Маргарита Володина Трагедия и свет богини оттепели
Закалённая биография
Чтобы понять источник той внутренней силы, что светилась в её глазах с экрана, нужно помнить, из какого испытания она вышла. Маргарита Владимировна Володина родилась 4 сентября 1938 года в Ленинграде. Её детство пришлось на самые страшные годы: блокаду. Девочка чудом выжила в том аду, но испытания на этом не закончились. В послевоенные годы была репрессирована её мать, и юной Рите пришлось рано повзрослеть, столкнувшись с жестокостью мира лицом к лицу.
Спасением и выходом для неё стал театр. Она поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), который окончила в 1960 году. Её студенческая непосредственность и необыкновенная, скульптурная красота, лишённая какой бы то ни было слащавости, сразу привлекли внимание кинематографистов. Дебют в картине «Домой» (1960) был замечен, но настоящая слава ждала её впереди.
Взлёт и пик: «Оптимистическая трагедия»
Карьера Володиной развивалась стремительно. Всего за несколько лет она снялась в ряде знаковых картин: «Чёрная чайка» (1962), «Крепостная актриса» (1963), «Гамлет» (1964, Офелия). Но вершиной, ролью-символом, ролью-легендой стала для неё Комиссар в бессмертной «Оптимистической трагедии» (1963) Самсона Самсонова.
Это была роль, которую поначалу никто не хотел ей доверять. Молодая, красивая — сможет ли она сыграть суровую, железную волю революционерки, взявшей под командование банду анархистов? Но Володина совершила невозможное. Она не играла суровость, она играла веру . Её Комиссар был не иконой, а живым человеком: хрупкой женщиной с тихим, но абсолютно стальным голосом, чистыми глазами и несгибаемой волей. Она стала воплощением не силы власти, а силы духа. Это была игра на разрыв аорты, трагичная и бесконечно прекрасная.
Триумф был абсолютным. В 1963 году по опросу журнала «Советский экран» Маргарита Володина была признана лучшей актрисой года . Казалось, перед ней открыты все дороги.
Романы, факты и тени славы
Её красота и слава естественным образом делали её объектом обожания и героиней светской хроники. Её имя связывали с романами с известными актёрами и режиссёрами, самым громким из которых стал роман с Василием Лановым на съёмках «Полосатого рейса». Эти истории лишь подогревали всеобщий интерес, создавая вокруг неё ореол роковой, недоступной звезды.
Одним из интересных и малоизвестных фактов её биографии стало озвучивание в 1987 году. Она подарила свой голос, уже зрелый, насыщенный и глубокий, героине фильма Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (а не «Этот странный лунный свет», это распространённая неточность). Это стало своеобразным прощанием с кинематографом, последним штрихом в её filmography.
Значение для кинематографа и закат карьеры
Маргарита Володина стала одним из главных женских лиц «оттепельного» кино. Она олицетворяла новый тип героини: не плакатную и не бытовую, а одухотворённую и цельную . Её героини всегда несли в себе внутренний свет, будь то несгибаемая комиссар или страдающая Офелия. Она доказала, что сила может быть тихой, а трагедия — оптимистической.
Однако к концу 1960-х её звёздный час стал клониться к закату. Изменилась эпоха, изменилось кино. Эстетика «оттепели» уходила в прошлое, а с ней, казалось, уходила и потребность в таких хрустально-чистых и трагичных образах. Новое режиссёрское поколение искало другие типажи. Володина много и успешно играла в театре, но в кино её приглашали всё реже. Её конец карьеры в большом кино был не скандалом, не трагедией, а тихим, почти незаметным уходом — словно её героиня из «Оптимистической трагедии», выполнив свою миссию, растворилась во времени, которое её породило.
Маргарита Володина не накопила сотен ролей. Она оставила немногое, но — на века. Её Комиссар остаётся одним из самых сильных и пронзительных женских образов во всём советском кинематографе. Актриса, чья собственная жизнь была полна трагедии, сумела найти в ней оптимизм и подарить его миллионам зрителей. В этом — её главная творческая и человеческая победа.
Свидетельство о публикации №225082000466