Часть вторая Гава девятая Океанология
Святой Нос — мыс на Кольском полуострове, который разделяет Баренцево и Белое море, а также Мурманский и Терский берега. Из летописей известно, что моряки идя вдоль берегов полуострова, издали, за несколько десятков километров, видели далеко вдающийся в море скалистый нос.
Через Святой Нос купцы суда свои перетаскивали, от Волковой губы в Лапское становище.
В двадцати километрах от Святого Носа находится посёлок Гремиха или Мурманск -140. Городок на стыке двух морей – Баренцево и Белого.
Своё название небольшой посёлок получил в честь маленького ручья.
Военная база Северного флота атомных подводных лодок и кораблей с моря база закрыта островами.
Здесь подводные лодки всего в течение пятнадцать минут полностью уходят под воду. Единственная военно-морская база с прямым выходом в океан.
Вокруг только тундра и океан. Связь с ближайшими крупными городами только по воде или по воздуху – сутки на теплоходе до Мурманска и чуть больше до Архангельска.
- Ну, что, Сергей Иванович, повезло вам или нет - не знаю, но с первого дня службы со мной, бессонницу гарантирую. На все про все - максимум неделя.
Ветров слегка улыбнулся.
- Не привыкать.
- Экипаж укомплектован, мужики все толковые. Иди , пока, присмотрись, а мне тут надо кое-что проверить.
Пройдясь по отсекам, все оценив, Ветров заглянул себе в каюту.
Присев на койку - задумался.
В это время заглянул к нему командир.
Сергей встал.
- Ну, что Сергей Иванович, в штабе все вопросы решены? Я имею в виду переезд семьи.
- Я один,- коротко ответил Ветров.
- Пойдемте, я представлю вас офицерскому составу.
В кают-компании собрались почти все офицеры, кто свободен от вахты. Было немного шумно от веселых разговоров.
Увидев Харламова все сразу затихли.
- Ветров Сергей Иванович. Прибыл к нам из ТОФа. Прошу уважать и жаловать. Садитесь, Сергей Иванович, завтра представлю Вас, как положено на построении, а сейчас срочная информация. Ну, что граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы, кто хочет поработать?!
Офицеры заулыбались, потому, что знали любимую шуточную фразу командира из известного комедийного фильма "Операция "Ы"". Он всегда ее произносил, когда хотел намекнуть, что скоро предстоит выход в море.
- Вот, вот...Прежде чем "отвязаться" от пирса, надо сначала сделать приготовление корабля. И если вы активно трудились ночью на благо ВМФ, то это еще не значит, что вам он даст отдохнуть днем. Но шутки в сторону. Итак…
***
Военный городок разделяли только две улицы - Соловья и Бессонова, в центре стоял Дом Офицеров при котором была небольшая гостиница для командировочных и прибывших, но еще не определившихся с жильем офицеров.
В нее и прибыл Ветров вечером, после первого знакомства с экипажем.
- У нас номеров мало, товарищ капитан третьего ранга, так, что извините, но я вас поселю к командировочному из Ленинграда.
Ветров поблагодарил, взял ключи и направился на второй этаж в номер.
Подойдя к двери, он постучал.
- Дверь открыта. Кто там?
Ветров зашел в номер.
- Меня к вам разместили. Ветров Сергей Иванович.
- Очень приятно. Завилович Игорь Михайлович. Но вы, я так вижу, с дороги. Располагайтесь пока, а я схожу по поводу ужина все разузнаю.
Когда сосед вернулся, Сергей уже привел убрал вещи и привел себя в порядок.
Только сейчас Ветров рассмотрел соседа.
Он был где-то с ним одного примерно возраста, невысокого роста, худощавый. Одет был в спортивный костюм у ворота которого виднелся край тельняшки. Темные, слегка вьющиеся волосы, небольшая бородка, усы придавали его лицу какой-то очень гармоничный вид. Темные глаза, излучали какой-то внутри человеческий свет по которому сразу можно было определить, что это человек непростой, наблюдательный, интеллигентный.
- Ну, что. Здесь поужинаем?
- Тогда я в магазин, - предложил Ветров.
- Отбой тревоге. Все есть.
Завилович открыл тумбочку и стал доставать банку икры, тушенку, шпроты, чай, сахар, сгущенку.
- Хлеб и жаренную картошку нам сейчас принесет Клавочка. Я ее уже попросил.
Сергей почувствовал некоторую неловкость.
- Может я ...
- Все есть, Сергей Иванович. А, если нет, то появится. Дайте только срок. Говорю вам, как океанолог и гидрометеоролог. Вы, моряки, нам всегда же доверяете. Кто вы будете по специализации?
- Связь, - ответил Ветров.
В дверь постучали. В номер зашла девочка лет тринадцати и принесла целую сковородку еще с горячей картошкой. Поставив ее на тарелку, а из карманов своего фартука достала вилки и хлеб.
- Котлеты есть. Хотите?
- Тащи! Срочно! Даже не срочно — мигом!
Когда Клава убежала, Игорь произнес.
- Славная девушка. Матери помогает. Как же она картошку хорошо жарит. Вот попробуйте только, попробуйте! Тает просто во рту. Как пить дать — сливочное масло добавляет.
В момент, когда мужчины с аппетитом уминали картошку, открылась дверь и на пороге стоял Харламов.
Он молча вошел и не произнеся ни слова вытащил из кармана кителя бутылку водки.
- Слушайте метеорологов, появление спиртного на горизонте они точно всегда предскажут!
- Очень хорошо! Так значит у нас сегодня будет классическое трио! Вы уже познакомились? Игорь Михайлович - это военный консультант Сергей Иванович. Будет с нами в экипаже. Приживется — оставим. Не приживется — выгоним!
- Потрясающе! - произнес Завилович, подставляя к столу третий стул.
- Игорь Михайлович, это и вас касается! Я терплю вас уже не один год! Уже даже не терплю - мучаюсь! Жизни уже не представляю!
Завилович расхохотался. Он прекрасно понимал шутку командира.
Когда водка была разлита по граненым стаканам, Харламов произнес:
- За знакомство.
Первое напряжение сразу было снято и общение продолжилось уже в более дружеском ключе.
- Хороша картошечка. Клавка готовила, сразу чувствуется!
По произнесенной фразе Сергей сразу стало понятно, что между командиром и океанологом дружеские и доверительные отношения.
Ветров смотрел с какой "скоростью" из сковородки "улетала" картошка с тарелки командира и у него аппетит разгорался все больше и больше.
Отстранив банку с красной икрой, Владимир Владимирович взял в руки шпроты.
- Игорь, так у тебя тут припасен такой деликатес! Рижские шпроты, "едить твое налево"! Ну, давайте по второй и закусим этой копченой "хренью".
Где-то через час, когда бутылка была уже пуста, Харламов засобирался.
- Ну, что, мужики, пора отдохнуть. Игорь, завтра Сергея введешь в курс дела и так, чтобы ему снился этот "Тукан". Чтоб он им бредил, как шикарной женщиной в отпуске.
- А вне отпуска? - уточнил океанолог.
- Вне отпуска — служба! Только служба! Она надежнее!
Засыпая, Сергей неожиданно задал Игорю вопрос:
- Океанолог! Впервые задумался, как красиво звучит. Романтика тебя привела в профессию?
- Сначала авантюризм, потом романтика, а потом захотелось героизма!
- Как это?
- Да я совершенно случайно стал океанологом. Током стукнуло и меня осенило!
- Шутишь... - тихо произнес Сергей.
- Я? Шучу? Да ни сколечко! Я вообще морем не бредил. После окончания седьмого класса поступил в Ленинградский физико — механический техникум. На третьем курсе, на практических занятиях не туда ткнул отверткой и меня прошило «10 киловольтом» и на этом мое обучение закончилось.
- Заболел?
- Нет. Преподаватель напрочь отказался мне ставить зачет по практике и я ушел. Пошел на завод по производству радиолокационных станций и учился в вечерней школе рабочей молодежи. А потом....
Игорь сел на краешек кровати и укрылся одеялом.
- А потом я решил поступить в Московский инженерно-физический институт. Но в институт не прошел по конкурсу и с опущенной головой вернулся домой в Ленинград. По дороге листал справочник " Для поступающим в ВУЗы", и наткнулся на Гидрометеорологический институт и специальность — океанология. И я «ввалился» в судьбу, которая приняла меня в свои объятия.
- А на подводный флот, как попал? Тоже "наткнулся"?
- Нет, скорее наоборот - он на меня. После армии, я пытался устроится на хорошую работу. У меня сын родился. Все "теплые" места были уже заняты. И тут, вдруг один из офицеров, с которым я плавал на судах Атлантической экспедиции, дал мне номер телефона и посоветовал позвонить насчет работы. Оказалось, что организация находится в конце улицы, на которой я жил всю жизнь. Я договорился о встрече и пришел. Меня радостно встретил Центральный научно-исследовательский институт “Гранит” Минсудпрома, выполняющий работы в интересах, прежде всего, Военно-морского флота. Ну, а дальше " Тукан", "Кайра", подводные лодки и сплошное море в «рамочке» романтики.
- А я всегда думал, что в океанологи идут, как-то по-другому - с мечты, что ли.
- С пеленок, еще скажи!
Мужчины рассмеялись.
Через несколько дней, командир вызвал к себе Ветрова на приватный разговор.
- Сергей Иванович, прошу проверить готовность системы СОКС-МНК-200 "Тукан" к максимальному использованию во время предстоящего похода. К Завиловичу "приклейся". Все на ус мотай. С губ считывай каждое слово. Понял?
- Есть, товарищ командир.
- То-то же...
Свидетельство о публикации №225082000474