй, связанных с деревьями. В мифе “Эпос о Гильгамеше” упоминаются священные леса и особые растения, которые обладают магической силой или даруют бессмертие. В некоторых ритуалах подразумевалось общение с растениями как с одушевленными существами и посредниками богов. Для обеспечения бессмертия боги в Шумерском царстве употребляли молоко Нинхурсага – невидимую энергию и жизненную силу растений.
Согласно мифам, в древнем Египте Тот, бог мудрости и письма, а также Гермес, посредник между богами и людьми, употребляли «белые капли», или «жидкое золото». Этот напиток, содержащий сок растений, наделял их мощью, мудростью и долголетием. Напиток часто использовался в ритуалах и практиках, проводимых для создания моста между земным и божественным мирами.
Не менее оригинальными были и китайские боги. Для обеспечения вечного существования они употребляли «Персики Бессмертия». Древние китайские мифы утверждали, что они росли в садах богов на деревьях, которые цветут раз в три тысячи лет.
В даосизме и буддизме растения воспринимались как учителя, помогающие осознать гармонию и единство с природой. Лотос, растущий из мутной воды и распускающийся в чистоте, являлся символом духовного просветления и внутреннего развития. Исповедующие буддизм и даосизм считали, что в деревьях может жить и человеческая душа. Например, душа Будды до того, как воплотиться в нём, провела в разных деревьях 23 жизни!
Термин «Древо жизни» впервые упоминается в Библии. Дерево жизни из Эдемского сада символизирует бессмертие и дар вечной жизни, предлагаемые человечеству Богом. Оно олицетворяет изобилие и процветание, которые приходят от следования Божьим заповедям. Дерево жизни противопоставляется дереву познания добра и зла, которое стало символом морального выбора человека. Соприкосновение с Древом жизни даёт единение с Творцом, полноту жизни и истинное благополучие. Возникает же оно как результат духовного роста, развития и углубления веры.
Не менее интересны зороастрийская и ведическая мифологии, в которых упоминается об употреблении специального растительного напитка Сома и Хома. Он считался источником божественной силы и бессмертия, ассоциировался с духовным просветлением и использовалась в ритуалах для связи с высшими силами и привлечения божественного благословения.
В Древней Греции боги вкушали нектар и амброзию из душистых экзотических растений. Они считались невероятно вкусными и питательными, поддерживали вечную жизнь, силу и здоровье бессмертных богов и были недоступны смертным людям.
Не менее интересны и знания друидов о растениях. Они верили, что каждое растение обладает своей сущностью и энергией, которые могут быть использованы в ритуалах и заклинаниях. Дуб, например, давал мощь и защиту, ольха – обновление и трансформацию, ива – мудрость и гибкость, береза – свежесть и чистоту.
Друиды использовали эти растения в своих обрядах и праздниках. Они также создали свой собственный лунный календарь, связывая различные времена года с растениями, которые в это время наиболее активны. Для друидов растения были не физическими объектами, а живыми существами с духом и сознанием.
Своё отношение к растениям было и у славянских народов. На Руси, когда на свет появлялся сын, традиционно высаживали дуб, а когда дочка — сосну или березу. К своему дереву люди приходили за исцелением. Чтобы получить помощь, нужно было установить связь с деревом: принести ему подарок, попросить о помощи и затем поблагодарить. Считалось, что если человек несколько раз посидит, прислоняясь к своему дереву спиной или головой, то дерево возьмет на себя его болезнь или несчастье. Если же дерево засыхало, то это сулило беды.
Значительными знаниями о целебных свойствах растений обладали знахари, часто воспринимаемые как мудрецы и хранители древних традиций. Эти знания передавались из поколения в поколение, создавая целую систему методов лечения, ритуалов и практик. Кроме лечения травяными сборами, знахари применяли лечение энергиями деревьев,  способствующим восстановлению физического и эмоционального состояния человека. Кипарис, например, очищает пространство от негативной энергии и создаёт атмосферу спокойствия, береза способствует избавлению от тревог и негативных эмоций, сосна очищает воздух и пространство, создавая чувство гармонии, дуб восстанавливает физическую и душевную энергию, бук заряжает энергией и повышает уверенность в себе, а магнолия наполняет любовью и радостью.
В III веке нашей эры пророком Манихеем было создано Живое Евангелие, утверждающее, что растения, животные и другие компоненты природы – это части большого космического пространства, соединенного с духовным миром. Природа – это не просто физическая реальность, а проявление божественного порядка, где всё связано со всем, каждый элемент считается важным для поддержания  жизни и развития духа, каждая форма жизни равноправна и заслуживает уважения. Живое Евангелие пророка Манихея было признано христианством еретическим, а все его труды о природе уничтожены.
Суфизм, как мистическая ветвь ислама возникший в VIII-IX веках, рассматривает растения и природу как носителей глубоких духовных символов и уроков. Суфии часто использовали растения как символы для объяснения духовных концепций. Например, цветы и плоды символизировали истинные добродетели, человеческие качества и достижения на пути к Богу. Цветение растения означало духовное развитие и просветление. Шипы и колючки представляли испытания и трудности, которые человек должен преодолеть на своем духовном пути. Суфии верят в связь между всеми живыми существами и возможность диалога человека с растениями, животными, водой, огнём… Пребывание на природе и созерцание растений используются для достижения более глубокой концентрации и единства с божественным. Некоторые растения или их эфирные масла применяют в процессе молитвы и медитации. Они считаются средствами, способствующими очищению духа и созданию благоприятной атмосферы для общения с Богом.
В XI веке ассасины - исмаилиты рассматривали природу как отражение божественного порядка, а изучение растений воспринимали как способ постичь более глубокие истины о Творце и духовной реальности. Растения также служили для них метафорами для описания человеческого состояния, роста духа и стремления к внутреннему познанию.
Учение розенкрейцеров, возникшее в начале XVII века как философское и мистическое движение, утверждает, что растения, как и все живые существа, имеют свою “душу” или “сознание”. Оно хоть и отличается от человеческого, тем не менее, играет важную роль во вселенском порядке. Растения способны воспринимать окружающий мир и обмениваться энергией с ним. Медицина и ритуалы розенкрейцеров часто основывались на понимании связи между людьми и растениями, где последние считались носителями божественной мудрости. Каждое растение, обладая своим “сознанием”, способно оказывать влияние на эмоциональное и духовное состояние человека.
«Отец ботаники» Теофраст подчеркивал, что растения меняются под воздействием внешних факторов, обладают своего рода “разумом” или “чувствительностью” к условиям, в которых они находятся.
Средневековый ученый Парацельс также выразил интересную точку зрения, заявив, что растения имеют душу и могут испытывать страдания. Он говорил о «состоянии сущности растения», что подразумевало наличие разума на своей, растительной, ступени эволюции. По его мнению, растения взаимодействуют с окружающей средой не только физически, но и духовно.
Й. Гёте, будучи поэтом и ученым, провел много времени, исследуя отношения между растениями и животными. В его работах, таких как «Метаморфозы растений», он утверждал, что растения обладают внутренней “душой” и представляют собой динамичные системы, способные к изменениям в зависимости от внешних раздражителей. Гёте был сторонником идеи о том, что все живые существа, включая растения, имеют свои уникальные внутренние миры и способы взаимодействия с окружающей средой.
О наличии интеллекта у растений заявлял Чарльз Дарвин. Он утверждал, что окончание корня подобно мозгу дождевого червя, за что подвергся жесточайшей критике даже со стороны своих почитателей. Их шокировало слово «мозг». Но тем не менее это заявление стало первым шагом к пересмотру представлений о растениях. И действительно в 2004 году итальянский ботаник Стефано Манкузо обнаружил, что центральную роль в жизнедеятельности деревьев играют их корневые верхушки, число которых достигает нескольких миллионов для каждого растения. Эти верхушки, продвигаясь в почве, осуществляют сложный анализ окружающей среды, учитывая множество факторов: наличие влаги и питательных веществ, преграды, соседние корни, угрозы вредителей и доступность кислорода. Они проявляют необычную электрическую активность, что напоминает сигнализацию нейронов головного мозга животных — именно в этих центрах сосредоточено вычислительное и стратегическое “мышление” деревьев.
Работы ряда современных ученых-эзотериков тоже позволили людям иначе взглянуть на растения, увидеть в них разумных существ.
Первый в этом списке – американский растениевод и селекционер Лютер Бёрбанк. Он, поняв мир растений, стал разговаривать с ними. И они, слушая его, изменялись, принимая нужные формы и содержание.
В этом же ряду мастеров Слова находится и Джордж Вашингтон Карвер — известный агроном и ботаник начала ХХ века. У него была уникальная способность точно устанавливать проблемы растений и назначать им лечение.
Не менее известен селекционер и агроном Джон Батлер, сыгравший важную роль в развитии сельского хозяйства в США. Он применял инновационные подходы в работе с растениями, включая концепцию взаимодействия с ними через обращение и слова.
Батлер верил, что растения способны “откликаться” на доброжелательное отношение и внимание человека. Он подчеркивал важность создания связи между человеком и растением, что, по его мнению, способствовало лучшему росту и развитию. Его метод включал глубокое наблюдение за растениями и “разговоры” с ними, в которых он желал им здоровья. Батлер также считал, что положительные эмоции и энергетика, передаваемые им растениями, улучшали их адаптацию и устойчивость к стрессовым условиям, что выделяло его подход как более философский и эмоциональный, чем чисто научный.
В этом же ряду первооткрывателей чувств и разумности растений находится работник ЦРУ Клив Бакстер. Работая в ЦРУ в качестве эксперта по детекторам лжи, он случайно открыл и зафиксировал чувствительность растений. Это событие стало днём рождения современной науки «психологоботаники», или «фитопсихологии», которая изучает способность растений принимать и расшифровывать поступающую информацию.
Подводя итог, можно сказать, что в далёком прошлом у наших предков было совершенно другое понимание флоры. Они осознавали, что у каждого растения есть душа, такая же, как у человека и животного, что каждое дерево, каждый цветок и любая травинка в поле являются убежищем Духа, тончайшим проявлением жизни, что они, по сути, находятся в непрерывной медитации, и тонкая энергия – это их естественный язык. Поэтому в те времена ни одно дерево не срезали без его согласия, а вместо каждого срубленного высаживали не менее двух новых.
Современный человек эзотерическую информацию о свойствах растений воспринимает скептически. Поэтому в следующих главах будут упомянуты как исторические факты, так и научные наблюдения и открытия, свидетельствующие о разумности удивительной растительной цивилизации. Но «тайные знания» - это огромный океан ещё неизученного и неисследованного! Подумайте, что может дать человечеству налаженный контакт с тонкими мирами растений, какие возможности и открытия мы можем получить?!

Продолжение:


Рецензии