Походы русских князей против Ордена меченосцев
Прибалтийские племена, такие как ливы, латгалы, земгалы, курши и другие, находились под даннической зависимостью от русских княжеств. В частности, ливы платили дань полоцкому княжеству, а эсты и латгальские области — Новгородской республике.
В 1184 году католический миссионер Мейнард фон Зегеберг получил разрешение от полоцкого князя Владимира проповедовать среди ливов. Историк А. П. Пятнов отмечает, что это решение могло быть связано с тем, что сестра Владимира была замужем за датским королем. Позднее, в 1186 году, Мейнард стал епископом Икскюль, а в 1188 году папа Римский подтвердил его епископские полномочия.
К 1190 году, после задержки торговли из-за политической нестабильности, он основал крепости, которые стали важными опорными пунктами на сухопутном торговом маршруте к Пскову. Однако в 1196 году Мейнард скончался.
В 1197 году его преемник Бертольд Шульте попытался продолжить миссионерскую деятельность, но столкнулся с враждебностью ливов и был убит. В 1199 году на место пришел епископ Альберт Буксгевден, который основал город Рига в 1201 году и учредил Орден меченосцев в 1202 году для защиты новых территорий вдоль торговых путей.
Вячко и Всеволод были сыновьями Бориса Давыдовича, который княжил в Полоцке в начале 1180-х годов и, согласно одной из версий, являлся сыном смоленского князя Давыда Ростиславича. Начиная с 1164 года, смоленские князья время от времени управляли Витебском — уделом, который с 1162 года занимала полоцкая ветвь Изяславичей. Утрату Кокенойса и Герцика осветила неспособность полоцких князей самостоятельно остановить наступление крестоносцев.
В 1209 году амбициозный представитель смоленских Ростиславичей Мстислав Удатный занял новгородский престол. В 1210 году он совместно с братом Владимиром Псковским предпринял поход против чудей и тормов, осадил Медвежью голову, получив за это откуп в 400 ногат и обещание эстов принять православие. Однако вместо православных священников прибыли латинские, так как новгородская церковь оказалась менее заинтересованной в миссионерской деятельности по сравнению с рижской римской, отметил историк Денис Хрусталёв.
Мстислав и Владимир Мстиславичи стремились стабилизировать ситуацию на своих границах и устанавливали союзнические связи с ливонскими христианами, которым также надоедали набеги литвы и конфликты с латгалами и ливами, которые разгорелись в 1208-1210 годах. В условиях угрозы межэтнической войны немцы подписали мирные договоры с Полоцком и Новгородом. Мир был подтвержден браком дочери Владимира Мстиславича с Теодорихом (Дитрихом), младшим братом рижского епископа Альберта.
В конце 1210 года псковичи поддержали немцев в походе на эстонскую область Сонтагану в ответ на нападение эстов на подчиненных ливонским рыцарям латгалов. Эти действия князя вызвали недовольство не только эстов, но и самих псковичей, которые не желали делиться данью от эстонских земель с немецкими крестоносцами.
С февраля по март 1211 года немцы захватили центр земли Сакала — Вильянди, после чего эсты начали контрнаступление, но были разбиты немцами, латгалами и ливами на Койве. После этой победы немцы стали главными претендентами на власть в Эстонии, и епископ Альберт назначил туда отдельного епископа Леальского — брата Теодориха. Узнав о победах немцев в Сакале, которая изначально была данником Пскова, псковичи изгнали князя Владимира не позднее весны 1211 года.
В январе-феврале 1212 года, ища крестоносцев, Мстислав с войском численностью 15 тысяч человек, вместе с братом Владимиром и Давидом, достиг Варболы в северной Эстонии и осадил ее. После нескольких дней осады он получил откуп в 700 ногат и вернулся в Русь.
В 1216 году, по просьбе эстов, Владимир Полоцкий собрал силы для похода на Ригу, но, неожиданно умерев на корабле, поход был сорван.
Зимой между 1216 и 1217 годами русские сборщики дани сожгли один из замков в Латгалии, были захвачены немцами и позже отпущены после переговоров. В начале января 1217 года немцы совершили набег на новгородские земли. В феврале того же года Владимир Псковский совместно с частью эстов, насчитывающей около 20 тысяч человек, осаждал город Оденпе в течение 17 дней. Эсты, находившиеся в обороне, запросили помощь у немцев. Прибыло 3-тысячное войско, которое смогло войти в город и усилить гарнизон, но понесло серьезные потери, включая 2 военачальников и 700 лошадей. Известно, что во время боя пострадал русский обоз, и через три дня осажденные сдались с условием выпуска в Ливонию.
Пятый поход (1219)
Российский историк Соловьёв С.М. отмечает, что новгородцы прибыли в Ливонию под предводительством своего князя Всеволода с опозданием, учитывая поражение эстов при Вильянди в сентябре 1217 года. 16-тысячное новгородское войско во главе с Всеволодом Мстиславичем, Владимиром Псковским и его сыном Ярославом пришло в Эстонию, готовясь к выступлению в Ливонию. Против них выступили рыцари с ливами и латгалами. Генрих Латвийский сообщает о разгроме русского сторожевого отряда и его отступлении, после чего главные силы русских оказались сосредоточены за водной преградой. Увидев это, ливы и латгалы бежали, а немцы смогли предотвратить попытку переправы русских, которые потеряли 50 человек. Тем не менее, русские продолжили свои действия, разоряя земли латгалов и ливов, и предприняли безуспешную двухнедельную осаду Вендена. Генрих связывает последующее отступление русских с созданием немцами нового войска.
Шестой поход (1222)
После замены смоленского представителя на владимирского (Всеволода Юрьевича) был организован новый поход против немцев. Из Владимира пришло вспомогательное войско под командованием Святослава Всеволодовича. 12-тысячное войско совместно с литовцами осаждало Венден и разоряло окружающие земли.
Седьмой поход (1223)
После общего восстания в янавре 1223 года эсты пригласили новгородцев на помощь и разместили их в Вильянди и Юрьеве, разделив с ними захваченное имущество крестоносцев. После победы над эстами при Имере, крестоносцы собрали войско численностью 8 тысяч человек и 15 августа 1223 года захватили Вильянди, где находился русский гарнизон. Генрих Латвийский сообщает, что всех русских, находившихся в замке и пришедших на помощь вероотступникам, повесили перед замком для устрашения остальных русских. В это время старейшины из Саккалы были отправлены в Руссию с деньгами и подарками с целью призвать русских королей на помощь против тевтонов и латинян. Король Суздальский отправил своего брата с войском в помощь новгородцам, вместе с ним шли новгородцы и король Псковский со своими горожанами, в итоге в войске оказалось около двадцати тысяч человек.
Выступившее из Новгорода 20-тысячное войско во главе с Ярославом Всеволодовичем не успело помочь гарнизону Вельяна. Тем не менее, Ярослав был встречен как освободитель в Юрьеве и Медвежьей Голове. Он хотел направиться на Ригу, но чудские послы с острова Эзеля попросили его изменить направление на Эстонию. Близ Вельяна он увидел много повешенных немцами местных жителей, поклявшись отомстить, он сжег их селения. Далее он осаждал датскую Колывань в течение месяца, но не смог ее захватить и вернулся в Новгород, «взяв неисчислимое богатство и много золота», как указывает историк А.В. Соловьёв.
Несостоявшийся поход (1224)
Юрьев, который не был захвачен за пять дней в 1223 году, снова подвергся осаде немцев в 1224 году. Это время совпадает с внутренне политической борьбой между Новгородской республикой и Юрием Всеволодовичем владимирским, закончившейся назначением шурина Юрия Михаила Всеволодовича князем в Новгороде вместо Всеволода Юрьевича. Известно о походе новгородцев на помощь Юрьеву, который продолжался вплоть до Пскова. Лаврентьевская летопись под 1224 годом свидетельствует о направлении Юрием войска под командованием своего брата Владимира и племянника Всеволода Константиновича, однако без указания конкретной цели похода.
Несмотря на то, что в 1222-1223 годах соотношение сил складывалось не в пользу ордена, ему удалось удержать свои крепости и приблизиться к псковским рубежам, что вызвало волнения в Пскове. В частности, когда в 1228 году Ярослав начал новый поход против ордена, в среде новгородцев распространились слухи, что он на самом деле хочет идти на Псков. В результате новгородцы отказались участвовать в походе, а псковичи заключили союз с орденом, что и стало причиной срыва похода.
Несмотря на то, что в 1222-1223 годах соотношение сил складывалось не в пользу ордена, ему удалось удержать свои крепости и приблизиться к псковским рубежам, что вызвало волнения в Пскове. В частности, когда в 1228 году Ярослав начал новый поход против ордена, в среде новгородцев распространились слухи, что он на самом деле хочет идти на Псков. В результате новгородцы отказались участвовать в походе, а псковичи заключили союз с орденом, что и стало причиной срыва похода.
Восьмой поход (1234)
Основная статья: Сражение на Омовже
В булле, датированной 24 ноября 1232 года, папа римский Григорий IX призвал рыцарский орден отправить свои войска для защиты частично языческой Финляндии, которую крестивали шведские епископы, от колонизации новгородцами. В 1233 году новгородские изгнанники под предводительством князя Ярослава Владимировича (сына Владимира Мстиславича, который жил в Риге после смерти отца) захватили Изборск, однако вскоре были изгнаны псковичами. Решение о походе на земли Ордена было принято Ярославом Всеволодовичем в ответ на аналогичное нападение крестоносцев на Тёсов в том же году.
В 1234 году Ярослав Всеволодович, пришедший из Переяславля с низовскими полками, вторгся в земли Ордена вместе с новгородцами и расположился вблизи города Юрьева, не приступая к осаде. Рыцари совершили вылазку из Юрьева, а также из расположенной примерно в 40 километрах к югу Медвежьей Головы (Отепя), но потерпели поражение. Часть из них вернулась за крепостные стены, в то время как другая, преследуемая русскими, провалилась под лёд реки Эмайыги и утонула. Среди погибших летопись упоминает нескольких лучших немцев и ряд низовцев (воинов Владимиро-Суздальского княжества). По данным новгородской летописи, немцы пришли с миром к князю, а Ярослав достиг соглашения с ними.
На территории крестоносцев было нанесено поражение, и они не предприняли более серьезных вторжений, кроме набегов на Изборск и Тёсов в 1233 году, вплоть до ослабления Северо-Восточной Руси в результате монгольского нашествия в 1237—1239 годах. Они попытались вернуть утраченные земли, населенные литовскими племенами (в походе участвовали и псковичи), но это закончилось неудачей в 1236 году, после чего орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом в 1237 году.
Примечания
Назарова, Евгения Львовна. Псков и Ливония в XIII в. Псковская губерния онлайн. gubernia.media (14 марта 2002). Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 20 июля 2019 года.
Пятнов А.П. Полоцкая земля в последней четверти XII века // ROSSICA ANTIQUA: Научный журнал. — 2010. — № 1. — С. 136—137. — ISSN 2226-0986.
Хроника Генриха Латвийского, с комментариями И.Н.Гусева. Культурно-публицистический вестник KLIO. klio.ilad.lv. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года.
Послание папы Клемента III от 1 октября 1188 года. Восточная литература. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ВОСТОКА И ЗАПАДА. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 17 июня 2019 года.
Письмо папы Иннокентия III христианам Саксонии и Вестфалии. 5 октября 1199. Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада.. www.vostlit.info. Дата обращения: 20 мая 2019. Архивировано 25 мая 2019 года.
Хрусталёв, Денис Григорьевич. Новгород и его власть в Прибалтике в XII- первой четверти XIII в. // Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в восточной Прибалтике XII-XIII вв / Трофимов В.Ю. — Научное издание. — Санкт-Петербург: Евразия, 2017. — С. 68—138. — 622 с. — ISBN 978-5-91852-183-0.
Тринадцатый год епископства Альберта. Дата обращения: 22 сентября 2016. Архивировано 25 февраля 2017 года.
Соловьёв С. М. «История России с древнейших времён» Архивная копия от 21 августа 2013 на Wayback Machine
Соловьёв А.В. Заметки к "Слову о погибели Рускыя земли" // Труды отдела древнерусской литературы Института русского языка Академии наук СССР : научный сборник. — 1958. — С. 94—101. Архивировано 6 марта 2016 года.
Лаврентьевская летопись. Дата обращения: 22 сентября 2016. Архивировано 19 января 2021 года.
Ярослав Владимирович. Все монархии мира. Дата обращения: 22 сентября 2016. Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 года.
Ссылки
Новгородская первая летопись старшего извода
Генрих Латвийский. Хроника Ливонии.
Свидетельство о публикации №225082001774