Афоризм Дюма - следуйте третьему

«Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти»
Александр Дюма (сын) (1824—1895)

Следуйте третьему, потому что в первом недостаточно чувств, во втором - спешка, в в третьем - кипение страстей - самого главного показателя подлинной литературы.


1. Можно ли писать подражательные стихи, отталкиваясь от классика, преобразуя его идею в свою?
2. Выигрывает ли от такого обращение стих классика?
3. Можно ли такие стихи считать поэзией.

- ВСТУПЛЕНИЕ
Часто стих прошлого переполняет поэта, он его заучивает, он западает  память, и в какой то момент, ему хочется написать нечто подобное, или продолжить тему, которая его так взоловала
- Основная часть.
И вот здесь мы подходим к вопросу — можно ли делать ремейк известного стиха?.. Бросать тень на священный текст. Ведь мы часто читаем искаженное подражание, в котором стих ковыляет как инвалид прошитый картечью.

Я полагаю, что не только можно, но и необходимо. Вспомним художников. Они тщательно копируют картину классиков, постигая основы мастерства. Конечно, стих — это картина, просто копия с небольшим изменением не будет являться учебой, а вот если поэт оттолкнувшись от классика вкладывает уже свое содержание, вот тогда это будет настоящая учеба.

И более того, такая поэзия при достаточной оригинальности уже выступает с собственной идей и формой, где поэт уже вкладывает свое содержание, а не переливает как воду из одного кувшина в другой.

Конечно, если стихи-ремейки написаны талантливо, то они идут на пользу классику, так как для нас это возвращение к стихам, которые мы уже в силу того или иного подзабыли.

И вот перед нами три стихотворения на тему Лермонтовского «Парус». Причем здесь нет подражательности, сама идея сразу меняется на противоположенную названием - «Чернеет парус одинокий». Да, название претенциозное, и кажется, что оригинальность поэтов на этом и завершиться, но давайте сначала прочитаем, что же нам предложили поэты.

чернеет парус одинокий
Калинин Николай Олегович
***1184.

-Покоряет моя шхуна
Самый тихий океан.
Возвращусь ли в ту лагуну,
Где потек когда-то кран?
Может с каждым новым годом
Я все ближе к тем краям,
Где пусты, как космос, воды,
И обратно кораблям
Не вернуться. Но ведь хуже,
Бросив парус и штурвал,
Осознать, что ты не нужен,
Что тебя никто  не ждал.

Совершенно оригинальное стихотворение, можно сказать имеющее отдаленную связь с Лермонтовским. Поэт использует интересный образ - «потек кран», это означает, что там в той «лагуне», случилась «поломка», обстоятельства которые заставили героя покинуть родной край. И герой уже не помышляет вернуться вновь, так как осознает, что в той жизни он уже никому не нужен, и ему надо плыть вперед не оглядываясь.

Чернеет парус одинокий...
Виктор Соколов 5
 
       «Белеет парус одинокий...»
Чернеет парус одинокий,
штормами в клочья разнесён.
Что он искал в стране далекой?
С чем в порт родной стремится он?
 
Ещё его матросы в силе,
и капитан – моряк лихой,
а он, бродяга, жаждет штиля,
как будто штилях есть покой.

Это стихотворение уже близко к смыслу Лермонтовского и является по сути его продолженем, хотя белый парус сменился на черный. Мы понимаем, что нелегкая досталась судьба, что поиски далекой страны не увенчались успехом, и что мечта парусника обрести штиль и покой. Это крах Лермонтовской идеи. Надо думать, что он бы не согласился с такой судьбой своего парусника. Но ведь перед нами это лишь форма, а на самом деле, это судьба героя стиха, потерпевший много крушений, который не нашел счастливой страны.

Чернеет парус одинокий
Поляков Владимир 3

Чернеет парус одинокий
В тумане моря он знаком -
Нас ожидает бой  жестокий,
Не встретят нас в краю родном…

Играют нервы - пули свищут,
Команда бьется - все горит.
Убьют нас всех - корабль обыщут,
Никто судьбы не избежит.

И после абордажной бури,
Туннель да свет в нем золотой.
В объятьях голубой лазури,
Тела найдут на дне покой.

Здесь у нас уже пиратский корабль. Но он символ свободы. Он одинокий скиталец и гроза другим кораблям. Все, здесь оборвлись связи с родным домом, не будет ему возвращения. Впереди только битвы, добыча, гибель. Но этой жажды насладиться свободой и найти упоению в бою и обретает подлинный смысл разбойнического паруса.


Рецензии