Глава вторая Часть десятая Операция

        Любой поход  подводной лодки - это миссия, которая выполняется без постоянного контакта извне. Понятно, что она должна быть подготовлена к этому и обеспечена всем необходимым.
В походе у каждого члена экипажа в голове  уже четко сформированный образ безопасной деятельности при выполнении любых задач на основе полученных знаний, навыков и психоустойчивости.
Саморегуляция психических состояний, умение себя контролировать внештатных ситуациях - это не простые словосочетания. Владение рефлексией - это за считанные секунды уметь сконцентрировать все внимание, направляя внутреннюю энергию в нужное русло работы.
В такие моменты организм, как бы полностью отключается от личного. Происходит  "выход из доминанты жизненной цели" - когда  все, что остается на берегу и становится второстепенным.
Для моряка-подводника команда :" Корабль к бою и походу приготовить"  - это вход в  состояние  которое описать  и представить практически  НЕВОЗМОЖНО для тех, кто никогда не служил на флоте. Но те, кто знает это на рефлекторном уровне, понимают значение этой фразы. Ее считывают моряки по одному  много означающему взгляду командира.
Еще курсантом Ветров прочел фразу, которая навсегда врезалась ему в память: " Любой штацкий возьмется командовать полком, но ни один штацкий не возьмется командовать подводной лодкой".
Кто ее сказал он уже и не мог вспомнить, но суть - расширяла сознание того, что ТЕБЕ предстоит отвечать: за состояние "железа"; за здоровье и боевой дух экипажа; за боевую подготовку; за безопасность; за снабжение корабля; за точность кораблевождения; за связь; за тактические действия. И этот список бесконечен до последнего пункта -  отвечать за последствия.
Бывалому подводнику достаточно небольшого диалога, а то и просто одного взгляда, чтобы понять: кто перед тобой "профи" или "дилетант" назначенный на должность.
  Для  каждого офицера, самая большая внутренняя ответственность - это соответствие занимаемой должности и уважение среди сослуживцев.
Сергей достаточно быстро был  принят экипажем.
Он быстро влился в рабочий процесс   и жизнь его полностью подчинилась службе.
 ***
29 мая, в Заполярье, четыре многоцелевые  лодки третьего поколения  вышли из военно-морской базы Западная Лица с интервалом в несколько дней. "147"  - из Гремихи. Все пять лодок взяли курс на запад в район Гибралтара.
Никто, кроме командиров, до самого выхода в море не был посвящен в цели и задачи похода.
За сутки до выхода в море, командир дивизии Суворин вызвал к себе начальника особого отдела Кондрашова.
- Подпишитесь, Александр Михайлович, - сказал он кратко и протянул лист бумаги.
Кондрашов прочел и глаза его округлились.
- Юрий Викторович, да вы что, смеетесь? За сутки до операции меня извещаете! Где я вам за один день столько уполномоченных найду?
- Александр Михайлович, уж постарайтесь. Операция очень серьезная. Все говорю, как есть и по факту. Сделать надо.
Видно было, что Кондрашова ситуация крайне возмутила и напрягла, но подпись он поставил.
- Срок проведения операции, - уточнил он.
- Две недели.
Кондрашов вышел из кабинета.
15 июня в нужный квадрат, прибыло гидрографическое исследовательское судно  "Калгуев",   на борту которого находился  оперативный походный  штаб.
16 июня восточнее кубинского побережья к нему подошел БРЗК  "Лира", куда переместились руководители операции, с борта которого планировалось осуществление космической связи с атомоходами и анализ полученной  информации по расположению наших лодок и лодок противника, а также  взаимодействие с авиацией с которой был заранее проработан  план поддержки с воздуха.
- Юрий Викторович, связь обеспечена. - Доложил комдиву дежурный, как только командование оказалось на "Лире".
- Добро.- произнес Суворин и обратился к Кронину, - В свое время, мой друг, увлекался игрой радиопеленгации " Охота на лис". Суть ее очень простая: Радиопередатчик на пересеченной местности передает сигнал каждые пять минут. Необходимо с помощью компаса и специального радиоприемника, как можно быстрее найти "лису".  Интересно в этой игре то, что никому не надо прятаться за горизонт, не надо бояться быть незамеченным. Самое важное - первым "запеленговать" и "вести" рыжую бестию.
- Корабли вошли  в Карибское море и все прошли противолодочные рубежи противника.
- Есть! Молодцы, черти!  Ну что, Николай Петрович, начинаем "охоту"!
- Начинаем! - Ответил Кронин.
Всем лодкам были присвоены позывные буксиров, минно-торпедных  барж, чтобы при радиообмене с берегом обеспечить связь в критических системах безопасности. Таким образом радиообмен не вызывал особого внимания у "натовской" радиопрослушки.
Под видом рыболовецких судов была развернута  радиоразведка за счет систем "Легенда", которая отслеживала расположение и перемещение американских судов в данном районе и " Целина-2" - спутниковая радиотехническая разведка.
Вне зон, контролируемых нами, работала наша агентура.
18 июня была проведена первая фаза операции.
В районе Западной Ньюфаунденской банки произошла ротация наших лодок, когда "все вдруг" изменили свое движение: две - продолжали идти в заданном направлении по часовой стрелке, а две другие повернули свои направления обратно, пошли им навстречу, создавая впечатление, что одни,  якобы, идут  в район патрулирования, а другие - возвращаются с боевой службы.
Янки привыкли, что наши лодки выдвигаются в районы боевой службы (Северная Атлантика и Средиземное море) по одному и тому же маршруту с небольшими отклонениями -  это между Фарерскими и Шотландскими островами, либо между Исландией и Гренландией.
Трудно найти другой оптимальный путь с точки зрения мореходства от  всех наших северных баз, чтобы попасть в Средиземное море.
Но это с одной стороны. А если изменить тактику - изменить способ развертывания лодок без потери скрытности!
Именно этот факт не сильно взволновал американцев.  Аналитики в Пентагоне ошибочно дали свою оценку, предположив ситуацию штатной и не опасной. Американцы начали вести общую операцию отслеживания, сразу не организовав активное отслеживание наших атомоходов.
Активная часть операции началась 19 июня.
Из аэродрома Сант-Антонио острова Куба в назначенное время в небо поднялись четыре самолета  Ту-142 М дальней авиации, которые  должны были привлечь к себе внимание и заставить "напугать" противника и раскрыть свои карты. Так же, самолеты "накрывали" те места, которые не могли исследовать наши лодки. Это же и было основной целью операции.
Надо было показать этим «янкам», что в рамках обычных учений АПЛ, один на один с противником, можно умело воздействовать на правительство любой страны в интересах своего государства, чтобы "последняя капля" холодной войны не смогла перерасти в "горячую войну".
Все понимали, что на смену холодной войне придёт холодный мир. Политика силы станет играть гораздо большую роль, чем играла прежде. Поэтому "дипломатия канонерок" должна в реальности на себе ощутить всю мощь " дипломатии подводных крейсеров".
Началась настоящая суматоха. К этой ситуации очень подходит это русское слово, значение которого уходит в древние времена, когда русские воины сражались в монголо-татарами. " Матошить" противника, "суматошить" - запутывать, выводить из себя, заставлять терять контроль над собой.
Американцы в воздух подняли  свою Патрульную противолодочную  авиацию Р- ЗС "Орион" из трех секторов : Бермудского, Азорского и Канадского.

Начался активный поиск  лодок с обоих сторон: мы искали их, они начали искать нас. "Охота на лис" приобрела  уже не шуточный характер.
Американцы поняли, что они потеряли время. Их самолеты стали совершать по четыре самолета-вылета за сутки.
***
147-я имела определенное задание в этой операции и ее "улов" должен был быть весомым и значимым.
Она отличалась от своих "собратьев" и прежде всего соей конструкцией.
Новое ограждение боевой рубки имело такую же форму, как и в предыдущем проекте 971, которое было самым узнаваемым из всех кораблей этой серии и имело название "лимузинного" типа с развитым кормовым оперением. Это придавало  ей невероятно красивую форму.
Сегодня уже не удастся нам  точно узнать, почему Главный конструктор этого проекта Чернышев Г.Н. оставил этому проекту такую форму. Но, скорее это имело для него более эстетическое значение, чем практическое.
Попытка снизить гидродинамическое сопротивление на практике показала , что на скоростях подводного хода - нужного эффекта не давало, но за счет опекаемой и гармоничной формы архитектуры проекта, для улучшения мореходности, внимание было больше уделено другим аспектам конструкции.
Среди бывалых моряков, которые свою дорогу начинали с прочтения в детстве книги Жюль Верна о "Наутилусе", не могли не помнить яркие впечатления от иллюстраций ( "Vingt mille lieues sous les mers. Jules Verne ; Hetzel (Paris), 1871" ), на которых была изображена подводная лодка именно с такой формой рубки.
Проект 971 был классифицирован в справочнике "Джена" за 1972 год, как "Victor". Но до сих пор неизвестно, почему НАТО, помимо "Victor-class" дали еще одно название и не менее звучное "Вlack Prince" - "Черный Принц".
Система СОКС -  датчики и антенны, размещались в носовой части надстройки лодки,  вернее в средней части охлаждения рубки и в ограждении ходового мостика.
Так как след от проходящей подводной лодки остается достаточно долго, то система может с большой точностью распознать ее кильватерный след, но и  определять направление движения. Обмануть систему невозможно : хаотичные возмущения не будут восприняты, как субмарина.
Так, что в  походе предстояло проверить  систему в деле.


Рецензии