Маргарита Володина Трагедия и свет богини оттепели

   В истории каждого национального кинематографа есть имена, которые становятся не просто списком ролей в титрах, а живым олицетворением целой эпохи. Таким именем для советского кино 1960-х годов, эпохи «оттепели» с её жаждой искренности и романтическим максимализмом, стала Маргарита Володина. Её кинематографическая судьба была яркой и стремительной, как вспышка — ослепительной, но, увы, недолгой. Она не была актрисой на десятилетия, но несколько её ключевых работ навсегда врезались в память зрителя, став символами своего времени.

  Закалённая биография 

Чтобы понять источник той внутренней силы, что светилась в её глазах с экрана, нужно помнить, из какого испытания она вышла. Маргарита Владимировна Володина родилась   4 сентября 1938 года   в Ленинграде. Её детство пришлось на самые страшные годы: блокаду. Девочка чудом выжила в том аду, но испытания на этом не закончились. В послевоенные годы была репрессирована её мать, и юной Рите пришлось рано повзрослеть, столкнувшись с жестокостью мира лицом к лицу.

Спасением и выходом для неё стал театр. Она поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), который окончила в 1960 году. Её студенческая непосредственность и необыкновенная, скульптурная красота, лишённая какой бы то ни было слащавости, сразу привлекли внимание кинематографистов. Дебют в картине «Домой» (1960) был замечен, но настоящая слава ждала её впереди.

  Взлёт и пик: «Оптимистическая трагедия» 

Карьера Володиной развивалась стремительно. Всего за несколько лет она снялась в ряде знаковых картин: «Чёрная чайка» (1962), «Крепостная актриса» (1963), «Гамлет» (1964, Офелия). Но вершиной, ролью-символом, ролью-легендой стала для неё Комиссар в бессмертной   «Оптимистической трагедии»   (1963) Самсона Самсонова.

Это была роль, которую поначалу никто не хотел ей доверять. Молодая, красивая — сможет ли она сыграть суровую, железную волю революционерки, взявшей под командование банду анархистов? Но Володина совершила невозможное. Она не играла суровость, она играла   веру  . Её Комиссар был не иконой, а живым человеком: хрупкой женщиной с тихим, но абсолютно стальным голосом, чистыми глазами и несгибаемой волей. Она стала воплощением не силы власти, а силы духа. Это была игра на разрыв аорты, трагичная и бесконечно прекрасная.

Триумф был абсолютным. В   1963 году   по опросу журнала «Советский экран» Маргарита Володина была признана   лучшей актрисой года  . Казалось, перед ней открыты все дороги.

  Романы, факты и тени славы 

Её красота и слава естественным образом делали её объектом обожания и героиней светской хроники. Её имя связывали с романами с известными актёрами и режиссёрами, самым громким из которых стал роман с Василием Лановым на съёмках «Полосатого рейса». Эти истории лишь подогревали всеобщий интерес, создавая вокруг неё ореол роковой, недоступной звезды.

Одним из интересных и малоизвестных фактов её биографии стало   озвучивание   в 1987 году. Она подарила свой голос, уже зрелый, насыщенный и глубокий, героине фильма Эльдара Рязанова   «Забытая мелодия для флейты»   (а не «Этот странный лунный свет», это распространённая неточность). Это стало своеобразным прощанием с кинематографом, последним штрихом в её filmography.

  Значение для кинематографа и закат карьеры 

Маргарита Володина стала одним из главных женских лиц «оттепельного» кино. Она олицетворяла новый тип героини: не плакатную и не бытовую, а   одухотворённую и цельную  . Её героини всегда несли в себе внутренний свет, будь то несгибаемая комиссар или страдающая Офелия. Она доказала, что сила может быть тихой, а трагедия — оптимистической.

Однако к концу 1960-х её звёздный час стал клониться к закату. Изменилась эпоха, изменилось кино. Эстетика «оттепели» уходила в прошлое, а с ней, казалось, уходила и потребность в таких хрустально-чистых и трагичных образах. Новое режиссёрское поколение искало другие типажи. Володина много и успешно играла в театре, но в кино её приглашали всё реже. Её   конец карьеры в большом кино   был не скандалом, не трагедией, а тихим, почти незаметным уходом — словно её героиня из «Оптимистической трагедии», выполнив свою миссию, растворилась во времени, которое её породило.

Маргарита Володина не накопила сотен ролей. Она оставила немногое, но — на века. Её Комиссар остаётся одним из самых сильных и пронзительных женских образов во всём советском кинематографе. Актриса, чья собственная жизнь была полна трагедии, сумела найти в ней оптимизм и подарить его миллионам зрителей. В этом — её главная творческая и человеческая победа.


Рецензии